Российская система образования – это наша гордость, считает вице-премьер РФ Ольга Голодец.
«Мы сегодня делаем очень много для того, чтобы укреплять профессионализм педагога, чтобы творческое начало, индивидуальный подход к ребенку росли и крепли год от года <...> Наша система образования… она все-таки сегодня одна из лучших в мире», – сказала Голодец, выступая на торжественной церемонии закрытия Всероссийского конкурса «Учитель России – 2013».
Можно было бы только порадоваться, если бы в тот же день не был опубликован рейтинг 400 лучших мировых вузов, составленный Times Higher Education. Как пишет ИА Regnum, в этот рейтинг попало только одно российское высшее учебное заведение – МГУ им. Ломоносова. При этом и оно стремительно теряет позиции: с 216 места в 2012 г. университет опустился в группу вузов, занимающих места 226-250.
Ранее, также сообщает Regnum, свой рейтинг лучших мировых вузов опубликовало и британское агентство QS Quacquarelli Symonds. В нем российские учебные заведения также ухудшили свои позиции. МГУ занял 120 место.
Напомним, что в мае 2012 г. президент РФ Владимир Путин заявил о планах по вхождению в топ-100 университетов пяти российских вузов.
Спустя всего полгода, в октябре 2012-го, британская компания Pearson по заказу аналитического отдела журнала Economist составила рейтинг 20-ти самых успешных образовательных систем мира, опубликовав его в газете Times, о чем писало агентство «InoСМИ». Рейтинг составлялся по результатам международного теста по выпускным баллам школьников, а также по статистическим данным самих государств — например, по количеству детей, поступающих в университеты.
«Лидирующие позиции в нашем списке занимают те государства, которые предоставляют учителям высокий статус, — объяснил в интервью Times один из составителей рейтинга Майкл Барбер. — В этих странах есть настоящая культура образования».
Рейтинг компании Pearson возглавили Финляндия и Южная Корея, Великобритания оказалась на шестом месте. А Россия — на последнем, пропустив вперед Мексику, Бразилию и Индонезию.
По всей видимости, Ольга Голодец разделяет мнение ряда деятелей образования относительно несправедливости существующих международных рейтингов. Например, генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина объясняла это, в частности, «геополитической конкуренцией».
Экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко в свое время называл рейтинги «инструментом влияния» и заявил о необходимости создать собственный международный рейтинг вузов. Инициативу поддержал и нынешний министр образования Дмитрий Ливанов.
И то верно – что нам их прогнивший запад, рейтинги мы и сами можем нарисовать не хуже. Только откуда теперь взять канувшую в Лету «настоящую культуру образования»?
|