В Челябинске идет реконструкция кинотеатра «Родина» под органный зал – туда переносят местный орган из здания собора Александра Невского. Процесс реконструкции бывшего кинотеатра «Родина» все дорожает. На ремонт здания в 2011-2012 годах из областной казны было направлено более 250 млн рублей, а в этом году – на последний этап реконструкции – заложили почти 280 млн рублей.
Просто удивительно, насколько непроницателен был губернатор области Михаил Юревич, утверждавший: «Перенос органа занимает не очень длительное время: две недели на то, чтобы разобрать и шесть недель – собрать. В помещении, которое мы готовим, необходим небольшой ремонт, но это можно будет делать при наличии самого инструмента… Цена переезда неважна. Но это будет не очень дорого…».
Вместе с тем, история изначально была крайне сомнительной.
«Родина» в опасности!
Выводы специалистов органостроительной фирмы Hermann Eule, привлеченных к оценке зала кинотеатра «Родина» от 22 июля 2010 г., гласили: «На основании данных, полученных из чертежа-плана, мы установили, что зал не подходит для органа». Расшифруем: автор этих слов, управляющий фирмы Hermann Eule Иржи Коцоурек, имел в виду, что всех данных, необходимых для полноценного заключения по вопросу перемещения органа зал «Родина», им попросту не предъявили («Не было предоставлено фотографий. Не предоставлена информация о состоянии пола, потолка и мебели»), но даже чертежа было достаточно, чтобы понять – зал ужасен.
Зал «Родины», сообщал специалист, «…похож на зал в музыкальной школе, т.е. время реверберации незначительно, мало. В соответствии с его функцией зал был спроектирован для речевой акустики (демонстрация фильмов)… Звучание органа будет сухим и пустым. … Нам совершенно непонятно, как акустика этого зала может соответствовать акустике зала камерной музыки».
Орган – штука сложная, да и не маленькая. Возможно, Минкульт этого просто не знал (фото Светланы Григорьевой, Вадима Ахметова)
Но если бы только акустика… Доходит совсем до смешного. «Согласно чертежу, на возвышении недостаточно места для органа», – продолжает Иржи Коцоурек. – «Высота 5,90 м слишком мала - так как высота органа 7,30 м, и к этому значению должно быть добавлено минимум 70 см для выхода звука». Это «исключает установку органа (независимо от остальных критериев)».
Сделав свое дело, Иржи Коцоурек подчеркнул, что для окончательного заключения было бы логично выяснить отсутствующие параметры при осмотре зала. Что может сделать, например, известный органист Тарас Багинец.
12 августа 2010 г. специально приглашенный для этого Тарас Багинец действительно ознакомился с залом, и сообщил, что «общее техническое состояние всего здания и внутренних помещений делает невозможным сейчас не то что перемещение туда органа, но вообще создает опасность пребыванию на его территории людей».
Удивительно все-таки, какие задачи иногда приходится решать знаменитым органистам. Такое впечатление, что это заключение написано экспертами по оценке технического состояния ветхого и аварийного жилья:
«Состояние всех помещений, лестниц, межлестничных пролетов, фойе, подвала, сцены, фасада удручающее. Полностью демонтировано внутреннее убранство помещения, покрытие стен, полы. Полностью демонтированы коммуникации – в здании отсутствует свет (осмотр проводился при помощи аккумуляторных фонарей), водопровод, отопление. В межэтажных перекрытиях имеются множественные провалы, дыры. Имеется несколько значительных трещин в стенах и требуется самая тщательная проверка несущей способности всех стен, и, по всей вероятности, фундамент требует серьезных работ по укреплению в местах просадки».
Багинец предлагает властям ни в коем случае не покупать «Родину», пока не будет создана и не вынесет свое решение комплексная комиссия из авторитетных архитекторов, акустиков, юристов и органных специалистов – возможна ли вообще столь масштабная реконструкция этого здания?
В целом ремонт «Родины» обойдется областной казне более чем в полмиллиарда рублей (фото Светланы Григорьевой, Вадима Ахметова)
«Можно ли создать там органный зал?» - размышляет Багинец в своем блоге. – «Теоретически можно все. Но какие могут быть гарантии, что «Родина» будет куплена не зря и в здании можно будет сделать органный концертный зал с нужными параметрами, а не просто будут уплачены деньги за сарай, который рухнет при первых ударах молотка и дрели?»
50 миллионов за «сарай Мительмана»
Органисту Тарасу Багинцу не померещилось: здание кинотеатра «Родина» действительно находилось в ужасающем состоянии – много лет считалось аварийным и не эксплуатировалось.
Тем не менее, в нужный момент официальные СМИ Челябинской области распространили информацию о том, что в Минкульт Челябинской области поступило положительное заключение главы фирмы «Герман Ойле» Иржи Коцоурека на перенос органа в здание кинотеатра «Родина» (обнародовано заключение по понятным причинам не было). Кроме того, отдельно подчеркивалось, что проект одобрили также специалисты кафедры акустики МГУ и лаборатории акустики Москвы.
Теперь оставалось дело за малым: по сообщению пресс-службы правительства области, предстоял вопрос о приобретении «Родины» у ее владельца, депутата Челябинской гордумы Ильи Мительмана, сыну вице-спикера Семёна Мительмана.
9 сентября 2010 губернатор области Михаил Юревич сообщил блогерам о том, что челябинский орган будет перенесен в бывший кинотеатр «Родина» в начале следующего – 2011 года. Также он сказал, что власти выкупят здание у Ильи Мительмана за 50 миллионов рублей с учетом того, что последний уже вложил в его ремонт 30 миллионов (то есть миллион долларов) и еще около 50 миллионов рублей правительство потратит на реконструкцию здания.
Удивительно, что 30-миллионный ремонт Мительмана не предполагал проведения электричества, водопровода, отпления, а также заделку дыр и провалов, но губернатору, понятно, виднее.
Сомнения у тех, кто наблюдал за развитием событий, вызвал и «странный» аукцион, в котором участвовала только фирма Мительмана. В результате в ноябре 2010 года за «сарай» Мительманам была уплачена максимально заявленная сумма на аукционе: 50 миллионов рублей бюджетных денег.
«Губернатор Челябинской области Михаил Юревич сделал всё возможное для организации безальтернативных торгов», – писало издание Uraldaily.ru.
Уже в феврале 2011 года УФАС по Челябинской области подтвердило нарушения закона в сделке о продаже кинотеатра «Родина». Пресс-служба ведомства заявила, что фактически документация была составлена под конкретное здание и с одним конкретным участником торгов, с которым предварительно была достигнута определенная договоренность.
Как сообщало издание «Деловой квартал», совместно с областной прокуратурой был подготовлен иск в арбитражный суд о признании торгов недействительными. Однако, посоветовавшись с коллегами из Москвы, антимонопольщики от своих требований решили отказаться. «Мы согласовали это с центральным аппаратом ФАС России, – рассказала пресс-секретарь УФАС по Челябинской области Наталья Мартынюк. – Дело в том, что контракт уже заключен, работы находятся в стадии исполнения. Поэтому было написано заявление в арбитражный суд об отказе от исковых требований».
Должностных лиц из министерства промышленности и природных ресурсов пообещали наказать на 50 тысяч рублей.
А дело, тем временем, только начинало набирать обороты. За реконструкцию «Родины» взялись два не менее предприимчивых челябинских депутата, которые, по предположению Znak.com, скоро заработают на этом деле почти полмиллиарда.
«Странные» аукционы продолжаются
На первом этапе на реконструкцию «Родины» было выделено 250 миллионов рублей. Этого оказалось недостаточно главному подрядчику заказчика – регионального министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства – компании «АльфаСтрой», в которой, по данным СПАРКа, по 50% долей у руководителя регионального исполкома «Единой России», депутата Заксобрания области Александра Мотовилова и депутата городской думы Челябинска Олега Иванова. Весной этого года был объявлен новый аукцион на завершающий цикл работ по ремонту зала.
За последние год-полтора здание заброшенного кинотеатра «Родина» посвежело и облагородилось (фото Светланы Григорьевой, Вадима Ахметова)
В лот входило выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция нежилого помещения в Калининском районе города Челябинска под размещение органного зала, в том числе ПИР», сообщает корреспондент Znak.com Кирилл Бабушкин. Начальная его цена составляла почти 278 млн рублей. Однако на столь «вкусный» кусок позарилось лишь одно предприятие – ООО «Строительная компания «АльфаСтрой».
Далее: 22 мая заявка единственного претендента, «АльфаСтрой», была признана несоответствующей требованиям, а сам аукцион – несостоявшимся. В «Журнале событий» на официальном сайте госзакупок еще в тот же день, 22 мая, была сделана соответствующая пометка (а также размещен протокол), и никаких данных более опубликовано не было.
Впрочем, сразу после того, как корреспондент Znak.com во вторник, 18 июня, стал выяснять детали несостоявшегося госконтракта (в ГУМР, в минстрое, у собственников «АльфаСтрое»), на сайте госзакупок появился новый документ, датированный … 18 июня. В частности, были опубликованы «Сведения о государственном или муниципальном контракте или гражданско-правовом договоре (его изменении), заключенном по итогам размещения заказа», где прямо сказано: контракт между минстроем Челябинской области и «АльфаСтроем» таки заключен. По закону, в случае, если аукцион признается несостоявшимся, разъясняет ситуацию Кирилл Бабушкин, заключение госконтракта с единственным участником возможно. Если только его заявка и документы соответствуют предъявляемым заказчиком требованиям. А документы «АльфаСтроя», как видно на сайте госзакупок, этим требованиям не удовлетворяли.
Один из учредителей «АльфаСтроя» Александр Мотовилов в ответ на недоумение Znak.com пролить свет на итуацию с аукционом не смог, однако засвидетельствовал, что с реконструкцией «Родины» его компания в заданный минстроем срок – к 25 декабря – вполне укладывается. И работы, таким образом, продолжаются, несмотря на чехарду в электронном документообороте сайта госзакупок.
Только вот челябинцы переживают за свой уникальный орган. Ведь угробят, говорят, гордость города…
А органист Тарас Багинец по-прежнему убежден в том, что «наилучшим вариантом для переноса органа было бы строительство нового Органного Зала, который сразу бы соответствовал всем необходимым требования к современному концертному залу, а также идеально подходил бы для существующего инструмента».
Оно бы, может, вышло и подешевле.
|