Следом за Кировской областью, где осужденному за взятку чиновнику сердобольные районные депутаты выписали выходное пособие, удивил Пермский край. Там народный избранник из Чусового Дмитрий Голубцов, обматеривший трёх полицейских, получил право на компенсацию морального вреда. Детали этой истории поведала обществу краевая газета «Звезда». «Обвинение в публичном оскорблении сразу трёх представителей власти, предъявленное 45-летнему депутату Земского собрания Чусовского района, гендиректору ОАО «Чусовское АТП» Дмитрию Голубцову, грозило уголовным наказанием на срок до 1 года исправительных работ – рассказывает газета. Однако, «посмотрев видеозапись, от прослушивания которой «уши вянут», мировой судья судебного участка № 83 Чусовского района Наталья Шильникова вынесла оправдательный приговор. Служительница Фемиды не нашла криминала в том, что депутат принародно обматерил полицейских в здании районной администрации. За оправданным признано право на реабилитацию и возмещение имущественного, морального вреда из бюджета Российской Федерации.
Неприглядная история – напоминает газета, - случилась 13 марта 2013 года в здании Чусовской районной администрации с 20 часов 30 минут до 21 часа. Находившийся на посту полицейский увидел молодых людей, вышедших в холл из кафе, расположенного на первом этаже. Один из них вернулся и стал подниматься по лестнице в офис районной администрации. Мужчина был явно нетрезв, дошёл до последней ступеньки, где еле-еле стоял, облокотившись на перила. Когда полицейский предложил помощь, тот убежал наверх. Услышав звяканье ключей и стук по перилам, постовой направился следом. Затем помог неизвестному спуститься на первый этаж, где усадил на стул. На предложение позвонить кому-нибудь из знакомых, чтобы его забрали, мужчина замахал руками и громко обозвал полицейского «дебилом» и еще одним плохим словом, каким обычно называют собак женского пола. В холле находились комендант и диспетчер из районной администрации, поэтому постовой вызвал группу задержания. Прибывшие сотрудники — старший полицейский взвода полиции Чусовского отдела вневедомственной охраны, водитель и стажёр — услышали в свой адрес выражение «вы тупоголовые» и обещание набить «морду». Видеозапись, сделанная с камер наблюдения, запечатлела, как плотный мужчина в светлой одежде встаёт и через пару шагов падает. Люди в полицейской форме начинают его поднимать. Вернуть его в вертикальное положение удаётся не без труда. Похоже, неизвестный находится в таком состоянии, когда человек и «кыш сказать не может». Однако просмотр и прослушивание DVD, приобщённого к уголовному делу в качестве вещественного доказательства, показали: депутат и гендиректор Дмитрий Голубцов был весьма говорлив при общении со стражами правопорядка в административном здании районной власти. В протоколе этого следственного действия приведены такие слова и фразы: «дебил», «дурак», «придурок», «придурки», «тупые, тупоголовые», «урод», а также нецензурные выражения — так называемые матюки, которые закон запрещает СМИ упоминать прямым текстом. На допросе в местном подразделении Следственного комитета РФ народный избранник Голубцов, обвиняемый по статье 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»), поведал: в тот день с 16 часов он находился в кафе на юбилее своего коллеги. Выпив 300–400 граммов водки, перестал себя контролировать и события помнит фрагментарно. Из-за чего-то обиделся на вахтёра и начал с ним ругаться. С учётом состояния неадекватно реагировал на полицейского, не сдержался, употребил слово «придурок», нецензурной бранью не выражался. Голубцов помнит, что возмущался и мог допустить некорректные высказывания. О случившемся сожалеет и раскаивается. После этого приезжал в полицию и приносил извинения полицейским. С морально-этической точки зрения своё поведение оценивает как недостойное, с точки зрения законности — затрудняется, поскольку не помнит всех обстоятельств дела. Унижать сотрудников полиции, подрывать их моральный престиж в присутствии посторонних не планировал.
На открытом процессе в мировом суде обвиняемый отказался давать показания. Все трое потерпевших и четверо свидетелей подтвердили факты, установленные предварительным следствием. Гособвинение сочло доказанным нанесённое представителям власти публичное оскорбление. Судья Шильникова 15 ноября решила иначе, взяв за основу оправдательного приговора заключение судебно-лингвистической экспертизы. В конкретной коммуникативной ситуации Голубцов употребил бранные слова и нецензурную лексику «как слова общенегативной оценки (ассемантичный пейоратив)», не указывающие «на конкретные свойства (благоразумие, нравственные качества, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т. п.)" личности полицейских. С точки зрения лингвистики обвиняемый не имел намерения в резкой циничной форме унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить потерпевших, а отразил «лишь общее негативное отношение» к ним. Чувство оскорблённости у полицейских «может возникнуть по причине того, что эти высказывания относятся к бранной и нецензурной (неприличной) форме», — определила экспертиза.
В экспертном заключении приведён судьбоносный вывод: «С формальной точки зрения анализируемые фразы могут нанести моральный вред личности, гражданину как представителю органа государственной власти, исполняющему служебные обязанности в части посягательства на честь и достоинство. С учётом условий общения и изменённого состояния Голубцова нельзя говорить о том, что Голубцов посягал (действовал осознанно) на честь и достоинство представителей органа государственной власти, исполняющих служебные обязанности, поскольку находился в изменённом состоянии и не мог контролировать свои слова». Отметив, что после доставки в полицию обвиняемый был правомерно привлечён к административной ответственности за мелкое хулиганство, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан, мировой судья Шильникова указала в оправдательном приговоре:
«С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Но возможны случаи его совершения с косвенным умыслом (как в данном случае). Важным элементом субъективной стороны при этом является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счёт игнорирования достоинства других людей. Как в рассматриваемом случае, Голубцов Д. Б., находясь в состоянии алкогольного опьянения, выражался нецензурно в адрес сотрудников полиции в целом, преследуя цель именно самоутверждения за счёт игнорирования достоинства других людей».
Иными словами, ассемантичный пейоратив (общенегативная оценка) от депутата — допустимое явление. И народный избранник Голубцов, принародно обругавший последними словами представителей власти, теперь вправе потребовать от государства денежную компенсацию за своё собственное самоутверждение.
Чусовской городской прокурор Андрей Делиев – отмечает «Звезда», - сообщил о намерении добиваться в вышестоящих судебных инстанциях отмены незаконного, по его мнению, приговора. Включив на служебном компьютере видеозапись депутатского «самоутверждения», руководитель надзорного органа сказал: «Смотрите, слушайте — вот перед кем в случае окончательного оправдания я буду вынужден письменно извиниться от имени Российской Федерации» - цитирует газета слова возмущенного прокурора.
|