Пентагон начал уголовное расследование по контрактам на поставку и обслуживание вертолетов российского производства в США, сообщает «Деловой Петербург». Никаких обвинений следователи пока не выдвинули, но изучают связь бывшего куратора вертолетных контрактов Пентагона Норберта Вергеса с двумя субподрядчиками – литовской «Авиабалтика» и российской «СПАРК» – обе компании занимаются обслуживанием вертолетов «Ми-17» и обучением пилотов и принадлежат петербургскому бизнесмену Юрию Борисову и его сыну Павлу.
В Пентагоне считают, что компании не только затянули ремонт вертолетов, но и завысили цены на него на $16,4 млн. Даже пока не доказанные подозрения грозят СПАРКу («Санкт-Петербургская авиаремонтная компания») потерей крупных международных контрактов – Пентагону уже рекомендовано отказаться от сотрудничества с компанией.
Расследование по контрактам на поставки и обслуживание российских вертолетов в США проводит Служба криминальных расследований Пентагона. Следователи изучают все платежи и вероятные личные связи между членами Армейского подразделения и подрядчиками, сообщает агентство Reuters со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.
Соглашения об обслуживании «Ми-17» – только часть крупной программы Министерства обороны, которая заключалась в покупке и ремонте вертолетов «Ми-17» российского производства для применения в Афганистане. Пентагон покупает российские вертолеты через влиятельного изготовителя оружия, принадлежащего государству – «Рособоронэкспорт». На эту программу было выделено приблизительно $1,1 млрд.
В Рособоронэкспорте не нашлось специалиста, готового прокомментировать ситуацию. Президент компании «СПАРК» Юрий Борисов признал, что в курсе ситуации, но от более подробных комментариев отказался: «Этот Reuters уже давно крутится вокруг - все вызнать пытается, - сердится он. - Больше ничего говорить не буду!».
Расследование началось после аудита в 2012 году, когда инспекторы из Пентагона обнаружили, что «Авиабалтика» и СПАРК» затягивали ремонт и завышали стоимость запчастей. Отчет по аудиту был представлен в сентябре 2012 году. В нем говорится, что ремонт вертолетов не только занял больше времени, чем планировалось, но и повлек за собой лишние расходы .
Как сообщила организация Human Rights First, пишет Inopressa, она получила информацию о ценах, фигурирующих в ряде контрактов на поставку вертолетов Ми-17 за последние годы, от представителя оборонной промышленности. На производство одного вертолета в 2008 году требовалось 4,4 млн долларов, приводит данные организации автор статьи. В 2010 году Россия экспортировала их по цене от 12,7 до 13,8 млн долларов за единицу. Пентагон платил более 18 млн во время последней закупки, а в будущих контрактах цена, скорее всего, возрастет до 19 млн долларов, говорится в статье.
После этого Пентагону рекомендовали разорвать контракты с обеими компаниями. Сейчас американские военные власти рассматривают эту рекомендацию. Ранее парламентарии обеих палат Конгресса требовали, чтобы Пентагон прекратил все связи с «Рособоронэкспортом», отчасти из-за того, что российская компания поставляет вооружение сирийской армии Башара Асада.
Правозащитники заявили, что покупка вертолетов российского производства была бы неправильной с этической точки зрения, поскольку именно РФ поставляет сирийскому правительству оружие, которое используется «против мирного населения».
В то же время, Пентагон и американский Госдеп настаивали на том, что поставки российской военной техники в Афганистан являются целесообразными. Американские военные утверждают, что Ми-17 дешевле, и афганцам проще их использовать и поддерживать в работоспособном состоянии, чем американские аналоги.
«Обвинения в том, что Пентагон переплачивает миллионы за военные вертолеты Ми-17, могут усугубить споры между законодателями, настроенными против этой сделки, и генералитетом, который считает ее стратегически важной для афганских войск безопасности», - пишет журналист The Wall Street Journal Джулиан Барнс.
|