Встреча в Тегеране (ноябрь 1998 г.) президент Организации по атомной энергии Ирана Голям Реза Ага-заде (слева) и Евгений Адамов нашли общий язык
"Московские новости":
- Евгений Олегович, все-таки в Иране мы делаем бизнес или совместными усилиями с США новую политику?
- Это действительно чистый бизнес. Его мы осуществляем с пониманием политической остроты проблемы и поэтому крайне аккуратны с партнерами. Так, наше сотрудничество с США суммарно составляет десятки миллионов долларов в год. А строительство АЭС в Бушере - загрузка для нашей промышленности и специалистов на сотни миллионов долларов. Это несоизмеримые вещи. Страна вынуждена зарабатывать.
"Уолл-стрит джорнел" (США):
- С вашей точки зрения, в политическом плане это нарушает режим ядерного нераспространения?
- Мы не забываем о международных обязательствах, прежде всего по нераспространению ядерного оружия. И помним об этом в большей степени, чем о нас думают. Для нас появление в Азии ядерного оружия куда более критично, чем для Америки, отделенной от Ирана океаном. Я не понимаю: как можно объявлять, что строительство АЭС в Иране - это путь к созданию атомной бомбы, и забывать, что такого же рода и даже типа станцию сами американцы рекомендуют к строительству в Корее?
Телевидение Германии.
Телеканал АРД:
- Значит, Россия и США могут помочь третьим странам в создании ядерного оружия?
Как можно объявлять, что строительство АЭС в Иране - это путь к созданию атомной бомбы
- Для меня огорчительным является попытка использовать атом, эту крайне чувствительную сферу взаимодействия, для решения политических вопросов. Вместе с тем я знаю, что много специалистов в США взвешенно относятся как к российско-американскому, так и российско-иранскому сотрудничеству. Совсем недавно я имел беседы с работавшими в России сенаторами Нанном и Лугаром. Я уже получил информацию о том, как они высказываются в Америке о наших инвестиционных программах. На мой взгляд, это пример достаточно разумного отношения без смещения в область политических оценок. Чего нельзя сказать о ситуации в целом. Мы предлагали и предлагаем США совместный контроль над иранским пакетом сотрудничества. К сожалению, слышим отказ.
"Московские новости":
- Болезненное для США поражение в Иране убедило мир в том, что иранская нефть - это большая политика. Не станет ли такой же головной болью и для нас "мирный" иранский атом?
- Строительство АЭС в Бушерах точно соответствует международным обязательствам нашей страны. Мы до запятой выполняем соглашение, которое было подписано семь или восемь лет назад. Именно мы выиграли тендер (в конкурентной борьбе с французскими и немецкими компаниями и, кстати, их американскими посредниками, собиравшимися поставлять комплектующие детали. - "МН") на строительство АЭС. А затем получили предложение на сооружение трех дополнительных реакторов. Это надо, на мой взгляд, рассматривать как доверие к отрасли и к России. Хотя следующим этапом раскручивания "иранского" скандала, не исключаю, станут эти самые дополнительные три реактора. Это уже вызвало, я знаю, волну негативных комментариев в американской прессе.
Информационное агентство
"ИРНА" (Иран):
- Почему США предъявляют России претензии относительно того, что у вас учатся иранские студенты, якобы способные узнать секреты производства ядерного оружия?
Надеюсь, будет много не только иранцев, но и китайцев
- Не так давно мы провели беглую оценку. У всех семи крупных руководителей атомной техники Ирана дети учатся в... США по специальностям, естественно, ядерным. Это к вопросу о том, кто кому и какой потенциал создает. И поэтому тоже, во время своей поездки в Иран, я пригласил с собой ректоров МИФИ и Обнинского института атомной энергетики. Вместе с ними и иранскими коллегами мы обсуждали, как надо строить подготовку специалистов. Пока, к сожалению, мы находимся в начальной стадии переговоров: иранцы предпочитают обучение в США и Англии. Не из-за его качества. Здесь у нас хороший потенциал, особенно в области естественных наук. На этом рынке к нам интерес есть. Проблемы возникают по бытовым условиям пребывания студентов и аспирантов и по степени оснащенности наших лабораторий.
Агентство РИА "Новости",
ведущий встречи:
- Вы хотите сказать, что иранских студентов у нас нет или почти нет и не будет?
- Почти нет, но, надеюсь, будет много не только иранцев, но и китайцев, а возможно, и индийцев, хотя у них появляется своя система подготовки специалистов. А за иранцев и китайцев надо бороться. Я примерно месяц назад был в МИФИ и должен сказать, что там идут по правильному пути. Люди точно расставляют приоритеты: общежития, мягко скажем, скромные, а вклады в лаборатории и профессорско-преподавательский состав солидные.
Так что, я думаю, МИФИ, Физтех и МГУ по целому ряду факультетов и кафедр вполне могут посоревноваться с образовательной системой США и Европы.
|