Столичные журналисты впервые услышали название «Черное озеро» в ходе судебного процесса по делу «Кировлеса» из уст Марии Гайдар, которая давала суду показания и упомянула о том, что многие вопросы управления Кировской областью обсуждались именно там. «Мы часто общались, вместе ужинали, поскольку была общая столовая, обменивались мнениями, обсуждали текущие проблемы и вопросы. Некоторые совещания так же проходили на «Черном озере» - поведала бывшая чиновница губернатора Никиты Белых.
Однако оказалось, что данный объект давно вызывает вопросы у жителей Кировской области, поскольку есть основания полагать, что чиновники занимают «Черное озеро» с нарушениями законов. Во всяком случае, депутат Государственной Думы РФ Сергей Мамаев попросил прокурора Кировской области Сергея Берижицкого разобраться, на каком основании губернатор Никита Белых и члены его команды живут в правительственной резиденции «Чёрное озеро», и в какую сумму обходится областному бюджету её содержание – сообщает региональный портал «Новая пресса».
«Сегодня многих в Кировской области интересует вопрос, касающийся функционирования так называемой государственной резиденции губернатора «Чёрное озеро». Дело в том, что в России, как известно, государственные резиденции предоставляются двум руководителям страны: Президенту и председателю правительства, - а суммы финансовых средств на их содержание утверждаются парламентом, - напоминает, в частности, Сергей Павлинович. - В Кировской области до избрания на пост губернатора Николая Шаклеина никакого упоминания о резиденции не было.
На схеме: Резиденция и ее окрестности по состоянию на 2010 год («Вятский наблюдатель»)
Имелся хозяйственный объект, предназначенный для временного пребывания государственных деятелей Российской Федерации, приезжающих в область с рабочими визитами. Затраты в то время на его содержание были минимальными. А после капитального ремонта (знаю об этом как бывший глава администрации Советского района) объект и вовсе планировали преобразовать в филиал гостиницы, принадлежащей областной администрации» - отмечает депутат.
Планам этим, однако же, состояться было не суждено. «Объект - по личной прихоти Николая Шаклеина - постепенно стал превращаться в место проживания областных чиновников, - говорится далее в обращении депутата. - Лично для семьи губернатора рядом с комплексом зданий дворцового типа построили роскошный особняк, рядом возвели финскую баню (по слухам, с бассейном) и вертолетную площадку, чтобы отправляться с нее на охоту (это тоже народная версия, которую следует подтвердить или отвергнуть). На обустройство объекта, который с подачи близкого окружения Шаклеина стали именовать «резиденцией», из областного бюджета было якобы затрачено около 100 миллионов рублей (эти цифры звучали в сообщениях некоторых СМИ). Резко увеличилось число обслуживающего персонала: с четырёх - до 25-30 человек.
Предполагалось, с приходом нового губернатора явные злоупотребления его предшественника, связанные с нецелевым расходованием огромных бюджетных средств, прекратятся. Но, к сожалению, порочная система злоупотребления служебным положением продолжает действовать и даже набирать обороты. При этом губернатор нарушает не только нравственно-этические правила государственного служащего, нанося непоправимый ущерб авторитету государственной власти. Хуже того: губернатор и ряд его приближённых, приехавших из Москвы и Перми, не сочли нужным обзавестись служебными квартирами. Многие из них поселились в «Чёрном озере». Стали жить на месте своего нового обитания широко, по-барски, обрастая многочисленной обслугой. Объект стал приобретать облик некоего дворянского гнезда, стилизованного под особенности современной цивилизации: с газовым отоплением, канализацией, горячей водой».
О незаконном использовании хозяйственного объекта «Чёрное озеро» в личных интересах губернатора и его окружения Сергей Мамаев сообщил в Контрольно-счётную палату Кировской области, попросив проверить ряд фактов и дать сведения о финансовых затратах. Однако ответ, полученный Сергеем Павлиновичем от председателя палаты Юрия Лаптева, его как депутата российского парламента не удовлетворил:
«Во-первых, в справке не указано функциональное использование ряда объектов, входящих в хозяйственный комплекс. Например, для чего предназначен домик №1 площадью в 133 квадратных метра? Домик №2 площадью в 51 квадратный метр? тёплый склад площадью в 316 квадратных метров? Во-вторых, в справке не разъяснено, почему положение об эксплуатации комплекса зданий, входящих в хозяйственный объект «Чёрное озеро», а также расходы на его содержание не были утверждены специальным постановлением Законодательного собрания области. В-третьих, расходы на обеспечение функционирования объекта приведены только за 2011-13 годы, в то время как, по нашим сведениям, основная доля расходов приходится на начало губернаторства Никиты Белых - 2008-10 годы. В-четвёртых, в справке содержатся ссылки на обстоятельства, не вполне точно корреспондирующиеся с действительными фактами. В частности, утверждается, что в «Чёрном озере» во время официальных визитов находились Президент РФ и председатель правительства РФ, хотя в течение почти пятилетнего срока пребывания Никиты Белых на посту губернатора глава государства и глава правительства побывали в Кировской области с однодневными краткосрочными визитами: утром прилетали, а вечером отбывали в Москву».
При этом - помимо «Чёрного озера» - Сергей Павлинович предлагает Сергею Петровичу разобраться и с ещё одним фактом чиновничьей расточительности. «Администрация области оплачивает некоторым кировским ресторанам, куда входит элитное «Царское село», большие счета за угощение различных гостей, прибывающих в область, - пишет депутат со ссылкой на вопросы избирателей. - И это в то время, когда есть отличный ресторан в гостинице, принадлежащей областной администрации».
Какого ответа ожидает на своё послание Сергей Мамаев? Честного и действенного - с принятием необходимых мер в случае выявления фактов нецелевого расходования бюджетных средств. То есть он не просто спрашивает: «Есть ли правовые основания считать хозяйственный комплекс «Черное озеро» загородной резиденцией губернатора Кировской области?», - но и предлагает «выяснить расходы, идущие на его содержание, начиная с 2008 года, в том числе - указать, оплачивают ли своё проживание в резиденции Никита Белых и Сергей Щерчков?».
Кроме того, депутат Мамаев надеется, что прокурорская проверка поможет, наконец, понять, «каков размер прибыли, получаемой от функционирования гостиницы и ресторана, принадлежащих администрации области? по каким направлениям они используются? и действительно ли областная администрация оплачивает счета, поступающие из элитных ресторанов города Кирова, а если да - то какова их общая сумма за последние пять лет?» - отмечает издание.
На фото: Хижина Никиты Белых – скромность и аскетизм Интересно, что вопрос о проживании Никиты Белых в резиденции «Черное озеро» поднимался и ранее. Так, в 2010 году губернатор Кировской области отвечая на «жилищный вопрос» сообщил, что действительно живет в резиденции, но оплачивает ее сам. Более того, на выручку Белых поспешил эсер Сергей Миронов. Будучи тогда спикером Совета Федерации, Сергей Михайлович поделился, что будучи в Кировской области «жил действительно в резиденции – в каменном доме, в номере, похожем на 5-звёздочный отель. А губернатор живёт в небольшом домике на берегу озера». Никита Белых на этом фоне подчеркнул свою скромность, опубликовав фотографию домика. Однако, по сведениям архива газеты «Вятский Наблюдатель», за подписью Никиты Белых вышло постановление правительства Кировской области "Об утверждении границ и режима особой охраны памятника природы регионального значения "Озеро Черное у пос. Коминтерновский". "Памятник природы" теперь включает в себя не только территорию правительственной резиденции, но и все зеркало Черного озера, а также леса и сенокосы вокруг него. А расходы по обеспечению установленного режима особой охраны памятника природы будут осуществляться за счет средств областного бюджета» – отмечало издание. Впрочем, вопросов к Никите Белых хватает и без «домика». Достаточно взглянуть на «Вятское досье», чтобы потребовать правовой оценки обнародованному пакету документов. Один эпизод, связанный с подарком от «Вятка-Банка», например, уже изучает прокуратура. Другие, очевидно, ждут своей очереди, как ждут своей очереди и судебные процессы по уже возбужденным делам, где фигурируют вятские чиновники различного ранга.
|