Мы с вами присутствуем при рождении новой морской легенды – о «летучих россиянах». Эти суда, в отличие от «летучих голландцев», вполне материальны. Однако тоже полны загадок – пишет на страницах своего авторского блога журналист-расследователь Кирилл Маренин, рассказавший об одном из таких «призраков» – краболове «Тигиль».
Рождение легенды
«Тигиль» был построен в 1981 году в США. В конце 1990-х он вошел в историю российского браконьерства под своим первым названием «Фиер Си». В те времена краболов зарабатывал капитал двум фирмам: американской MBI и российской «Марине Ич». Первой он принадлежал, у второй находился в оперативном управлении.
В 1999-м капитан «Фиер Си» был осужден за нелегальную добычу краба. «Марина Ич» канула в лету. Про MBI никаких новостей «из-за бугра» больше не приходило (говорили, что эта компания была основана бывшим представителем Минрыбхоза СССР в Штатах, поныне там живущим).
В 2000-х краболов получил нынешнее имя и нового хозяина (камчатское ООО «Вектор»). Однако его участь оставалась неизменной. Он продолжал незаконный промысел.
В 2009-м «Тигиль» добывал краба «в научных целях». Но, как оказалось, наука служила лишь прикрытием браконьерского лова. В том же году «Тигиль» был конфискован в доход государства.
А в 2010-м управление Росимущества по нашему краю передало его в аренду камчатскому ООО «Алеут» (договор бербоут-чартера с неограниченным районом плавания). Дальнейшая судьба краболова похожа на авантюрный роман.
Зигзаги истории
С 2011-го «Тигиль» начал вновь появляться в районах промысла краба, таинственно исчезая из поля зрения морской охраны. Так, в январе 2011 года на судне 10 раз «зависало» техническое средство контроля, что мешало определить его местонахождение.
В том же году по распоряжению тогдашнего руководителя камчатского управления Росимущества А. Фоменко 17 конфискованных судов, включая «Тигиль», были переданы в хозяйственное ведение федеральных государственных унитарных предприятий. Краболов попал к ФГУП «Приволжский» (Марий Эл). Но «Приволжский» лишь продлил договор бербоут-чартера на судно дополнительным соглашением с ООО «Алеут».
В 2012 году – новый зигзаг истории. «Тигиль» стал фигурантом уголовного дела, которое было возбуждено в отношении А. Фоменко. ФСБ посчитала, что тот незаконно передал конфискованный флот в распоряжение ФГУПов. Следствие длилось около года и завершилось для Фоменко оправдательным приговором.
Пока суд да дело, в жизни «Тигиля» ровным счетом ничего не менялось. Краболов продолжал бороздить моря, оставаясь в аренде.
Интересная логика у наших правоохранительных органов. Значит, по их мнению, передать конфискованный флот государственным предприятиям – это вдруг стало достойным осуждения. А то, что его запросто раздают в аренду частным компаниям, в порядке вещей?
Я могу понять чиновников Росимущества, которые разными путями пытаются сбагрить конфискованный флот кому угодно, лишь бы снять с себя ответственность за него. Ведь при сегодняшних законах он ржавеет у причала без пользы месяцами и годами, в течение которых Росимущество обязано его содержать. Это головная боль плюс немалые затраты (150 млн рублей в год!). Сдать хотя бы часть флота в аренду – вроде как решение проблемы. Но только при условии, что фрахтователь намерен вести честный промысел. А если нет?
Ищите ответы в Йошкар-Оле
В статьях «Пароль «Краб» для двойного агента»» и "Под прикрытием" мы рассказали о группе краболовных судов, которые регулярно приходят в районы промысла краба, однако, если верить их отчетам, промысел не ведут, либо ловят в мизерных количествах треску и палтус. Все понимают, чем на самом деле занимается этот флот, но никто ничего доказать не может.
Читатель уже наверняка понял, что «Тигиль» – из таких судов. Вот что мне сообщили в местном управлении Росрыболовства. С августа до середины ноября 2013 года «Тигиль» находился в районе Западной Камчатки, рядом с промысловыми скоплениями камчатского краба. Отчетов о вылове не подавал, при этом на борту имел свежемороженую сельдь, которая используется как нажива для крабовых ловушек. После активного «ничегонеделанья» краболов растворился в морском тумане, как и еще пять краболовных судов того же рода.
А недавно мои американские коллеги сообщили мне, что российский краболов под названием «Тигиль» прибыл в порт Сиэтла. Они были весьма удивлены, узнав, что «Тигиль» – собственность Российской Федерации.
Кстати, когда «Тигиль» передавался в аренду, он был под обременением – залогом по договору ипотеки в пользу американской компании «Western Services». Значит ли это, что краболов по приходе в американский порт может быть арестован?
Я обратился в камчатское управление Росимущества с просьбой пояснить ситуацию с «Тигилем». Но, по словам и. о. руководителя управления И. Карасика, его ведомство не располагает информацией о судьбе этого краболова с 2011 года. Мне было предложено искать ответы в г. Йошкар-Ола, где зарегистрировано ФГУП «Приволжский».
Итак, мы с вами присутствуем при рождении новой морской легенды – о «летучих россиянах». Эти загадочные суда принадлежат российскому государству, которое, похоже, не ведает, где они находятся, чем промышляют.
Непобедимый «Челси»
В этом году исполнится четыре года с момента вынесения приговора в отношении владельцев холдинга «Восточные рыбные ресурсы» (ВРР), который считался крупнейшей ОПГ в сфере нелегальной добычи краба. Напомню, подсудимые были оправданы камчатским краевым судом. Но восстановить прежний бизнес им не удалось. Однако свято место пусто не бывает. Им на смену пришли другие.
Холдинг ВРР в народе называли «Челси», поскольку его головной офис находился в Анадыре во времена, когда губернатором Чукотки был владелец этого знаменитого футбольного клуба. Преемников ВРР с тех пор повелось именовать «Челси-2», «Челси-3» и т. д.
По слухам, сейчас формируется очередной «Челси», который проявляет большой интерес к конфискованным краболовным судам. Новая группа организована по типу ВРР: добыча краба – в России, сбыт – в США. Флот разделен на несколько камчатских компаний, которые зарегистрированы по одному адресу. Мозговой центр представлен нашими бывшими соотечественниками, живущими в Штатах. Среди них, к примеру, есть американский гражданин литовского происхождения, участник «литовской группировки» в Сиэтле. Их люди ходят наблюдателями на судах, которые добывают российского краба. Улов вывозят за границу по обычной схеме – на транспортниках под камбоджийским флагом. Повторюсь, это лишь слухи. Но звучат они правдоподобно.
Тем временем, с 25 декабря 2013 года в России действует «Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла». И это не просто декларация, а план реальных мер. Уже в феврале профильные ведомства должны представить свои предложения по его исполнению. Очень хочется верить в победу закона. Но жизнь подсказывает, что «Челси» его опять обыграет» – полагает журналист.
|