Верный ли путь указывает Минатому министр Драганов?
Положение в атомной энергетике, в оружейном комплексе вокруг закрытых городов нынче обсуждается не только в научной среде и правительстве, но и во фракциях и комитетах Госдумы, в различных общественных организациях и фондах, среди банкиров и предпринимателей, на международных конференциях и в секретных службах. И что характерно: все вышеназванные считают себя специалистами, они готовы дать свои рекомендации, предложить свою помощь, помочь и защитить... А по сути дела идет жестокая и беспощадная борьба за контроль над атомным комплексом России, пока почти чудом удерживающимся "на плаву", более того - работающим довольно стабильно и зарабатывающим немалые по нынешним временам деньги, измеряемые в миллиардах долларов.
...Идет жестокая и беспощадная борьба за контроль над атомным комплексом России
Составляющих эту валютную реку денежных ручейков несколько, и некоторые из них весьма полноводные.
Прежде всего это производство электроэнергии на атомных станциях. Сегодня они обеспечивают четверть потребности в ней на Европейской части страны, некоторые области до 80 процентов, часть энергии передается и за границу - оплата, естественно, в валюте. И хотя РАО "ЕЭС России", обладающее монопольным правом на продажу электроэнергии, платит концерну "Росэнергоатом" лишь крохи, тем не менее энергия - ликвидный товар, а потому тот, кто управляет сегодня энергетическими потоками на самом деле, держит в руках финансовые нити страны. И этот человек - Анатолий Чубайс. Стоило ему лишь чуть-чуть получше платить атомщикам, как положение в отрасли сразу же улучшилось. Хотя речь идет об оплате лишь нескольких процентов от реальных заработанных денег.
Продажа переработанного оружейного урана в США - это поток твердой валюты, который уже позволил вполне реально поддержать начавший было разваливаться оружейный комплекс - такие города, как Арзамас-16 и Челябинск-70.
Весьма эффективно работает завод изотопов на "Маяке". Еще в советские времена удалось завоевать твердые позиции на мировом рынке изотопов - около 30 процентов их производится в России. Это тоже реальные деньги, которые, кстати, на том же "Маяке" позволили поддержать на должном уровне оружейные производства - ведь ни единого года государство не обеспечило в полном объеме финансирование производства оружия!
Есть еще новейшие технологии, поставка оборудования за рубеж, продажа твэлов, проектирование и строительство атомных станций в Китае, Индии, Иране и так далее. Так что, как видите, "денежные ручейки" еще текут в Минатом, и это, конечно же, не может не порождать у наших олигархов стремление прибрать к рукам те отрасли атомной промышленности, которые приносят доход.
Схема предельно проста и уже достаточно хорошо опробована: то, что приносит доход, надо приватизировать, а оставшееся отдать на содержание государству. Таким образом, создается концерн "Атомпром", куда входят все отрасли атомной промышленности, которые дают прибыль и которые могут заниматься коммерческой деятельностью, - вот почему сегодня так много говорится о "коммерческой атомной энергетике". Оружейный комплекс, в том числе и закрытые города, передаются правительству (имеет смысл оставить название прежнее - Минатом РФ), то есть под полное бюджетное финансирование. Ну а фундаментальная наука, которая всегда занимала в атомной промышленности ведущую роль, уходит в Российскую Академию наук, то есть, по сути дела, опять-таки "под бюджет".
На первом этапе "Атомпром", конечно же, полностью государственный концерн, но спустя некоторое время при острой нехватке средств у государства часть акций можно выставить и на продажу.
Дробление Минатома - уничтожение одной из лучших отраслей промышленности России
Казалось бы, в таком дроблении Минатома есть свой резон: мол, происходит конверсия военного производства, "атомный монстр России" (терминология американская) будет не столь страшен, военные специалисты получат гражданские специальности. В общем, такое будущее Минатома России нравится не только на Западе, но и многим внутри страны, так как, по их мнению, можно будет еще сократить военные расходы в России. На самом же деле такое дробление Минатома - по сути дела, уничтожение одной из лучших отраслей промышленности России.
Приход нового министра Евгения Адамова, который до своего назначения не имел отношения к ядерному оружию, был воспринят как своеобразный сигнал "к новой политике в атомной промышленности". К сожалению, ряд кадровых ошибок на первом этапе работы нового министра дал весьма серьезные основания предполагать, что в недрах Минатома происходит "переоценка ценностей", и военный ядерный комплекс уходит на второй план.
Адамов сохранил свой пост в новом правительстве. Он устраивает тех, кто нынче правит бал в Кремле. Вот только сможет ли он не дать разрушить атомный комплекс страны?
Странное ощущение испытываешь, когда нынче попадаешь в коридоры знаменитого здания на Ордынке, где раньше находился Средмаш, а теперь Минатом. Раньше разговоры шли о новых экспериментах, о пуске станций и установок, о конверсионных работах. А сейчас все больше о судебных исках, об обращениях в Генеральную прокуратуру, о всевозможных комиссиях и проверках. Вот уж поистине: если выносят сор из избы, то ничего хорошего не бывает...
|