Разговоры о поддержке малого и среднего бизнеса в России звучат с самых высоких трибун не первый год. Однако правильные слова, порой, теряют цену, разбиваясь не только об административные барьеры и бюрократию, но и криминальные проявления. И если, к примеру, речь вести об организации городских перевозок, то «криминальное напряжение» на этом направлении ничуть не меньше, чем вокруг пресловутой нефтянки. Дело доходило до того, что, например, в Воронеже в 2007 году, в ситуацию вынуждено было вмешаться УФСБ по региону, взяв в разработку участников схемы поборов с участников рынка городских перевозок.
С тех пор были приняты инструкции и нормативы, призванные с одной стороны декриминализовать этот сегмент рынка, а с другой – обеспечить внятные правила участия и конкуренции. Однако, в частном секторе городских перевозок меньше проблем, увы, не стало. Дело в том, что конфликты генерируются нестыковками в законодательстве. И в борьбе за маршруты и пассажиров дело по-прежнему доходит до прокалывания шин, битья стекол и запугивания водителей. Такая ситуация довольно четко просматривается, например, в Челябинске, где пресса уже несколько месяцев бьют тревогу – там не утихают маршрутные войны. Еще в конце августа региональные издания забили тревогу. - Челябинск накрыла новая волна маршрутных войн. Перевозчиков, которые «накатывали» маршруты годами, вытесняют с рынка новые, которые зашли на маршрут при помощи конкурса на право обслуживания маршрута. И владелец частного автотранспортного предприятия ООО «Казачий двор» Юрий Русин организовал экстренную встречу с журналистами в связи с криминогенной ситуацией на рынке пассажирских перевозок. По его словам, маршрутный рынок переживает передел. Челябинский предприниматель подчеркнул, что он не против здоровой конкуренции, но здесь речь идёт о криминальных методах.
Борьба развернулась за маршруты №38, 67а, 92 и 318. Первый эпизод произошел в середине мая. Именно тогда прошел конкурс на право обслуживания маршрута №110 (ЧКПЗ – Салавата Юлаева), который повторяет маршрут 67а предприятия «Казачий двор». «Налеты» начались после того, как оба перевозчика вышли на одну линию.
«Маршрут №67а был нами разработан в 2004 году. Мы его выстрадали, накатали, а 17 мая по данному маршруту поехал новый перевозчик – ООО «Консул», выигравший конкурс на маршрут №110, – рассказывает Юрий Русин. – Сразу после этого наши машины, обслуживающие маршрут №67а, стали подвергаться нападению неизвестных лиц. Тогда же на маршруте №38 участились случаи преднамеренного прокалывания колес, а один из наших водителей подвергся угрозам и нападению неизвестных людей в масках. Со словами, вроде, «чтоб больше здесь не работал», приставили нож к горлу водителя. По данному факту возбуждено уголовное дело».
В июне и июле автомобили конкурентов выехали на 92-й и 318-й маршруты. Борьба ведется такими методами, что водители боятся выходить на работу. Всего таких налетов с проколами шин и битьем стекол было больше 20, порезано более 40 колес.
По факту причинения ущерба его маршрутным такси предприниматель обращался в правоохранительные органы, но пока в возбуждении уголовного дела отказывали по причине незначительности ущерба. Затем у предприятия случилась новая беда – на стоянке сгорел автобус.
Такое давление выдержали не все. Некоторые водители перешли на другие маршруты, кто-то перешел работать к конкуренту, а кто-то и вовсе отступился – продал автобусы и ушел из криминализированного бизнеса.
Юрий Русин считает, что конкуренция между перевозчиками переступила закон после того, как маршруты стали выставляться на конкурсы. По федеральному закону, если у тебя есть соответствующая лицензия, то ты имеешь право возить пассажиров без конкурсов. Так лбами столкнулись новые перевозчики, которые зашли на маршруты при помощи конкурса, и старые, которые не хотят уступать накатанные маршруты.
Известно, что компания ООО «Казачий двор» не принимала участия в конкурсах на обслуживание маршрутов. Свою позицию предприниматель объяснил тем, что проведение конкурсов не предусмотрено ни одним федеральным законом.
«Конкурсы противоречат 94-му Федеральному закону, – комментирует ситуацию Юрий Русин. – Одним из условий проведения торгов является возмещение средств из бюджета города. Здесь нет никакого возмещения убытков за перевозку льготных категорий граждан. В бюджете города на следующий год данные расходы просто не предусмотрены. Ещё одна нестыковка – после проведения конкурса договор с администрацией заключается на семь лет, а по 94-му федеральному закону муниципальный договор заключается на один год. К тому же маниакальное стремление властей отрегулировать частный бизнес, когда в городе умирает общественный транспорт, мне непонятно».
К сожалению, жертвами этих переделов становятся пассажиры. Так, 30 мая текущего года в интернет-приемную администрации г. Челябинска от жителей северо-запада поступила жалоба на работу маршрута №67а, который с 30 апреля 2013 года был переименован в №110. «Почему с 20 мая 2013 года количество машин по маршруту №67а сильно сократилось? Мы живем у ледовой арены, и это единственный транспорт, который идет в сторону центра города через Шершни, – интересуются местные жители. – Если раньше периодичность маршрутки была минут 5-7, то теперь – 30 минут, либо машины вообще не приходят. Что за странная компания обслуживает этот маршрут? Помогите, пожалуйста, разобраться».
Предприниматель Русин считает, что административным порядком эта ситуация не решится. «Остается надеяться, что люди, которые пришли на наши маршруты, одумаются, – говорит Юрий Русин. – А власти поймут, что проведение конкурсной процедуры приводит к таким конфликтам, и найдет другие методы регулирования. Не надо объявлять конкурс на те маршруты, где работают проверенные перевозчики. Есть свободные маршруты, которые никто не обслуживает, в нашем городе таких около 15. Измените их, сделайте их привлекательными и объявите конкурс» - убежден предприниматель.
И маршрутная война сотрясает Челябинск до сих пор. Ежедневно - резаные шины, битые стекла, запугивание персонала. Правоохранительные органы завалены заявлениями, но результатов как не было, так и нет. Задавать же вопросы региональным властям дело, похоже, бесперспективное – они всегда сошлются на федеральное законодательство, которое обязаны соблюдать. Однако когда закон порождает не только дискомфорт для граждан, но и криминальные разборки, депутатам федерального собрания самое время подумать о внесении необходимых корректировок. Дело бы пошло намного быстрее, если б к процессу подключились многочисленные организации региональных предпринимателей, включая федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова.
|