Кипрская компания Beforma Jnvestment отвалила за них 200 млн долларов. Много это или мало? Смотря как рассуждать. Известно, что наше правительство тщательно и долго готовило продажу этих акций, и можно было ожидать - не в ущерб себе. Условия прошедшего 29 октября 1999 года конкурса включали в себя и инвестиционную составляющую в 240,4 млн долларов. Цена пакета с учетом этой составляющей соответствовала 6,6 доллара за акцию. А вот рыночная котировка на день аукциона была обозначена цифрой 7,9 доллара.
То есть фактически российское правительство получило всего 3 доллара за акцию - 38% от рыночной стоимости. Это минимально возможная сумма за правительственный пакет в самой лучшей, по словам руководителей Минтопэнерго РФ, российской нефтяной компании.
Неужто ЛУКОЙЛ так дешево стоил в конце октября прошлого года? Может, кто-то ошибся с календарем, спутав 1999-й с 1998-м, когда по закромам родины смерчем пронесся дефолт, а у рубля от девальвации живот прилип к спине?
А ведь когда-то у нашего правительства было более 27% голосующих акций компании. Но после продажи пакета и размывания капитала из-за слияния с НК "Коми ТЭК" его доля уменьшилась до 18,7%.
Кто мне помешает выдвинуть "крамольную" версию, что лукойловцы попросту выкупили у правительства эти 9%, чтобы лишить государство блокирующего пакета? Никто не помешает. Особенно если предположить, что ЛУКОЙЛ приобрел этот пакет через свой оффшор на Кипре и по сути не затратил на это ни цента и даже ни копейки. Да и вообще почему, например, полученные нашим правительством 200 млн долларов не могли быть взяты из средств, появившихся на свет в результате дополнительной эмиссии привилегированных акций ЛУКОЙЛа, осуществленной в октябре 1999 года? Этой эмиссии, как помню, предшествовал официально объявленный ЛУКОЙЛом 23 июня 1999 года факт поглощения "Коми ТЭК" - путем обмена акций. В уставном капитале "Коми ТЭК" тогда находилось 167 млн обыкновенных акций, и ЛУКОЙЛу для обмена необходимо было выпустить всего около 40 млн обыкновенных акций. Следовательно, почти 30 млн пошли собственно на привлечение капитала. Таким образом за счет дополнительной эмиссии в 69 млн акций ЛУКОЙЛ поглотил "Коми ТЭК" и привлек не менее 200 млн долларов.
Вряд ли нужно быть крутым аналитиком и для того, чтобы понять: в инвестиционных условиях заинтересована прежде всего сама нефтяная компания. И именно она, "российская" НК ЛУКОЙЛ, собирается направить 240,4 млн долларов обязательных инвестиций на (цитирую) "... разработку и внедрение системы для уменьшения незапланированных потерь дочерних предприятий".
Эта фраза-загадка звучит весьма интригующе, наверное, не только для читателей, но и для асов из финансовых структур правительства. Думаю, в российском Белом доме согласятся все-таки с моей версией о выкупе ЛУКОЙЛом акций у правительства, если вспомнят: все участники вышеупомянутого аукциона подали заявки, не отличающиеся фактически от стартовой цены.
Таким образом, если предположить двухходовую комбинацию (поглощение - выкуп), то получается, что ЛУКОЙЛ практически бесплатно приобрел "Коми ТЭК" и значительно уменьшил возможность государства влиять на принятие решений. Очевидно, что в этом случае менеджеры компании могли только увеличить свою долю голосующих акций.
Словом, продажу 9% доли Российского государства в ЛУКОЙЛе можно считать одной из самых неудачных сделок правительства в истории приватизации и одновременно одной из самых удачных в истории самой НК "ЛУКОЙЛ".
Могу предположить негативную реакцию руководства нефтяной компании и Минтопэнерго на сегодняшнюю публикацию: опять, мол, "Новая газета" катит на нас бочку, упрекает в игнорировании интересов России...
Отрицать не буду - так оно и есть; слишком много в газету поступает информации о странностях в делах НК "ЛУКОЙЛ". И подпитывают журналистов сведениями не люди с улицы или "обиженные" российские конкуренты ЛУКОЙЛа, а источники, чья компетенция и беспристрастность не вызывают сомнений. Так, в конце прошлого года в МИД России поступила нота протеста от министерства иностранных дел одного из государств. В ноте выражалась озабоченность действиями ЛУКОЙЛа, участвующего с российской стороны в реализации совместного инвестиционного проекта по строительству на Кавказе трубопровода "Голубой поток". Иностранные дипломаты, ссылаясь на свои источники, отмечали: в ЛУКОЙЛе превалируют проамериканские настроения, что может вызвать серьезные разногласия среди участников проекта. Подчеркивалось, что империя Вагита Алекперова создается на деньги ряда американских компаний и через ЛУКОЙЛ американцы смогут диктовать свои условия другим участникам инвестиционного проекта.
Кроме того, иностранцы проинформировали Россию, что, используя возможности некоторых американских компаний, ЛУКОЙЛ проводит сомнительные коммерческие и финансовые операции в западных странах, попадая при этом в финансовую зависимость от этих компаний США.
В ноте констатировано мнение руководства иностранного государства о том, что Вагит Алекперов ведет сепаратные переговоры по финансовым деталям проекта в ущерб экономике страны, приславшей эту ноту протеста.
К проверке присланной информации подключились некоторые российские спецслужбы, подтвердившие позже использование ЛУКОЙЛом финансов ряда коммерческих фирм США для приобретения на них перспективных нефтеместорождений на Севере РФ...
Остается только напомнить руководителям России слова их великого соотечественника А. И. Герцена, актуальные и сегодня: "... Одна из отличительных характеристик нашего века состоит в том, что мы все знаем и ничего не делаем".
|