8 сентября 2013 года в столице после долгого перерыва вновь пройдут досрочные выборы мэра. Ход кампании, надо отметить, был весьма любопытным, хотя бы в том смысле, что власть, по сути, создала для своих особенно ярых оппонентов «тепличные условия». Многочисленные эксперты, симпатизирующие кандидату в мэру, вышедшего из блога, уже заранее готовы гордиться высокими процентами голосов, которые Навальный наберёт на выборах, типа «наступая на пятки Собянину. Но эти «социологи» забывают, что ничего неожиданного нет. В Москве всегда находился протестный электорат. Так было на выборах мэра в 1991 году, когда за Валерия Сайкина проголосовало 16,3 % избирателей. Так было в 1999 году, когда жители Москвы отдали Сергею Кириенко 11,3 % голосов. А в 2003 году на мэрских выборах политизированный банкир Александр Лебедев вообще собрал 12,78 % .
Оппозиционер на «ушной тяге»
Впрочем, как отмечали многие издания еще на старте кампании, было очевидно, что «Навального буквально «тянут за уши». Когда, например, стало понятно, что Навальный не проходит пресловутый «муниципальный фильтр» - ему на помощь с подписями пришла «Единая Россия», которая неоднократно подвергалась разгромной критике со стороны Навального и его сторонников. Когда вспыхнул скандал вокруг теневых схем финансирования штаба Навального, МВД и Генеральная прокуратура России, конечно, проявили профессиональный интерес к денежным потокам Навального, однако, на участии кандидата в выборах это не сказалось, тогда как из практики известно, что нарушение правил финансирования кампании – верный повод выбить с дистанции через судебный иск. Однако этого не случилось. Не задела Навального и выходка «братьев», окопавшихся в квартире на Чистых Прудах, где было обнаружено две тонны агитационных материалов, изготовленных с явными нарушениями закона. Не сказались на участии Навального в выборах и новые правила, которые касаются иностранных активов соискателей выборной должности, когда Агентство федеральных расследований - FLB.ru скандальную историю с фирмой «MRD» Навального в Черногории. Столичная избирательная комиссия лишь только пожурила Алексея Анатольевича, списав все его проколы на отсутствие должного опыта участия в выборах. Сам же Навальный отчего-то решил, что ему удается «ломать стереотипы» и вести успешную игру на поле. Однако чем ближе финишная черта, тем все очевиднее становились «тепличные условия» и «ушная тяга», удерживающая Навального на дистанции. Что это даст кандидату, и даст ли вообще, – узнаем при подведении итогов голосования.
Москва и выбор москвичей
В любом случае, нынешние выборы станут заметной вехой в истории выборов главы Москвы, которая насчитывает уже два десятка лет. О том, как выбирали столичное руководство на заре «молодой российской демократии» вплоть до 2003 года, напоминает читателям еженедельник «Аргументы и Факты».
Как пишет издание, несмотря на столь непродолжительную историю в 22 года, у выборов московского мэра есть одна закономерность - в избирательной гонке всегда присутствует главный фаворит, который побеждает, что называется, «в одну калитку».
1991 год. 16,3 % за Валерия Сайкина
Переломный для страны год стал историческим и для Москвы: впервые на место назначаемых генерал-губернаторов, градоначальников, председателей Мосгорисполкома и 1-й секретарей горкома партии должен был прийти человек, избранный волей всех москвичей.
Выборы мэра Москвы были объявлены постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1991 года и назначены на 12 июня 1991 года. Проходили они одновременно с выборами президента России. Главным фаворитом всероссийской гонки являлся Борис Ельцин, а в Москве главным кандидатом считался его соратник по демократическому лагерю Гавриил Попов. Особенностью выборов 1991 года было то, что избиратели голосовали не за мэра, а за тандем мэра и вице-мэра. Кандидатом в вице-мэры Москвы в паре с Поповым шёл Юрий Лужков.
Помимо Попова, занимавшего к тому времени пост председателя Моссовета и выдвинутого движением «Демократическая Россия», в выборах участвовали председатель Севастопольского районного Совета города Москвы Алексей Брячихин, генеральный директор Московского НПО «Спектр» Владимир Клюев, руководитель Оздоровительно-эстетического физкультурного центра «Радость» Валентина Родионова, первый заместитель председателя Комитета по машиностроению при Кабинете министров СССР, депутат Моссовета Валерий Сайкин.
Из всех этих фигур – отмечает АИФ, - главным соперником Попова был Валерий Сайкин, человек в столице хорошо известный. В 1982–1986 годах Сайкин возглавлял ЗИЛ, а затем до 1990 года был председателем исполкома Моссовета.
Однако в обуреваемой жаждой перемен Москве опытный хозяйственник Сайкин считался представителем ненавистного партийного аппарата, посему шансы его были изначально невелики.
На избирательные участки 12 июня 1991 года пришли 66,5 процента москвичей, имеющих право голоса, из которых за Гавриила Попова проголосовали 65,3 процента избирателей, за Валерия Сайкина — 16,3 процента, остальные кандидаты набрали менее 5 процентов голосов. Так Гавриил Попов стал первым всенародно избранным мэром Москвы.
1996 год. 95% за Лужкова
Ситуация на вторых выборах мэра Москвы, проходивших уже в новой России, во многом повторилась. Снова они совпали с выборами президента, и снова фаворитом гонки был соратник Ельцина. Однако на этот раз это был Юрий Лужков.
Из кресла вице-мэра в мэрское кресло Лужков пересел в июне 1992 года, когда Гавриил Попов ушёл в добровольную отставку. Попов оказался хорошим демократом, но плохим хозяйственником, что в условиях бушевавшего в стране и в Москве экономического кризиса было для власти крайне опасно. Кроме того, Попов оскандалился разгоном оппозиционных демонстраций в столице в феврале 1992 года.
Впрочем, Лужков в 1992–1993 годах по этой части отличился куда больше. В период противостояния президента Ельцина и Верховного Совета выступавший на стороне президента Лужков приложил немало усилий для подавления оппозиции. Особенно запомнилась москвичам его активность во время кровавых событий сентября – октября 1993 года.
Однако к 1996 году мэру удалось поправить свою репутацию. Сильный хозяйственник, Лужков смог наладить нормальную жизнь в городе, что положительно сказалось на его рейтинге.
Выборы 1996 года для Лужкова были чрезвычайно важны — ведь он практически четыре года пребывал в статусе не избранного, а назначенного мэра, о чём регулярно напоминали его политические оппоненты.
Соперниками Лужкова были председатель Партии научно-технической интеллигенции Александр Краснов, депутат Московской городской Думы Ольга Сергеева, генеральный директор по региональным центрам АО «Росштерн» Владимир Филоненко.
Хотя в данном случае, наверное, стоит говорить не столько о соперниках, сколько о статистах. 16 июня 1996 года за Юрия Лужкова отдали свои голоса 95 процентов москвичей, принявших участие в выборах. Результат, подходящий скорее для современных государств Средней Азии или российских северокавказских республик, однако объективно отражающий предпочтения жителей столицы на тот момент.
Не исключено, - полагает издание, - что на однозначный выбор в пользу Лужкова повлияло покушение, совершённое на его соратника, кандидата в вице-мэры Валерия Шанцева, которое произошло во время избирательной кампании. В результате взрыва Шанцев получил около полутора сотен осколочных ранений и тяжёлые ожоги тела, однако выжил и продолжил свою работу в столичной администрации.
1999 год. 11,3 % за Кириенко
В 1999 году Мосгордума сократила четырёхлетний срок полномочий мэра столицы, и в итоге новые выборы градоначальника были назначены на декабрь 1999 года. На сей раз они совпали с выборами в Государственную Думу.
Фаворитом гонки оставался действующий мэр Юрий Лужков, который к тому времени превратился в одну из ведущих политических фигур России.
Как и в двух предыдущих кампаниях, в 1999 году москвичи голосовали за тандем мэра и вице-мэра. Вместе с Лужковым на выборы пошёл его проверенный соратник Валерий Шанцев. Всего в избирательной кампании приняли участие 11 кандидатов, до голосования из которых дошли восемь. Среди них были весьма заметные фигуры — бывший премьер-министр России Сергей Кириенко, управделами президента России Павел Бородин, депутат Госдумы Алексей Митрофанов и даже лидер одиозного «Национально-патриотического фронта Память» Дмитрий Васильев.
Главным соперником Лужкова считался поддержанный Союзом правых сил Сергей Кириенко, шедший в тандеме с доктором искусствоведения, бывшим председателем оргкомитета общества «Мемориал» Вячеславом Глазычевым.
В ходе голосования 19 декабря 1999 года, в котором приняли участи около 66 процентов москвичей, имеющих право голоса, Юрия Лужкова и Валерия Шанцева поддержали 69,9 процента избирателей, Кириенко и Глазычева — 11,3 процента. Третье место занял Павел Бородин, шедший на выборы вместе с генерал-майором милиции Леонидом Трошиным — 6 процентов голосов. Остальные кандидаты не сумели преодолеть отметку в 3 процента голосов.
2003 год. 12,78 % за Лебедева
Последние на данный момент всеобщие выборы мэра Москвы состоялись в 2003 году. После того как в 2002 году Конституционный суд дал право ряду глав субъектов федерации избираться на третий срок, о своём намерении остаться в должности заявил Лужков.
На сей раз вместо выборов мэра и вице-мэра Москвы горожане голосовали только за фигуру градоначальника. Выборы совпали с выборами в Государственную Думу и проходили в декабре 2003 года.
Действующий мэр Лужков вновь был бесспорным фаворитом избирательной гонки. По сравнению с 1999 годом, число желающих бросить ему вызов сократилось.
В списках кандидатов на день голосования остались четверо: помимо Лужкова, это были президент АКБ «Национальный Резервный Банк» Александр Лебедев, генеральный директор ЗАО «Объединение Прогресс» Николай Лифанов и предприниматель Герман Стерлигов, один из первых официальных отечественных миллионеров, создатель первой в СССР товарной биржи «Алиса».
Главным соперником Лужкова стал банкир Лебедев, проводивший довольно активную избирательную кампанию. Тем не менее бороться на равных с действующим мэром ему оказалось не под силу.
На выборы 7 декабря 2003 года пришли 57,5 процента москвичей, имеющих право голоса. За Юрия Лужкова проголосовали 74,83 процента избирателей, за Александра Лебедева — 12,78, за Германа Стерлигова — 3,65 и за Николая Лифанова — 1,15. Стоит отметить успех кандидата «Против всех» — так проголосовали 7,17 процента избирателей – подчеркивает «АиФ».
Так что выборные результаты неистового блогера вряд ли удивят экс-кандидатов в мэры Москвы Кириенко и Лебедева. Даже в тягостные лужковские времена они добились подобных же результатов, собрав голоса «протестной Москвы».
|