Администрация свердловского губернатора старается сделать медийное сообщество региона более дружным. В минувшие выходные Евгений Куйвашев собирал местных журналистов на базе отдыха «Иволга» – жгли костер, водили хороводы, играли в футбол, выпивали. Znak.com изучил, как работает медийный блок губернатора Свердловской области, и делает вывод: медийная поддержка власти обеспечивается не столько дружескими посиделками, сколько не вполне прозрачными финансовыми вливаниями в ряд СМИ. Еще несколько лет назад у свердловского губернатора (тогда – Эдуарда Росселя) был единый медиаблок, который возглавлял верный соратник главы региона Александр Левин,. При нем была сформирована основа губернаторского медиахолдинга, в который вошли «Областная газета» и «Областное телевидение». Оба проекта получали бюджетное финансирование, сторонним СМИ для поддержки губернатора платили редко (обычно через дружественных бизнесменов), рассказывает журналист Znak.com Дмитрий Колезев.
После прихода к власти Александра Мишарина ситуация стала меняться: во-первых, выросло количество «медийщиков» в администрации, во-вторых, был создан «оператор», через который покупалась лояльность СМИ (такой организацией стало «Областное телевидение»; сейчас эта история широко обсуждается в ходе судебного процесса по делу Аксаны Пановой). При Евгении Куйвашеве произошли очередные изменения: некогда компактная пресс-служба разрослась до целой группы PR-подразделений, а для финансирования СМИ была создана специальная структура – государственное автономное учреждение Свердловской области «Информационно-аналитический центр» (ИАЦ). Принято считать, что автором идеи создания ИАЦ стал замглавы администрации губернатора Илья Ананьев, который работал через схожую структуру, еще будучи пресс-секретарем губернатора в Челябинской области. Проводником реформы в Екатеринбурге стал челябинский товарищ Ананьева – Дмитрий Федечкин, директор департамента по печати и массовым коммуникациям губернатора Свердловской области. Директором ИАЦ назначили Владимира Чудаева, тоже медийщика из Челябинской области. В администрации губернатора Ананьева, Федечкина и Чудаева считают одной командой, они даже поселились в Екатеринбурге недалеко друг от друга – в правительственных коттеджах в Малом Истоке. Через конкурсы ИАЦ из бюджета финансируется ряд СМИ (см. ниже), а еще эта организация старается взять под контроль районные газеты. Во многих из них выходит вкладка «Новости из области» – единый для всех «районок» блок с «губернаторским» контентом, который печатается как реклама (правда, по ценам ниже рыночных). В ряде случаев районные газеты полностью перешли под контроль областных властей, сменив собственника (с муниципалитета – на ИАЦ). Сколько всего районок уже под контролем «области», точно неизвестно, по данным источника Znak.com, – около половины от общего количества (ряд муниципалитетов – например Нижний Тагил – не хотят отдавать газеты под контроль региона). (Источник фото: ПРАВДА УрФо) Медиаблок свердловских властей сегодня – это сразу несколько организаций и административных органов, контролируемых разными группами людей. Есть департамент информационной политики губернатора, который возглавляет бывший директор «Коммерсантъ – Урал» Мария Картуз, жена гендиректора «Областного ТВ» Антона Стуликова. «ОблТВ» – тоже сама по себе крупная структура, как и «Областная газета», редактор которой Дмитрий Полянин подчас проводит самостоятельную информационную политику (чем вызывает неодобрение вышестоящих администраторов).
Еще есть упомянутый выше департамент по печати и массовым коммуникациям, через который ведется финансирование, а также департамент спецпроектов, ранее подчиненный первому замглавы администрации губернатора Алексею Багарякову и также занимающийся работой с медиа. Прибавьте к этому собственную пресс-службу правительства, которая находится в вечном тихом аппаратном конфликте с медийщиками резиденции, – и получите многоголового административного монстра, в котором разные блоки борются друг с другом за деньги, полномочия и «близость к телу» губернатора.
Иногда конфликты между разными окологубернаторскими медийщиками становятся заметны со стороны. Например, сейчас происходит атака на главного редактора «Областной газеты» Дмитрия Полянина и директора «Четвертого канала» (входит в медиахолдинг области через ГУП «Монетный щебеночный завод») Алену Вугельман. О конфликтах среди чиновников от медиа нечасто пишут региональные СМИ – возможно, потому что часть из них регулярно получает финансирование от того же Информационно-аналитического центра, полагает Дмитрий Колезев.
Znak.com изучил государственные закупки, которые проводил ИАЦ с момента своего создания. ИАЦ (оговоримся: это не единственная структура, которая заказывает губернаторский PR), созданная в конце 2012 года, заключила со СМИ 29 госконтрактов (еще 37 заявок находятся в стадии подачи или работы комиссии). Стоимость одного контракта – от 499 тысяч до 7,8 млн рублей. Типичные названия конкурсов – «Размещение социально значимой информации», «Оказание услуг по освещению деятельности органов власти», некоторые заказы – на социологические исследования (трудно утверждать, но источник Znak.com, близкий к медиаблоку губернатора, считает, что в реальности это также завуалированная поддержка СМИ).
Во всех случаях на конкурсы заявлялся всего один участник, все они признаны несостоявшимися, а значит, контракты ушли единственному участнику, как правило – по максимальной или почти максимальной цене. Вполне можно сказать, полагает Дмитрий Колезев, что каждый конкурс заявлялся под конкретное СМИ. Кому платили? 19 февраля 2013 года – 2,449 млн «Интерфакс-Урал» 25 февраля 2013 года – 1,650 млн телеканалу «Ермак» 26 февраля 2013 года – 1,999 млн рублей ЗАО «Комсомольская правда» 26 февраля 2013 года – 1,296 млн ООО «Медиа полюс» (компания Николая Грахова, которому принадлежит ряд радиостанций в Екатеринбурге; «Википедия» указывает «Медиа Полюс» как юрлицо «Эха Москвы в Екатеринбурге»). 5 марта 2013 года – 1,650 млн ООО «Институт информационных технологий» (владелец ООО «ИИТ» - Татьяна Николаева, главный редактор телеканала «Ермак» и создатель информагентства «Накануне»). 6 марта 2013 года – 670 тысяч рублей, телекомпания «Резонанс» 6 марта 2013 года – 4,649 млн рублей, «АиФ – Урал» 7 марта 2013 года – 5,445 млн рублей ЗАО «Коммерсантъ в Екатеринбурге» 7 марта 2013 года – 0,988 млн рублей «Европейско-Азиатским новостям» 11 марта 2013 года – 1,994 млн рублей филиалу ФГУП «ИТАР-ТАСС» 11 марта 2013 года – 1,550 млн «Уралинформбюро» 19 марта 2013 года – 4,515 млн ЗАО «Авторские телевизионные новости» (речь идет о региональном вещании канала «Россия – 24»). 19 марта 2013 года – 0,999 млн ЗАО «Уралбизнесконсалтинг» 21 марта 2013 года – 2 млн ЗАО «Комсомольская правда», екатеринбургский филиал 26 марта 2013 года – 3,3 млн ООО «ФедералПресс» (речь об одноименном сайте и его «зеркале» – «УралПолит.Ру») 29 марта 2013 года – 2 млн ФГУП РИА Новости 3 апреля 2013 года – 1,095 млн ООО «Агентство новостей «Джаст-медиа» 11 апреля 2013 года – 2,2 млн рублей ООО «Девять с половиной» (новости ТАУ). 10 апреля 2013 года – 2,570 млн телекомпании «Четвертый канал» 16 апреля 2013 года – 1,998 млн ЗАО «Редакция «Независимой газеты» 19 апреля 2013 года – 9,7 млн АНО «Центр «Аналитик» (многолотовый конкурс на создание программного комплекса по мониторингу СМИ) 5 апреля 2013 года – 468 тысяч рублей неизвестному поставщику (на создание журнала о перспективах проведения ЭКСПО и «Иннопрома») 29 апреля 2013 – 1,995 млн ООО «Новый регион» 29 апреля 2013 года – 3,04 млн ФГБУ «Редакция «Российской газеты» 9 августа 2013 года – 7,8 млн «Областному телевидению» 11 сентября 2013 года – 7,2 млн рублей компании «Пресском» (издатель таблоида «Коммуналка») 25 октября 2013 года – 866 тысяч «Комсомольской правде – Урал» 5 ноября 2013 года – 2,954 млн рублей «Комсомольской правде – Урал» 14 ноября 2013 года – 1 млн рублей телекомпании АТН («Россия-24»). Итого – приблизительно 73,5 млн с февраля по ноябрь 2013 года.
(Источник фото: URA.Ru)
Это не все траты свердловских властей на PR, а только те, что уже совершены и официально проводились через одну организацию – «Информационно-аналитический центр». Свои закупки также проводят профильные министерства, «Областное ТВ» и «Областная газета» получают средства через строки в бюджете, а интернет-канал «Малина» финансируют через ГУПы.
В будущем году на СМИ региональные власти официально собираются потратить более 500 млн рублей. Эффективность трат вызывает сомнения – например, всем оплаченным СМИ так и не удалось убедить екатеринбуржцев в необходимости проведения ЭКСПО-2020 в городе (итоги опроса «Четвертого канала» – 61% горожан против). А рейтинг самого Евгения Куйвашева, по сентябрьскому замеру «Левада-центра», составляет всего 12%. Илья Ананьев коротко прокомментировал Znak.com работу медиа-блока губернатора: «Ошибки есть всегда. Но то, что делает сейчас департамент – правильно», – говорит он. Как правило, в конкурсной документации прописывается и список тем, которые СМИ должно освещать за деньги. Например, в одном из контрактов – такой «темник»:
«Примерный список тем, подлежащих освещению и размещению: Освещение тем социальной направленности 1. Повышение заработной платы работникам бюджетного сектора, а также отдельным категориям, отмеченным в Указах Президента РФ 2. Ликвидация долгов по заработной плате на проблемных предприятиях региона 3. Реализация приоритетных национальных проектов (созданы советы при Губернаторе по реализации нацпроектов на региональном уровне) 4. Решение проблемы нехватки мест в детских садах, расширение форм предоставления услуг системы дошкольного образования 5. Модернизации наркологической службы Свердловской области и создание отделений реабилитации для наркозависимых лиц 6. Усиление контроля за качеством оказания услуг ЖКХ 7. Мероприятия по улучшению демографических показателей (рождаемость впервые за 20 лет превысила смертность) 8. Реализация отдельных экологических проектов 9. Сдерживание роста цен на продукты (субсидирование производства молока, ярмарки, работа с торговыми сетями)
Освещение тем по бюджетной политике, налогам и инвестициям 1. Повышение эффективности деятельности организаций бюджетной сферы 2. Перевод учреждений социальной сферы, в первую очередь образования и здравоохранения, в статус автономных учреждений. 3. Увеличение доходной части бюджета на 15 млрд по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 4. Выстраивание отношений с крупными компаниями 5. Привлечение инвестиций 6. Стимулирование развития доходной базы муниципалитетов 7. Повышение эффективности работы ГУПов
Освещение тем по отдельно значимым проектам 1. Строительство детских садов через механизм государственно-частного партнерства 2. Наркологический реабилитационный центр «Урал без наркотиков» как основа для создания единой системы учреждений по реабилитации наркозависимых 3. Создание многопрофильного медицинского центра в Н. Тагиле 4. Развитие фармацевтического кластера и продвижение свердловского инсулина на российском рынке 5. Приоритетные инвестиционные проекты в промышленности (создание Химического парка в г. Нижнем Тагиле, трубного кластера на площадке ОАО «Синарский трубный завод», строительство прокатного комплекса по выпуску листа из алюминиевых сплавов на Каменск-Уральском металлургическом заводе, серийное производство электропоездов «Ласточка» в ООО «Уральские локомотивы»). 6. Совершенствование системы профессионального образования (частно-государственные проекты: УГМК, ПНТЗ) 7. Разработка ключевых стратегических проектов развития промышленности (областная программа развития промышленности, программа по созданию высокопроизводительных рабочих мест, программа инновационного развития) 8. Разработка схем оптимизации тепло-, водо- и газоснабжения в наиболее «отсталых» территориях с целью реализации комплексных проектов модернизации жилищно-коммунального комплекса 9. Усиление контроля за деятельностью организаций жилищно-коммунального комплекса (создание интернет-портала ЖКХ и др.) 10. Борьба с несанкционированными свалками ТБО 11. Оснащение предприятий и домохозяйств Свердловской области приборами энергоучета 12. Программа «Столица» (комплекс мероприятий, направленных на модернизацию транспортной инфраструктуры Екатеринбурга) 13. Строительство обхода г. Екатеринбурга 14. Завершение строительства автодороги Ивдель-Ханты-Мансийск 15. Развитие спортивной инфраструктуры региона 16. Развитие Моногородов 17. Освещение реализации проекта ОЭЗ «Титановая долина» 18. Реализация проекта «трубы на метры»: обеспечение земельных участков, выделяемых под строительство, необходимой инженерной инфраструктурой 19. Решение проблемы здания Городской телебашни
Освещение проектов федерального и мирового значения реализуемых на территории Свердловской области 1. Чемпионат мира по футболу -2018 2. Продвижение заявки г. Екатеринбурга на проведение выставки «Экспо-2020» 3. Информационное сопровождение выставки «ИННОПРОМ» 4. Форум Россия-Казахстан в 2013 г. И иные социально-значимые темы».
Znak.com далек от того, чтобы критиковать администрацию или коллег за подобное сотрудничество. Подобные «Информационно-аналитические центры» работают и в других регионах (например, FLB уже писало о том, что в нищем Архангельске на пиар губернатора и Правительства за последнее время ушло почти 40 миллионов рублей – Ред. FLB), а региональные общественно-политические СМИ, как уже с грустью Znak.com, почти неспособны выживать от продажи прямой рекламы. В большинстве случаев сотрудничество с властью для региональных журналистов – вынужденная необходимость. А для власти это действительно эффективный способ сдерживать негатив и увеличивать количество позитивных упоминаний.
И все же, раз уж эта информация есть в открытом источнике, нам показалось, что ее публикация должна помочь читателям объективнее взглянуть на происходящее в уральских медиа. Может быть, отчасти она может и ответить на вопрос, который нередко задают находящемуся на скамье подсудимых редактору Znak.com федеральные журналисты: «Почему вас почти не поддерживают коллеги в Екатеринбурге?»
Дмитрий Колезев, Znak.com фото: Донат Сорокин, JustMedia 02.11.13 http://znak.com/svrdl/articles/02-12-18-45/101594.html#war
|