«Генеральная прокуратура обнаружила в Подмосковье пропажу документов госучета областных лесов, которые должны были храниться в лесничествах, и потребовала от комитета лесного хозяйства Московской области устранить нарушение. Об этом говорится в письме силового ведомства в адрес Минприроды, обратившегося с просьбой провести проверку исчезновения документации. Пропавшие бумаги содержали информацию о количестве лесов, определяли границы территорий, за которые отвечают лесохозяйственные предприятия, а также другие организации и учреждения, - пишут 31 мая «Известия».
«До февраля 2012 года в лесничествах надлежащее хранение материалов предыдущего лесоустройства не было организовано, номенклатура лесоустроительных карт и планшетов отсутствовала, — говорится в тексте письма. — В связи с системными недостатками в сфере обеспечения лесничествами до 1999 года сохранности лесоустроительной документации прокуратурой Московской области председателю комитета лесного хозяйства Московской области 26.04.2013 г. внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства».
За последние несколько лет кураторов лесного хозяйства неоднократно меняли. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) было образовано в 2004 году и изначально получило все основные полномочия министерства, кроме надзора и нормотворчества. Тем не менее, летом 2008 года Рослесхоз отдали в ведение Минсельхоза, а спустя два года (в 2010-м) переподчинили напрямую Белому дому. Вместе с этим агентство получило функции выработки госполитики, контроля, надзора и нормативно-правового регулирования. Однако уже в 2012 году его опять переподчинили — на этот раз отдали в ведение Минприроды, которому перешли полномочия определения государственной лесной политики. Тогда же управление подмосковными лесами было передано с федерального уровня (курировавший леса Москвы и Московской области Мослесхоз был упразднен) непосредственно в регион, где был образован комитет лесного хозяйства Московской области.
Именно во время пертурбаций 2008–2012 годов «начали последовательно растворяться» делоустроительные карты и планшеты, рассказал изданию источник, близкий к руководству Минприроды. В итоге государственный лес «просто стал бесхозным», и сейчас на многих участках уже стоят капитальные строения, отмечает он.
— Уже потом выяснилось, что в момент передачи дел пропало более половины лесоустроительных документов, которые были. В основном это происходило под предлогом потерь при переезде, — вспоминает собеседник издания.
Газета обратились за комментарием в Рослесхоз, однако там посоветовали связаться с комитетом лесного хозяйства Московской области.
В пресс-службе комитета прокомментировали изданию, что по вопросу о пропаже лесоустроительных документов стоит обратиться к Рослесхозу, поскольку до июля 2012 года подмосковные леса не имели своего регионального управления и подчинялись напрямую этому ведомству, из-за чего «им уделялось меньше внимания». Сейчас восстановлением ситуации занимается «команда профессионалов во главе с Евгением Труновым», отметили в пресс-службе.
— Кто виноват — это скорее вопрос к прокуратуре. Что делать — уже к концу года мы начнем заново создавать эту документацию. Даже если бы они ее не потеряли, то лесоустроительные работы уже нужно было бы проводить, так как их делают регулярно, — заявил представитель пресс-службы комитета Святослав Некляев.
Ситуация с учетом леса в Подмосковье крайне неудовлетворительна, о чем не могли не знать в комитете, который возглавляет экс-замглавы Рослесхоза Евгений Трунов (в том числе руководил инвентаризацией лесов и лесоустройством), заявил изданию руководитель проектов лесного отдела Greenpeace в России Антон Бенеславский.
— Если они так приняли дела от Мослесхоза, что они не являются ни наследниками, ни правопреемниками и документов у них нет, то это их беда. Комитет существует уже год. Почему об этой проблеме не было известно раньше? — возмущается Бенеславский — Если виноваты руководители до них, то почему комитет сам не обратился в прокуратуру? Где наказанные виновные за этот бардак?
В период с 2007 по 2012 год под предлогом пожаров, затоплений и даже «атаки крыс» действительно исчезли документы на «тысячи гектаров самых дорогих лесов» в Подмосковье, подтверждает экс-глава Росприроднадзора Олег Митволь. Позднее на них появились строения, которые пытаются легализовать их хозяева, рассказывает политик.
— Это серьезнейшая проблема! Возникает вопрос, ну неужели никто за это отвечать не будет? Пропали же документы на государственные леса, — рассуждает Митволь.
В 2012 году за несколько дней до ухода с поста губернатора Подмосковья Борис Громов своим распоряжением удовлетворил ходатайства нескольких фирм и перевел несколько лесных участков в районе Рублевского шоссе в границы престижных поселков. Это решение, несмотря на противоречие Лесному кодексу, санкционировал Рослесхоз. Позднее в связи с передачей земель Следственный комитет допросил главу Одинцовского района Александра Гладышева, а Минприроды обратилось в Генпрокуратуру с просьбой отменить незаконное решение о присоединении 80 га леса к деревне Жуковка».
29 августа 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Глава района вышел из леса на допрос» говорилось: «за отставками глав Химок и Балашихи может последовать еще одна. Как рассказал источник в администрации Одинцово, накануне главу района Александра Гладышева вызвали на допрос в Следственный комитет по Московской области.
— С 15.00 до 16.00 он пробыл в СК, вернулся оттуда очень расстроенный, — поделился собеседник «Известий». — Его спрашивали, какие были основания для перевода лесного массива в земли-поселения.
Не исключено, что за следственными действиями последует отставка главы Одинцово. Тем более, что новый губернатор Подмосковья готов продолжить "чистку".
Издание уже писало о том, что Следственный комитет России начал проверку законности присоединения лесов Одинцовского района к населенным пунктам. Соответствующие постановления по ходатайству коммерческих организаций в мае 2012 года подписал губернатор Московской области Борис Громов.
В последние дни своего нахождения на посту губернатора Борис Громов своим распоряжением включил огромные участки леса в элитных районах Подмосковья в границы населенных пунктов. Громов подписывал документы после того, как получал разрешение от Рослесхоза на перевод земель. Передача земель проходила по ходатайству разных фирм. К примеру, пять участков леса около деревни Жукова были включены в границы этого населенного пункта. Однако эти леса относились к категории защитных. По Лесному кодексу нельзя изменять границы таких лесопарковых зон, если это приводит к уменьшению их площади. Проверку законности передачи земель ведет Минприроды и Следственный комитет. Именно в рамках работы СК по этому делу и был допрошен Гладышев.
Бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что раз дело находится на особом контроле у главы СК Александра Бастрыкина, то оно дойдет до логического завершения.
— Следствие активно движется, и надеюсь, что все виновные в манипуляциях с подмосковными лесами, предстанут перед судом. Даже те, кто скрывается за пределами страны, также будут привлечены к ответственности, — заявил Митволь.
Именно он в свое время инициировал обращения в Генпрокуратуру и Министерство природных ресурсов с просьбой проверить законность действий подмосковного правительства «громовского призыва».
Также источник в одинцовской администрации рассказал, что дело может коснуться и депутата Московской областной думы Никиты Чаплина, которого следователи хотят допросить по земельному вопросу.
В свою очередь источник в администрации Московской области заявил, что на главе Одинцово отставки могут не закончиться, следующим в черном списке значится Красногорский район», - писали «Известия».
Также на эту тему на FLB: «Под бумажным топором», «Распродажу прикрыли ограблением со взломом», «Успеет ли Шойгу спасти подмосковные леса?», «Отходной маневр генерала».
|