Недавно российские власти поклялись одеть на Березовского тюремную робу с помощью Интерпола. Исполнение этой угрозы, впрочем, пока отложено. Наученная горьким опытом с Гусинским Генпрокуратура намерена задействовать “интерполовскую дубинку” только после тщательной подготовки. Но даже если заветный ордер когда-нибудь достигнет штаб-квартиры международной полиции в Лионе, это еще ничего не гарантирует. По словам экспертов из силовых ведомств, БАБ подготовил аж трехступенчатую линию обороны...
“Поставить на красный угол” — на интерполовском жаргоне означает объявить кого-то в международный розыск. Три года тому назад Березовский уже оказывался в этом незавидном положении. В финальные месяцы премьерства Примакова Бориса Абрамовича в компании с еще одним беглым олигархом без особой рекламы поместили в список клиентов Интерпола. Тогда БАБ позвонил знакомому высокопоставленному генералу МВД и получил совет: “Боря, дело развалится. Приезжай!” Последовав этому совету, Березовский не прогадал. Все прошло в точном соответствии с прогнозом.
В нынешней ситуации рассчитывать на беззубость российских правоохранителей Борису Абрамовичу не приходится. На родину его и калачом не заманишь. Кроме того, проведенная Москвой разведка по дипломатическим каналам показала, что пока Англия не готова к его выдаче. Поэтому сейчас ведомство Устинова занято сбором железобетонных доказательств преступной деятельности БАБа. Работенка явно предстоит очень тяжелая.
Политологи уже который месяц ломают голову: почему Березовский связался с карликовой оппозиционной партией “Либеральная Россия”, флиртует с Новодворской и кроет Путина на каждом углу? Спецам по международному праву поведение олигарха, наоборот, представляется предельно логичным. Третья статья устава Интерпола категорически запрещает этой организации “осуществлять вмешательство или деятельность политического характера”. Получается, что для спасения собственной шкуры БАБу достаточно убедить интерполовцев в том, что он жертва политических преследований.
До недавнего времени эта статья устава в отношении России почти не применялась. Проблемы у Москвы возникали разве что с розыском мятежных чеченских боссов. Интерполовские чиновники долго придерживались мнения, что эти граждане — не террористы, а сепаратисты. А это, мол, уже политика. Но в конце концов международных полицейских удалось убедить в обратном. Однако дело Гусинского заставило Интерпол радикально поменять позицию. Дело в том, что непосредственно после ареста магната в Испании интерполовская верхушка бросилась горячо защищать этот шаг. Директор криминального управления организации Мучке с пеной у рта доказывал, что Гусинский — мошенник, а не диссидент. Но уже через несколько месяцев Интерполу пришлось наступить на горло собственной песне. Генсеку организации Ноублу пришлось прислать адвокатам магната покаянное письмо с признанием того, что его преследуют по политическим мотивам...
По словам экспертов, доказательства того, что Борис Абрамович передавал деньги Басаеву, Интерпол не убедят. Причем аргументы международных полицейских известны. Да, в момент получения “березовых “зеленых” террорист по-прежнему находился в федеральном розыске. Но при этом он являлся еще и вице-премьером официально признанного Кремлем масхадовского правительства Чечни. И в этом качестве встречался в том числе и с российскими чиновниками. Поэтому Генпрокуратуре придется представить в Лион доказательства гораздо более зловещих деяний БАБа. Но даже если Интерпол удастся уломать, это еще только полдела.
Из входящих в мировую полицию 179 стран около 120 обычно исполняют поручения об аресте. Но даже в самых законопослушных западных державах об интерполовских ордерах иногда “забывают”. Например, это случилось в той же Англии с известным в прошлом российским бизнесменом Артемом Тарасовым. Еще более частыми являются ситуации, когда интерполовских клиентов сначала арестовывают, а потом по результатам судебного процесса отпускают на все четыре стороны.
Англия в этом отношении вообще уникальная страна. Людей, называющих себя “диссидентами”, она выдает с крайней неохотой. Сами британцы сейчас признают, что даже откровенным террористам часто удается с легкостью злоупотребить этой традицией. Но, допустим, представленные Генпрокуратурой факты окажутся убийственными, и власти Лондона начнут всерьез их рассматривать. Тем более что сейчас в Англии активно принимается новое антитеррористическое законодательство. Но судебный процесс по делу БАБа все равно будет очень долгим и запутанным. Пиночета, напомним, мурыжили 16 месяцев. Наконец, в распоряжении Березовского имеется еще один способ значительно затянуть процесс своей выдачи: он может попросить политического убежища...
|