С 1992 по 1996 г. работники Росгеологии по договору с "Зарубежнефтью" проводили в далеком от России Вьетнаме геологические изыскания, документировали и оценивали запасы нефти, газа на месторождениях этой азиатской страны. Россия планировала активно разрабатывать вьетнамские месторождения и для реализации своих намерений участвовала в проекте через АО "Зарубежнефть" - начиная от разведки и до выхода на тендер. Понятно, что его условия "Зарубежнефть" готовила под себя; ведь победитель получает вьетнамские рынки сбыта, забирая при этом 60% извлекаемой нефти.
Не обошлось и без участия ЛУКОЙЛа: поначалу планировалось, что он явится посредником по поставке через АО "Волгограднефтемаш" оборудования во Вьетнам, а затем станет и компаньоном. При поставках этого оборудования намечали задействовать уже опробованную ЛУКОЙЛом в Казахстане схему получения высоких прибылей. Однако "Волгограднефтемаш" через ЛУКОЙЛ продает изготовленное для казахстанцев оборудование в Узбекистан. Затем оборудование, но уже по новой цене, было поставлено ЛУКОЙЛом в Казахстан.
В результате этой аферы (с учетом конвертации, высокой разницы курса валют двух государств) Узбекистан и Казахстан получили прибыль за счет взаимозачетов, а ЛУКОЙЛ - 150% прибыли со сделки.
Такая же схема планировалась и для Вьетнама. Однако в апреле 1997 года в период проведения тендера ситуация изменилась не в пользу "Зарубежнефти", что явилось для нее полной неожиданностью. Вместо минимальной суммы сделки за контракт пришлось "Зарубежнефти" для выигрыша тендера заплатить максимальную (топ-цену). По оценкам аналитиков, существенную роль в этом сыграл ЛУКОЙЛ, который в последний момент в чем-то не договорился с "Зарубежнефтью" и разгласил условия конкурса до его проведения одной американской компании, также участвовавшей в тендере. Сейчас "Зарубежнефть" подготовила технико-экономическое задание по проекту и подбирает соисполнителей. Правительством России по проекту открыта кредитная линия.
Для ЛУКОЙЛа не внове кидать российские госпредприятия, в том числе и "Зарубежнефть". Что так? Да есть простая арифметика: ЛУКОЙЛ добывает ежегодно 60 млн тонн нефти и приносит в российскую казну 800 млн долларов в год. А "Зарубежнефть" добывает 12 млн тонн, но при этом ежегодно вносит в казну 600 млн долларов.
Возникает резонный вопрос: куда уходят деньги ЛУКОЙЛа?
Можно адресовать этот вопрос и американским акционерам, которые, по сведениям торговой палаты США, являются собственниками 40% акций ЛУКОЙЛа.
Неудивительно, что наши зарубежные партнеры Ирак и Вьетнам считают ЛУКОЙЛ американской компанией и крайне отрицательно относятся к любому появлению "птенцов" гнезда Вагита Алекперова на рынках этих стран...
|