Сегодня 25% своей продукции «Алтайдизель» поставляет на «Алттрак». Барнаульские дизели рубцовчане устанавливают на сельскохозяйственные трактора Т-4А и Т-402, а также на ТТ-4М. Оба алтайских предприятия входят в состав ОАО «Сибмашхолдинг», объединяющего 8 сибирских предприятий. ОАО «Сибмашхолдинг» создано в октябре 2000 года под патронажем полпреда президента в СФО Леонида Драчевского. Годовой оборот компании составляет около $200 млн, доля российского рынка - около 35% производства комбайнов, 10% рынка тракторов, 60% - производства дизельных двигателей.
В январе 2002 года на «Алттраке» складывалась парадоксальная ситуация: завод выпустил сотни тракторов без двигателей и в конце концов вынужден был приостановить работу. По словам директора Алтайского института проблем промышленного развития Владимира Бородина, «Алтайдизель» оказался заложником недобросовестных поставщиков комплектующих для своих дизелей и неплательщиков за уже поставленную продукцию. Правда, как сообщил «Континенту Сибирь» генеральный директор ОАО «Волгоградский тракторный завод» Сергей Романенко, в конце прошлого года завод, еще недавно один из крупнейших должников «Алтайдизеля», погасил свои долги перед «Алтайдизелем» и даже осуществил 30-процентную предоплату (5 млн руб.) за январские поставки. Тем не менее у «Алтайдизеля» по-прежнему катастрофически не хватает оборотных средств.
4 февраля в мэрии Рубцовска состоялось экстренное заседание по ситуации на «Алттраке», на котором генеральному директору ОАО «Алттрак» Артуру Дерфлеру было предложено начать поиск реального инвестора. 7 февраля положение на тракторном заводе рассматривалось на балансовой комиссии краевой администрации под председательством первого вице-губернатора Николая Чертова. Тем не менее, по словам Владимира Бородина, ситуация на «Алттраке» остается тяжелой. Но не безнадежной. Так, уже сегодня к продукции «Алттрака» проявляет интерес Узбекистан, готовый осуществлять масштабные закупки тракторов Т-402 с австрийской навесной почвообрабатывающей техникой для возделывания хлопчатника.
Вместе с тем на днях в алтайских СМИ прошла информация о грядущем банкротстве «Алттрака», причиной которого является якобы неэффективный менеджмент. Местные наблюдатели предполагают, что за этой акцией стоят попытки «расчистить площадку» для прихода новых собственников.
Их интерес понятен: «Алттрак» - один из крупнейших производителей сельскохозяйственных и промышленных тракторов в России, а доля «Алтайдизеля» на российском рынке двигателей для сельхозтехники в 2000 году составила 60%. Кстати, в последние дни в Барнауле началась активная скупка акций «Алтайдизеля». По мнению вице-мэра Барнаула Михаила Шипицына, за этим стоят московские структуры, пытающиеся завладеть заводом. По словам же специалистов «Сибмашхолдинга», скупку ведет сама администрация предприятия, пытающаяся путем аккумулирования активов противостоять угрозе интервенции со стороны крупного московского капитала. Не исключено, что возникшая коллизия - начало крупного скандала в борьбе за передел собственности на «Алттраке» и «Алтайдизеле». В любом случае информационная война против «Алттрака» и финансовая интервенция на рынке акций «Алтайдизеля» - серьезный вызов «Сибмашхолдингу».
Официальная точка зрения «Сибмашхолдинга», которую удалось выяснить корреспонденту «КС» у руководителя пресс-службы холдинга Сергея Попова, сводится к тому, что зима - сложный сезон для любого машиностроительного предприятия. «Это основная причина проблем, и они будут решаться путем расширения рынка продаж», - заявил господин Попов.
|