Состоявшиеся на прошлой неделе "отставка" генерального директора Виктора Кобелева от занимаемой должности, а также принудительная отправка в отпуск заместителя генерального директора по корпоративным отношениям Владимира Дитятева преследовали единственную цель - отстранить от рычагов управления предприятием тех, кто понимает истинные намерения "группы Шматовича".
А в том, что этот представитель крупнейшего акционера ПМ - группы "Интеррос", готовился таким образом к циничному выводу из "Пермских моторов" последних оставшихся на этом предприятии активов, сегодня уже нет никаких сомнений.
Неясно лишь, действовал ли при этом В. Шматович со товарищи исключительно по собственной инициативе или же с благословения "большого" "Интерроса"?
Хотя, скорее всего, в ведомстве Потанина до последнего времени вообще не было четкого понимания процессов, которые происходят с их пермской собственностью - контрольным пакетом акций ПМ, и назначенный руководителем "проекта "Пермские моторы" В. Шматович действовал так, как считал нужным и выгодным лично для себя.
По-видимому, председатель совета директоров АО "Пермские моторы", говоря о согласованности решения об отставке Кобелева, врал всем - своему вышестоящему руководству в "Интерросе", американским партнерам из компании Pratt&Whitney, администрации Пермской области, а также собственным коллегам и подчиненным. Ну и прессе, естественно.
Теперь разбираться с художествами "группы Шматовича" будут правоохранительные органы - вчера генеральный директор АО "Пермские моторы" Виктор Кобелев официально уведомил прокурора Пермской области Александра Кондалова о том, что "основной целью экстренной смены генерального директора был произошедший 25 октября 2001 года вывод активов акционерного общества, по сути являющийся действием по преднамеренному банкротству общества".
Подготовлено также и заявление в прокуратуру со стороны вице-губернатора, заместителя председателя совета директоров АО "Пермские моторы" Виктора Карпова - о незаконности принятия решения о смене генерального директора.
Фарс на "Пермских моторах" повторился.
Первая попытка отстранения генерального директора ПМ от должности была предпринята в ноябре 1998 года. Тогда, правда, дури было больше (в кабинет директора "мятежники" пытались пробиться поздно вечером и при вооруженной поддержке милиции и ОМОНа), а цена вопроса - меньше ("всего" 12 млн рублей). Ту атаку удалось отбить быстро и без особых последствий, если, конечно, не считать таковыми увольнения и отзыв из Перми инициаторов захвата - топ-менеджеров от "Интерроса" Андрея Горбатикова, Ивана Усманова и Михаила Пантелеева (примкнувший к ним Дмитрий Харькин тогда с завода убран не был).
На этот раз речь идет о гораздо большей сумме и более тщательной юридической подготовке.
Хроника отчуждения
(по материалам решений совета директоров АО "Пермские моторы")
1998 год
30 сентября. Утверждено решение о передаче в залог РФФИ в качестве обеспечения задолженности перед бюджетами 3 675 000 акций АО "Пермский моторный завод" (49% уставного капитала ПМЗ).
4 ноября. 10% акций дочернего АО "Спардж" передано работникам этого предприятия в счет погашения долгов по зарплате. 2% акций АО "Протон-ПМ" продано компании "ПМ-инвест" для дальнейшей продажи работникам в счет погашения долгов по зарплате.
1999 год
8 февраля. Решение о продаже 9 909 214 акций АО "Протон-ПМ" (3,4%) работникам предприятия - "для погашения задолженности по зарплате перед работниками ПМ". Согласие на продажу акций "Протона" компании ЗАО "Интер Авиа Лизинг" (без указания сумм и количества акций) с целью погашения задолженности перед другими кредиторами.
23 марта. Решение об учреждении АО "Управление-ПМ" (акционеры: "Пермские моторы" - 74,9%, "Интеррос" - 25,1%). Утверждены сделки по продаже пакетов акций АО "Рэмос", АО "Железнодорожник-ПМ", АО "Энергетик-ПМ". Покупатель - "Пермский моторный завод". Основание - обеспечение выполнения обязательств ПМ по бюджетным платежам.
29 апреля. Изменения в протокол предыдущего совета директоров: акционером АО "Управление-ПМ" с пакетом в 25,1% стало АО "Интеррос-Пром", а не "Интеррос".
18 мая. Продажа проходных ПМ и незавершенного строительства. Покупатель не назван. Учреждено ЗАО "Управление-ПМ" со 100%-ным участием ПМ. (Таким образом, создано две компании под одним и тем же названием - "Управление-ПМ", но с разными учредителями и организационно-правовой формой - ред.).
7 июня. Объекты ЖКХ "Мостовское" переданы в муниципальную собственность.
23 июня. 21 608 000 акций АО "Протон-ПМ" (7,3% уставного капитала) решено продать АО "Управление-ПМ" (контрольный пакет которого принадлежит "Интеррос-Пром" - ред.) по цене не ниже 70 копеек за акцию при номинале 1 рубль. Основание - обеспечение выполнения постановления правительства РФ от 30 июля 1998 "О реструктуризации задолженности ПМ". На этом же основании решено реализовать акции ПМЗ, принадлежащие ПМ (покупатель - АО "Управление ПМ"), по цене не ниже 90 рублей за акцию. Количество - 163 380 акций, номинал - 100 рублей (2,1784% уставного капитала ПМЗ).
2000 год
11 февраля. Рассматривался запрос АО "Газпром" об увеличении его доли в ПМ и ПМЗ. Решено рассмотреть вопрос об увеличении уставного капитала ПМ. По ПМЗ отмечено, что его акции "находятся в залоге в РФФИ, в настоящее время вопрос об их продаже рассмотрен быть не может".
Поставлен вопрос о том, что ПМ не имеет в настоящее время 25% АО "Авиадвигатель" (государственный пакет, переданный в управление ПМ). (Решение о его продаже не проходило через совет директоров ПМ - ред.).
30 марта. Согласие на продажу 280 тыс. акций ЗАО "Искра-Авигаз". Покупатель - АО "Управление-ПМ", по цене 8 рублей за акцию. Такой же пакет - 280 тыс. акций ЗАО "Искра-Авигаз" - решено продать компании ЗАО "Перспектива-ПМ". По 280 тыс. акций ЗАО "Искра-Авигаз" продано ЗАО "Моторсервис-ПМ", компании "ПМ-инвест", ООО "Недвижимость-ПМ". Высказано особое мнение представителя государства, члена совета директоров А. Книвеля: "Считаю, что учреждение ОАО "Управление-ПМ" привело к ослаблению роли государства в АО "Пермские моторы" и ущемлению прав государства как акционера".
14 апреля. Продано "Пермскому моторному заводу" 331,5 тыс. штук акций ЗАО "Металлист-ПМ", принадлежавших АО "Управление-ПМ".
27 апреля. Компании "Технологии моторов" проданы 1 057 000 акций ЗАО "Искра-Авигаз".
3 августа. Решено реализовать акции ПМЗ, принадлежащие ПМ. Основание - погашение задолженности в бюджеты. К продаже предполагается 3 511 620 акций (46,82% уставного капитала ПМЗ) по цене не ниже 25 рублей при номинале 100 рублей.
28 сентября. Решение о продаже имущества ПМ (не сказано, какого - ред.).
15 декабря. Согласие на продажу имущества ПМ "Пермскому моторному заводу" - в основном, объекты недвижимости.
2001 год
3 апреля. Продажа имущества (здание в Перми по ул. К. Цеткин, 29).
26 апреля. Согласие на передачу третьему лицу акций ПМЗ: ЗАО "Авиапром" - 696 821 штук, 9,2% уставного капитала (договор купли-продажи от 23 августа 2000 года) и ООО "Пром-АВИА-консалтинг" - 467 660 штук, 6,2% уставного капитала.
Кредиторская задолженность АО "Пермские моторы"
млн рублей
| 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | Общая | 800,467 | 1129,5 | 1122,4 | 1165,6 |
По оплате труда | 59,5 | 24,7 | н/д | н/д |
В бюджет | 172,857 | 229,03 | 145,039 | 44,2 |
Во внебюджетные фонды | 108,9 | 448,7 | 565,4 | 554,5 |
Таким образом, общая кредиторская задолженность АО "Пермские моторы", несмотря на значительные продажи имущества и пакетов акций, продолжающиеся в течение 3-х лет, а также реструктуризацию задолженности по постановлению правительства РФ, не уменьшилась. Выросла задолженность по платежам во внебюджетные фонды, но уменьшилась задолженность перед бюджетом (на 130 млн рублей).
"Отставной" фарс
В начале прошлой недели в Москве состоялось заседание совета директоров АО "Пермские моторы". При обсуждении вопроса №11 (раздел "Разное") членам совета было предложено освободить генерального директора Виктора Кобелева от должности, а на его место назначить заместителя генерального директора по безопасности и режиму Дмитрия Харькина.
Из протокола №5 очередного заседания совета директоров ОАО "Пермские моторы", Москва, 22-23 октября 2001 года:
"...Избрано в состав совета директоров - 15 человек.
Присутствовали 23 октября в 16 часов
- члены совета директоров: Бацекина М. А., Горлов А. В., Елецкий А. В., Калашникова И. Н., Семикопенко Н. А., Федонюк О. П., Шматович В. В. - 7 человек;
- по доверенности с правом голоса: Владимирова С. А. (от Костина О. А.), Роксанова Е. А. (от Сатюкова В. А.), Киченко А. И. (от Гусева Н. А.), Лиссер С. М. (от Харькина Д. А.) - 4 человека...
Голосовали: "за" - 9 человек, "против" - Киченко А. И., "воздержался" - Семикопенко Н. А.
Решение принято".
Представители государства - вице-губернаторы Анатолий Темкин и Виктор Карпов, а также замминистра Мингосимущества РФ Николай Гусев, заместитель генерального директора "Росавиакосмоса" Александр Кузнецов и начальник управления двигателестроения "Росавиакосмоса" Юрий Дмитриев - в силу незначительности предлагавшихся к обсуждению вопросов участия в этом заседании не приняли. (Ю. Дмитриев, правда, был на заседании 22 октября, но от участия в его работе на следующий день воздержался - по той же причине, по которой остальные представители государства не приняли участия в этом совете директоров вообще. О том, что 23 октября предполагается "освобождать" от должности действующего директора, никого из них не уведомили.)
Вообще-то, первоначально это заседание планировалось провести 12 октября, однако председатель совета директоров Владимир Шматович настоял на его проведении позже. Для чего?
Сам процесс созыва этого заседания показывает, что были предприняты все меры, чтобы скрыть истинную цель его проведения. Заседание в экстренном порядке было назначено на 12 октября 2001 года, затем перенесено на 22 октября 2001 года, место проведения - Москва.
В. Кобелевым было направлено письмо в адрес председателя совета директоров В. Шматовича с просьбой провести это заседание в Перми 25-26 октября, так как на 25 октября 2001 года было назначено проведение в Перми заседаний советов директоров АО "Пермский моторный завод" и АО "Авиадвигатель", а также потому, что в соответствии с повесткой дня придется направлять в командировку 6 человек - в то время как первым пунктом повестки дня стоит вопрос "Об оптимизации затрат ОАО "Пермские моторы".
В просьбе было отказано.
Утром 22 октября В. Шматович неожиданно предложил В. Кобелеву уйти в отпуск до 8 декабря 2001 года, мотивируя это необходимостью сосредоточиться на избирательной кампании. (В. Кобелев уведомил облизбирком о своем намерении баллотироваться в депутаты Законодательного собрания Пермской области по округу №11 несколькими часами позже; выборы в Законодательное собрание Пермской области должны состояться 9 декабря 2001 года.) При этом были заготовлены все необходимые в таких случаях официальные бумаги: заявление В. Кобелева об уходе в отпуск без сохранения заработной платы с 22 октября по 8 декабря 2001 года, а также приказ о назначении и. о. генерального директора Д. Харькина и доверенность на его имя. От В. Кобелева требовалось лишь поставить в этих трех документах свою подпись.
Здесь необходимо пояснить, что примерно месяц назад в трудовом контракте гендиректора ПМ появился очень интересный пункт. Суть - если за время пребывания генерального директора в отпуске лицо, временно исполняющее его обязанности, предпримет какие-либо ущемляющие интересы общества действия, ответственность за них понесет генеральный директор.
Уходить в отпуск В. Кобелев отказался.
Таким образом, отстранить действующего гендиректора "по-хорошему" не удалось. На состоявшемся во второй половине дня 22 октября заседании совета директоров ПМ отставка гендиректора еще не обсуждалась. Этот вопрос возник в повестке только на следующий день. Самому В. Кобелеву о принятом в отношении него решении не сообщили. О своем освобождении от должности он узнал неофициально. Д. Харькин все это время оставался в Перми, хотя и является членом совета директоров ПМ. По всей видимости, он был "на старте". В. Кобелев же находился в эти дни в Москве и физически не мог предпринять никаких ответных действий. Только вернувшись из столицы, он начал оказывать противодействие.
Из приказа по ОАО "Пермские моторы" №241 от 24 октября 2001 года:
"...Документы, подписанные Харькиным Д. А. как генеральным директором ОАО "Пермские моторы" в период с 24 октября 2001 года, считать недействительными, а сделки - ничтожными.
Генеральный директор ОАО "Пермские моторы" В. Н. Кобелев".
Затем последовали - попытка взлома "бунтовщиками" кабинета генерального директора ПМ (предотвращена сотрудниками ФАПСИ) и приказ Д. Харькина о его вступлении в должность. При этом приказа об отстранении В. Кобелева от должности гендиректора никто подписать не догадался. И оказалось на "Пермских моторах" аж два генеральных директора сразу.
Какие документы успел подписать Д. Харькин? А вот это - самое главное, ради чего, собственно, и затевалась вся операция по освобождению В. Кобелева от должности и осуществлению чего законный генеральный директор ПМ категорически противодействовал. Изъяв печать у секретаря-референта Кобелева, Д. Харькин немедленно выполнил свою миссию - подписал 4 договора о переуступке прав требования на общую сумму 297 млн 261 тыс. рублей. В итоге:
- право требования к ООО "Пром-АВИА-консалтинг" на сумму 46,766 млн рублей перешло от ОАО "Пермские моторы" к ЗАО "Перспектива-ПМ";
- право требования к ООО "Квинстрит" на сумму 66,745 млн рублей перешло от ОАО "Пермские моторы" к ООО "Промышленно-инвестиционная компания-ПМ";
- право требования к ЗАО "Авиапром" на сумму 91,875 млн рублей перешло от ОАО "Пермские моторы" к ЗАО "Перспектива-ПМ";
- право требования к ООО "Астеррив" на сумму 91,875 млн рублей перешло от ОАО "Пермские моторы" к ООО "Промышленно-инвестиционная компания-ПМ".
Свои подписи под этими договорами поставили Д. Харькин - как генеральный директор АО "Пермские моторы", и Семен Лиссер - как директор ООО "Промышленно-инвестиционная компания-ПМ" и заместитель директора ЗАО "Перспектива-ПМ". (Кстати, директором последней фирмы является все тот же Харькин.)
Учредителями "Промышленно-инвестиционной компании-ПМ" являются ОАО "Управление-ПМ" (74,4%) и ЗАО "Перспектива-ПМ" (25,6%). Согласно уставу этого предприятия, решения принимаются 75% голосов, то есть единогласно. Совет директоров этого ООО на сегодняшний день полностью состоит из представителей "группы Шматовича". Учредителями ЗАО "Перспектива-ПМ" являются ОАО "Управление-ПМ" (24,99%) и ООО "Промышленно-инвестиционная компания-ПМ" (75%+1 акция).
Получается, что "Промышленно-инвестиционная компания-ПМ" полностью контролирует "Перспективу-ПМ", а "Перспектива-ПМ", в свою очередь, имеет возможность блокировать любые попытки внешнего влияния на "Промышленно-инвестиционную компанию-ПМ". Обе компании образуют замкнутую систему и контролируются одной группировкой.
Вот так, не без некоторого изящества, директор-самозванец, если выражаться политкорректно и учитывать, что никаких судебных решений еще нет, осуществил вывод активов из АО "Пермские моторы" на сумму без малого 300 млн рублей.
И зачем после этого Владимиру Шматовичу нужен будет Владимир Потанин со своим "Интерросом"?
У Владимира Шматовича "накипело и вылилось наружу"
В минувшую пятницу в конце рабочего дня состоялась экстренная пресс-конференция председателя совета директоров АО "Пермские моторы" Владимира Шматовича, посвященная событиям, связанным с увольнением генерального директора ПМ Виктора Кобелева. В. Шматович заявил, что решил "раскрыть секреты отставки Кобелева и рассказать пермякам всю правду".
По словам В. Шматовича, увольнение Кобелева вызвано его "многочисленными злоупотреблениями служебным положением", которые стали известны акционерам "Пермских моторов". "Накапливалось давно, информация поступала к нам на протяжении длительного времени, но сейчас вдруг накипело и вылилось наружу, мы решили остановить эти процессы", - сказал В. Шматович.
В. Шматович подтвердил, что после увольнения В. Кобелеву было сделано предложение возглавить совет директоров АО "Пермский моторный завод". "Это была моя инициатива, продиктованная стремлением к сотрудничеству и личной добротой" - пояснил В. Шматович. Однако при этом он добавил, что после серии публикаций в российских и местных СМИ, обвиняющих московских акционеров в стремлении вывести все активы ПМ, дальнейшее сотрудничество с Кобелевым на подобной должности - под вопросом.
В. Шматович также сообщил журналистам, что в среду (31 октября) состоится внеочередное собрание совета директоров "Пермских моторов", в ходе которого руководство ПМ намерено вернуться к обсуждению вопроса о назначении-увольнении генерального директора. "Мы ведем активные согласования с тем, чтобы остановиться на той кандидатуре, которая была бы приемлема для администрации Пермской области и не вызывала отторжения у акционеров", - завил В. Шматович.
Комментируя информацию о начавшемся выводе активов с ПМ (речь идет о сумме в 300 млн рублей), В. Шматович сказал, что эта операция "не была санкционирована советом директоров, активы не ушли на сторону, и все разговоры об этом - сущая неправда".
|