Старший лейтенант Сергей Тылик, перед тем как шагнуть на трап уходившего в море «Курска», сказал матери загадочную фразу: «Для нас главное - отстрелить эту торпеду...» Какая торпеда тревожила бывалого офицера?
В первой главе расследования (номер за 14 февраля с. г.) мы рассказали о страшной нервозности, которая сопровождала выход атомохода на учения в Баренцевом море. Суматоху и беспокойство вызывала не только экспериментальная торпеда завода «Дагдизель», которую собирались испытать на морском полигоне.
При погрузке на «Курск» грохнулась на причал так называемая «толстая» торпеда...
12 августа 2000 года. Первый подводный взрыв в районе учений Северного флота норвежская сейсмологическая станция Карасек фиксирует в 11 часов 28 минут 27 секунд. Через 135 секунд - еще один взрыв. Примерно в пять раз мощнее первого. В нескольких милях от места ЧП, на другой российской подлодке отдыхающую смену подбрасывает на койках...
Уже по горячим следам следователи обратят внимание: время первого взрыва на АПЛ и момент начала торпедной атаки «Курска» почти полностью совпадают (разница - всего две минуты). Именно в 11.30 Лячин должен был начать «бой» с кораблями «противника». И первой (или в числе первых) выпустить экспериментальную, или, как говорят подводники, «опытовую», торпеду «Дагдизеля».
Но эту безобидную учебную, без боевого заряда торпеду, которая всегда остается на плаву после выстрела, не найдут потом поисковые самолеты и корабли. «Курск» не успеет выпустить ее. Она расплавится в первом отсеке, как обычный кусок железа. От экспериментальной торпеды останутся лишь упорные, ничем не обоснованные слухи о «дагестанской диверсии». Мы хотим окончательно развеять их, чтобы погибших торпедистов «Дагдизеля» Гаджиева и Борисова не касалась даже тень дилетантских подозрений. Дагестанская торпеда не могла взорваться по определению!
А специалисты все поймут после первых докладов водолазов, спустившихся к развороченному «Курску»: рванула «толстушка».
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
«Толстая» торпеда. Самая большая торпеда в мире. Двигатель работает на смеси перекиси водорода и керосина. В ВМФ имеет код «65-76». Находится на вооружении с 1976 года.
Диаметр - 650 мм
Длина - около 9 м
Вес боезаряда - 500 кг (по другим данным, около 700 кг)
Общий вес - около 2 тонн
Дальность поражения - около 70 км
Скорость под водой - до 40 узлов (примерно 80 км/час)
Основное предназначение - поражение крупных надводных и подводных кораблей противника и мощных береговых сооружений (баз).
Отчего она рванула?
Самая простая версия - от старости. («Старухе» было почти 10 лет, ее изрядно поболтало в штормовых морях-океанах.) Вспомним к тому же ЧП на берегу, когда при загрузке «толстушки» в лодку лопнули тросы крана и она ударилась о причал (кстати, в уголовном деле та разгильдяйская погрузочная операция фигурирует отдельным фрагментом, и мы к этому еще вернемся).
Самая затасканная версия - от столкновения с неким иностранным кораблем. Сегодня эта версия отброшена, судя по официальным заявлениям, в том числе и председателя правительственной комиссии Ильи Клебанова.
Самая сложная версия - от циатима (см. схему ниже). Офицеры, матросы и мичманы хорошо знают угрюмое слово «циатим» - специальная смазка в механизмах заряжения торпедных аппаратов. Смешавшись с торпедной «горючкой» (а мало ли отчего может капать эта горючка, если боевые торпеды у нас грохаются на причал, как дрова?), циатим провоцирует сокрушительную химическую реакцию, пожар и взрыв. Немало их было... Золотые головы лучших оборонных НИИ многие десятилетия бьются над проблемой коварной смазки. Так вот, один из питерских «почтовых ящиков» поставил на «Курск» новый, экспериментальный циатим, которым очень заинтересовались следователи Генпрокуратуры. Анализы показали: смазка еще недоработанная, «сырая». И она могла стать причиной пожара и взрыва «толстой» торпеды.
Помните слова командующего Северным флотом адмирала Попова? «Я бы хотел посмотреть в глаза тем, кто организовал эту трагедию...»
Самая реальная версия - от удара о дно (эту версию мы сегодня рассмотрим отдельно - см. схему и комментарий эксперта на соседней странице).
Знают ли об аварийной «толстушке» в полдень 12 августа 2000 года руководители учений в Баренцевом море? Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов будет это категорически отрицать:
- Донесения от Лячина не поступило. Но сам факт несостоявшейся атаки еще не давал повода предполагать самое плохое. В моей командирской практике тоже бывали случаи, когда я по тем или иным причинам не мог передать в эфир сообщение.
Несмотря на то, что в глубине бухнуло так, что услышал весь мир, лодку объявят аварийной только через одиннадцать с половиной часов. И только через двенадцать часов начнут ее спасать. Мы напоминаем об этом потому, что в декабре минувшего года ученый-оружейник, лауреат Госпремии СССР Дмитрий Власов (он привлекался правительственной комиссией в качестве эксперта) заявил в «Комсомолке»: Лячин все-таки выходил на связь. И он успел передать, что на лодке - аварийная торпеда.
Об этом же нам говорили многие морские офицеры. Не так отважно, как Власов, с обязательной просьбой «не для печати»...
Приходивший недавно в редакцию вице-премьер Илья Клебанов сказал: власть сама разорвет замкнутый круг недомолвок, которым она же и окружает катастрофы, аварии, преступления; власть начнет очищаться с «Курска» и скажет всю правду о причинах его гибели. Возможно, так оно и будет. И мы окончательно убедимся, кто на фоне страшной трагедии заблуждался, кто лукавил, а кто врал - Господь с ними.
Мы хотим рассказать о другом. О том, что происходило на лодке с того момента, когда пузырьки перекиси водорода побежали через контрольный прибор «толстушки» сплошным потоком (это главный признак того, что торпеда «взбесилась»), и старший мичман Ильдаров, заметив это, доложил об аварийной «толстушке» на центральный пост. Мы восстановим картину последних минут (а для кого-то - секунд, а для кого-то - часов) экипажа. И начнем с БЧ-3, первого отсека, где по по штатному расписанию должны были находиться семь человек. А находилось - четверо.
1. Старший мичман А. Ильдаров - старшина команды торпедистов (не опознан).
2. Мичман А. Зубов - техник гидроакустической группы (не опознан).
3. Матрос И. Нефедков - командир отделения торпед (не опознан).
4. Матрос М. Боржов - торпедист (опознан в 3-м отсеке).
5. Матрос А. Шульгин - машинист-трюмный (опознан в 5-м отсеке).
6. Старший лейтенант А. Борисов - военный представитель завода «Дагдизель», производящего торпеды (опознан в 3-м отсеке).
7. Служащий М. Гаджиев - инженер-конструктор «Дагдизеля» (не опознан).
Как они встретили смерть? Почему она развела их по разным отсекам?
(Продолжение во вторник, 19 февраля.)
САМАЯ РЕАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ
Торпедист Николай Титоренко:
Уворачиваясь от столкновения, «Курск» врезался в подводную скалу...
- Итак, Николай Никифорович, вы утверждаете, что водолазы обнаружили на дне Баренцева моря очень любопытный фрагмент торпедного аппарата...
- Да, обломки торпедного аппарата и «толстой» торпеды лежали в сотне метров за кормой «Курска».
- Почему за кормой?
- Уже после взрыва подводная лодка по инерции продолжала двигаться. Она ползла по грунту почти 150 метров. И выброшенные взрывом обломки оказались за кормой.
- Из-за чего, по-вашему, взорвалась «толстушка»?
- Взрыв произошел в результате срочного погружения подлодки из-под перископа. Об этом свидетельствуют поднятые выдвижные устройства и особое положение рулей.
- Для подлодки срочное погружение - обычное дело...
- Тут было иное. Лодка Лячина экстренно нырнула, чтобы уклониться от столкновения. Командир что-то обнаружил или рядом под водой, или на поверхности моря. А дальше был удар о донный грунт...
- Взрыв произошел от удара о грунт?
- Да. Под торпедными аппаратами находится обтекатель гидроакустической станции. Из-за сильнейшего удара он деформировался сам и деформировал торпедные аппараты. А также «толстушку», уже досланную в аппарат перед стрельбой. Аппарат стало корежить, из резервуара окислителя хлынула перекись водорода (ее там 1400 килограммов). А рядом с резервуаром - керосиновый баллон емкостью 240 литров. Мгновенная химическая реакция, взрыв...
А дальше случилось самое страшное. Взрыв проделал дыру в первом отсеке. Огромную, но не смертельную для большинства моряков. Но тут уже сдетонировал торпедный боезапас. И донный скалистый грунт стал как бы экраном для второго взрыва. Скала заткнула пробоину в лодке - вот почему второй взрыв получился направленным. Он ударил по пути наименьшего сопротивления - в отсеки. И докатился аж до пятого...
- Что могло стать причиной экстренного погружения «Курска»?
- Этим занимается прокуратура. Если будет установлено, что в район торпедной стрельбы «Курска» умышленно или по ошибке влез корабль, многое сразу станет ясно. Когда Лячин всплыл под перископ, что-то произошло, что-то заставило его нырнуть по срочному погружению. Иначе бы он не ударился о грунт так сильно.
- И все же кем могло быть это «что-то»?
- Не думаю, что надводный корабль. Ведь командир прослушивал горизонт. Очень многое указывает на то, что ситуация для Лячина была совершенно неожиданной. Это был явно подводный объект, который «Курск» запеленговал слишком поздно. Я полагаю, что это был иностранный военный корабль.
- Первопричиной взрыва вы называете маневр срочного погружения. А может, первопричина в том, что для стрельбы и маневров «Курску» отвели мелководный район?
- Я думаю, в этом есть резон. При длине лодки 154 метра плавать на 100-метровой глубине - безумие.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ТИТОРЕНКО Николай Никифорович, капитан 1 ранга запаса. Родился в 1935 году. В 1953 - 1957 гг. учился в Высшем военно-морском училище подводного плавания имени Ленинского комсомола (минно-торпедный факультет). Служил на Тихоокеанском флоте - от командира боевой части (БЧ-3) подводной лодки до начальника отдела штаба ТОФа (отвечающего за эксплуатацию торпедного оружия подводными лодками и надводными кораблями). Имеет почти 40-летний опыт эксплуатации торпедного оружия.
В 1983 году уволился в запас. Имеет 16 наград. Живет в Воронеже.
КОММЕНТАРИЙ «КП»
Версия Н. Титоренко, которую мы назвали «самой реальной», не противоречит и «химической» (см. выше) версии. Лячин мог поднять лодку под перископ именно для отстрела аварийной «толстушки». Но, заметив «что-то», пойти на срочное погружение. Поэтому взрыв в первом отсеке, возможно, был вызван не ударом о грунт. Велика вероятность того, что он прогремел за мгновения до того, как лодка рухнула на дно. Окончательный ответ может дать только следствие.
|