Репортер портала «Кавказская политика» Антон Чаблин продолжает журналистское расследование многоходовой аферы, связанной с попытками захватить под коттеджную застройку почти 15 гектаров земель в заказнике Русский лес.
Тигры съели чернозем Ставрополь – уникальный в природном отношении город: он со всех сторон окружен заказниками и памятниками природы. Город находится на Ставропольской возвышенности, где сохранилось множество высокопроизводительных (фактически, реликтовых) природных островков с редкими видами животных и растений Предкавказья. Названия уже сами рисуют в воображении зримую картину: Вишневая поляна, Лохматый курган, Каменный хаос, Травертиновый источник (травертин – белый известковый туф). Здесь есть и поистине уникальные оазисы, например, Буковый лес на горе Стрижамент сохранился таким, каким его видели казаки-первопоселенцы больше двухсот лет назад (а то и древнее). Или заказник «Ставропольский чернозем», где находится эталонный чернозем, которого больше нет нигде в Евразии.
На территории Шпаковского муниципального района, где и расположена краевая столица, 6% площади занимают леса — это около половины всего лесного фонда края. К северо-западу от города простирается Русская лесная дача (Казенный лес) площадью 7,5 тысяч гектаров, где соседствуют полтора десятка пород лиственных деревьев, водятся краснокнижные животные.
В любой цивилизованной стране на такое чудо природы все чиновники молились бы, а в Ставрополе – пожалуйста, милости просим застройщиков. Строительные компании и «сросшиеся» с ними бюрократы не особо интересуются экологией, для них непреложная догма – город должен расти вширь. Пусть хоть ради этого пришлось бы и уссурийского тигра истребить, и мать родную продать. Наглость меряют гектарами На земли Русского леса, конечно, покушались не раз. Достаточно поглядеть Wikimapia, чтобы с высоты птичьего полета увидеть множество странных объектов, «вклинившихся» на опушки леса – это гаражи, частные дома, магазины, офисные здания, заводские заборы на улицах Коломийцева, 4-й промышленной, Индустриальной. И сколько уже гектаров у Русского леса отнял быстрорастущий Северо-Западный микрорайон города?! Но даже все эти «укусы» ничтожно мелки в сравнении с покушением на участок леса площадью почти 15 гектаров, которое предприняли члены дачного товарищества «Механизатор» при активном содействии чиновников и судов.
Расположено товарищество очень удобно – около дороги на Сенгилеевское озеро. По правую руку от главной дороги «Ставрополь – Сенгилеевское» находятся дачные участки и строения владельцев, за редким исключением, достатка среднего и даже ниже среднего. А вот по левую руку – современные, по большей части двух- и трёхэтажные «домики» хозяев, которых принято называть в современной России «новые русские». Даже дороги в этих двух половинах товарищества разные: по левой стороне от дороги – широкие, как в городе, и сплошь асфальтированные, а по правой – узенькие, ухабистые. Хотя членские взносы-то все платят одинаковые. Площадь «Механизатора», согласно всем документам, составляла 25 гектаров. Естественно, в ходе неизбежных самозахватов прилегающей территории, «габариты» товарищества выросли – и в 2007 году председатель правления Валерий Фатеев (кстати, ветеран контрразведки), обратился с официальным письмом к вице-мэру Ставрополя Сергею Кобылкину с просьбой «прирезать» товариществу 14 гектаров. Чтобы, мол, оно могло на законных основаниях расширяться и далее. Иначе говоря, чтобы узаконить грядущие самозахваты новых участков. Кобылкин (надо же, добрая душа!) дал ход бумаге. Впрочем, нельзя сказать, что все муниципальные ведомства сработали гладко, как смазанные шестеренки – на то, чтобы согласовать «увод» заповедной земли в чужие руки, ушло почти два года. Лишь в марте 2010 года глава города Николай Пальцев подписал постановление №588 об «уточнении» границ «Механизатора», в результате чего его площадь увеличилась с 25 сразу до 83 гектаров. В товарищество оказались включены оказавшиеся вдруг «лишними» 14,4 гектара земель Русского леса (в том числе 7,7 гектара из федеральной собственности и еще 3,7 гектара – из муниципальной). По оценкам Минприроды края, на новых территориях «Механизатора» предстояло вырубить 5200 деревьев общей стоимостью не менее 126 млн. рублей. Ну а масштабы экологической катастрофы никакими суммами измерить было невозможно: после вырубки началось бы выветривание и истощение почв, активизировался гигантский Сенгилеевский оползень, который мог попросту «разорвать» трубы единственного водовода, снабжающего Ставрополь питьевой водой. Кроме того, экологическая диверсия нарушила бы микроклимат и изменила направление и силу ветров над Ставрополем.
Знать бы прикуп… Чтобы узаконить заведомо незаконную сделку, чиновники подались на многочисленные ухищрения. Например, дабы избежать обязательного согласования межевания со смежными землевладельцами (а это Российская Федерация как собственник земель заказника), «Механизатор» по кромке нового земельного участка определил некую зону «земель общего пользования»… шириной три сантиметра. Представьте, это как если бы по периметру товарищества шла дорога для игрушечных машинок. Причем даже не дожидаясь момента, когда мэр Николай Пальцев «подарит» товариществу почти 15 гектаров заповедного леса, эти новые земли уже были «нарезаны» особо приближенным особам. Для чего в ноябре 2009 года на собрании уполномоченных «Механизатора» единым списком в него включили 121 нового члена. А следом глава администрации Промышленного района Дмитрий Судавцов (ныне вице-спикер краевой думы) серией постановлений выделил этим господам участки в Русском лесу под дачные домики. Причем все документы о распределении земли председателем правлении Валерием Фатеевым были строжайше засекречены. Собственное расследование начал проводил руководитель Экологического совета Ставрополя Григорий Пинчук. И вот однажды эколога у подъезда его дома избили неизвестные и украли портфель, где были все документы по захвату земель Русского леса.
Но коллеги Пинчука продолжали копать, пока в руки активистов городской правозащитной организации «Протестный комитет» не попали списки новых землевладельцев Русского леса. Выяснилось, что многие участки ушли людям, даже не имеющим прописки в Ставрополе – в их числе, например, топ-менеджеры строительного холдинга «ЮгСтройИнвест». Кой-кому расщедрившееся правление выписывало наделы площадью по 20-30 соток, в то время как приоритетное право на расширение своих участков имели сами члены «Механизатора», у которых во владении было лишь по 4-5 соток земли. А все потому, что в числе счастливых обладателей участков оказались сотрудники судов, Росреестра, администрации города… Как им было Фатееву не порадеть та-ааким людям, прикрыв глаза и на закон, и на интересы «простых» членов товарищества?! Лишь бы лес не рубили! Ставропольская природоохранная прокуратура обратилась с иском в суд, требуя отменить постановления мэра Пальцева и главы района Судавцова о выделении земли в Русском лесу. В качестве обеспечительных мер прокуроры ходатайствовали об «аресте» участков, чтобы с ними более не могли совершать никакие действия. Однако пока суды рассматривали ходатайства, большинство участков их владельцы успели перепродать. Дело в том, что уже новых владельцев закон расценивает как «добросовестных», и отобрать у них собственность нереально.
Так и вышло: все свои иски по поводу выделения дачных участков природоохранная прокуратура проиграла – последовательно в Октябрьском районном, краевом и Верховном суде РФ. Казалось бы, это должно было открыть прямой путь для новых собственников к вырубке леса. Однако к тому времени история приобрела уже огромный резонанс, и рубить федеральный заказник просто побоялись.
Тем временем в самом «Механизаторе» произошла маленькая революция – Валерий Фатеев и его правление были свергнуты общим собранием. Правда, происходило это многотрудно – с потасовками, перепалками и приездом журналистов. Дачники припомнили прежнему правлению не только скороспелое появление сотни новых членов, но также и огромные долги по членским взносам у жителей «новорусской» части, безграмотное проведение реконструкции электросетей и водопроводной системы… Новым председателем товарищества был избран Георгий Петров, который является главным противником вырубки леса. Вскоре после избрания Петров встретился с новым губернатором Валерием Зеренковым, рассказывал о бедах «Механизатора», о попытках захвата Русского леса. Губернатор хватался за телефоны, негодовал, обещал разобраться и лес спасти. Однако с тех пор ситуация так и остается в «подвешенном» состоянии.
Справедливости ради, стоит сказать, что в прошлом году на Ставрополье было проведено межевание краевых лесов. Тут-то и выяснилось, что по Русскому лесу имеются кадастровые «наложения» – на те самые земли, выделенные мэрией новоявленным лендлордам. И теперь разбираться с захватчиками будет не природоохранная прокуратура, а Росимущество, которое и должно направить повторные иски в суды с требованием вернуть захваченные земли» - отмечает автор.
|