Все, что касается взаимоотношений властей Якутии и компании АЛРОСА, покрыто завесой тайны и недомолвок – пишет журналист Владимир Нифонтов на портале «Yktimes - Авторский взгляд». Автор разбирает, с его точки зрения, очередной «мутный эпизод», точнее затею властей в экономике Якутии.
Внимание автора, как он пишет, привлекло более чем странное заявление главы Якутии Егора Борисова.
«На встрече с мирнинцами президент Якутии заявил, «что в случае выделения Якутии средств, вырученных от продажи 7% федерального пакета акций «АЛРОСА», республика часть этих денег пустит на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Мирный». Эту же мысль развил пресс-секретарь якутского президента Афанасий Егоров, отвечая на вопросы федеральной газеты «Известия». «У нас есть несколько социальных проектов, требующих больших финансовых вложений, — говорит представитель президента Якутии. — … Необходима реконструкция и модернизация аэропорта в городе Мирный — порядка 15–20 млрд. Приватизация АК «Алроса» — это реальная возможность получить необходимые средства». В связи с этим у автора возник вопрос: «Почему республика вообще должна выделять деньги на реконструкцию чужого имущества получастной компании?», отмечая, что такая ситуация является странной, ведь «республика продает свое активы чужому дяде, а вырученные от продажи деньги тратит на ремонт этого самого проданного имущества? И почему вдруг такой сугубо коммерческий проект, как аэропорт, перекочевал в разряд «социальных проектов»? Что за нелепица такая? – задается вопросом автор. Аэропорт «Мирный», - пишет Владимир Нифонтов, - как и несколько других аэропортов, со всеми своими взлетно-посадочными полосами, терминалами и прочим аэропортовским имуществом принадлежит на праве собственности ОАО АК АЛРОСА. Эксплуатирует их структурное подразделение компании – Мирнинское авиационное предприятие ОАО АК АЛРОСА. Согласно п.2.3 договора «О социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия)» от 5 марта 2010 года, заключенного между Якутией и АЛРОСА, «стороны обязуются внести предложения в Правительство Российской Федерации по передаче аэропортового хозяйства в федеральную собственность». Что и было сделано. Стороны совместно обратились в Минтранс России с просьбой принять аэропорты компании в федеральную собственность. На коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Якутии республики 21 октября 2011 года заместитель руководителя Департамента воздушного транспорта Виктор Боговков рассказал, что в Минтрансе России под председательством заместителя министра транспорта РФ В. Окулова было проведено совещание, посвященное вопросам передачи в федеральную собственность аэропортов АЛРОСА.
«По итогам совещания, – писала тогда пресс-служба Минтранса Якутии, – были приняты решения о передаче аэродрома «Мирный» в федеральную собственность, аэропорты «Айхал», «Витим», «Ленск», «Оленек», «Полярный», «Саскылах» в состав ФКП «Аэропорты Севера». Спустя месяц, 15 ноября 2011 года, этот вопрос был рассмотрен на совещании у бывшего тогда министром транспорта России Игоря Левитина. Тогда он заявил, что его ведомство примет аэропорты лишь в том случае, если они будут полностью укомплектованы и оборудованы системой безопасности авиаперелетов. На сегодня это главное условие Минтранса для принятия аэропортов алмазной компании в федеральную собственность. Правительство республики на этом совещании представлял зампред Анатолий Скрыбыкин. В соответствии с замечаниями Минтранса АЛРОСА начала реконструкцию и укомплектование необходимым оборудованием аэропорта «Мирный». И уже 24 апреля 2012 года на своем заседании Наблюдательный Совет компании «предварительно одобрил предложение Правления компании о безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации имущества аэродрома «Мирный» и аэропортов «Полярный», «Айхал», «Витим», «Ленск», «Саскылах», «Оленек». Своим решением НС официально дал старт началу процесса отчуждения и передаче аэропортов компании в федеральную собственность. В соответствии с договором не остались в стороне от этого процесса и власти Якутии.
В своем бюджетном послании «О бюджетной и налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2013 год» Президент РС (Я) Егор Борисов заявил «нам необходимо провести работу с федеральными органами государственной власти по более конкретным нерешенным вопросам: …. Пятое. Передача в федеральную собственность ключевых инфраструктурных объектов в районах Крайнего Севера, включая аэропорты, находящиеся в ведении отдельных хозяйствующих субъектов, включая АК АЛРОСА». И работа эта идет сегодня полным ходом. Проектами реконструкции аэропорта «Мирный» занимается алросовский проектный институт «Якутнипроалмаз», непосредственно работы ведет Мирнинское управление автомобильных дорог АК «АЛРОСА». По словам начальника МУАД АК «АЛРОСА» Александра Кондратьева: «Точно знаем лишь одно: на строительство взлётно-посадочной полосы в Мирном у нас трёхлетний контракт». В своем докладе на собрании хозяйственного актива компании 23 марта 2013 года «Об итогах работы АК АЛРОСА в 2012 году и основных задачах на 2013 год» исполнительный директор компании Игорь Соболев также отметил, что «проводились работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта в г. Мирном». И работа дает первые результаты – недавно аэропорт «Мирный» сертифицирован под прием Боингов, начались регулярные рейсы этого экономичного типа воздушного судна. Экономия топлива неизбежно приведет к снижению себестоимости полетов и, соответственно, цен на авиабилеты. Как видите, все идет своим чередом – договор Якутии с АЛРОСА исполняется, якутские чиновники, в меру сил, решают вопросы с Минтрансом РФ, компания успешно ведет реконструкцию. Все нормально – АЛРОСА прекрасно справляется сама и никакой помощи ни у кого не просит. Так почему вдруг с бухты-барахты якутские чиновники объявили коммерческое предприятие «социальным объектом» и рвутся поучаствовать в строительстве? Откуда такое рвение? Фактически сегодня ситуация выглядит следующим образом: Якутия, совместно с федеральным центром, продает часть акций АЛРОСА, просит себе деньги, вырученные от продажи федеральной доли. Затем эти полученные средства обещает направить на ремонт имущества компании, акции которой только что проданы. В свою очередь это имущество, отремонтированное с участием республиканских денег, компания передает обратно федеральному правительству. Вы что-нибудь поняли из этого круговорота? – задается вопросом автор, особо подчеркивая, что просить деньги у федерального центра, чтобы их тут же вернуть обратно, сделка странноватая. А что бы избежать странностей: «достаточно уменьшить размер или вообще отказаться от выплаты дивидендов, а освободившиеся деньги целевым назначением направить на реконструкцию аэропорта. Так поступают цивилизованные акционеры во всем цивилизованном мире» - делится автор. За 2010 год дивиденды АЛРОСА составили рекордных 7,44 млрд. рублей. Судя по отчетности, в 2012 году дела в компании шли не хуже, чем в прошлом и потому сегодня можно ожидать таких же выплат. 25 апреля Наблюдательный совет как раз обсудит этот вопрос. Как видите, - указывает журналист, - денег более чем достаточно для реконструкции аэропорта «Мирный» и если республика хочет помочь компании побыстрее решить вопрос с реконструкцией, то для этого достаточно только проголосовать на Набсовете и Собрании акционеров.
На мой взгляд, - полагает автор, - это предложение республики будет логично и справедливо – аэропорт является имуществом компании и расходы на ремонт и реконструкцию должны нести все собственники этого имущества. А не только исключительно один из акционеров. Думаю, и федеральные чиновники против такого подхода возражать не будут, так как реконструкция идет по требованию и в соответствии с нормами федерального министерства. Да и для АЛРОСА это выгодно – расходы на ремонт не войдут в налогооблагаемую базу компании. Конечно, в таком случае республика недополучит определенную сумму налогов в свой бюджет, но эти потери не идут ни в какое сравнение с теми суммами, которые требуются на реконструкцию порта. Как мы помним, пресс-секретарь Егора Борисова назвал сумму порядка 15-20 млрд рублей. В любом случае потери республиканского бюджета будут меньше, так как финансовую нагрузку по реконструкции аэропорта будут справедливо нести все акционеры компании, а не только одна Якутия. В АЛРОСА Республика Саха(Якутия), с учетом муниципалов, владеет всего 40 процентами акций, соответственно, доля республики в затратах на реконструкцию составит не более 40 процентов. Кроме того, не стоит забывать, что не все налоги АЛРОСА поступают только в республиканский и местный бюджеты. Довольно значительная часть налоговых платежей компании уходит напрямую в федеральный центр, а значит и сумма недополученных Якутией денег будет меньше на эту сумму. В итоге, недополученные налоги и дивиденды составят сумму многократно меньше, чем требуется на реконструкцию аэропорта. Для жителей же Мирного не имеет никакого значения, за счет каких средств и кто именно будет реконструировать аэропорт. Им важно чтобы это было сделано быстро и с хорошим качеством – отмечает автор. «Я думаю, решение сократить дивиденды и направить высвободившиеся деньги на реконструкцию аэропорта, будет выгодно всем акционерам. Федеральный центр, без прямых расходов бюджета, получит новенький аэропорт, компания быстрее избавится от непрофильных активов и снизит издержки. Повышение эффективности работы компании неизбежно приведет к росту стоимости акций. Ну а мирнинцы быстрее получат новый удобный аэропорт и снижение цены на авиабилеты, чего в случае реализации обещаний Егора Борисова им придется ждать еще очень долго. Пока акции продадут, пока деньги поделят, пока подрядчика выберут – годы пройдут. Мне кажется, сама компания сделает сама намного быстрее.
На мой взгляд, есть простое и элегантное решение вопроса реконструкции аэропорта «Мирный» без мутного и очень похожего на классический «откат» варианта дележки денег после продажи акций. Если, конечно, стоит вопрос реконструкции, а не какой-то еще. Зачем усложнять? Может будет лучше если аэропорт компания построит сама, а часть вырученных от продажи акций АЛРОСА федеральных денег направить на решение действительно важных ”социальных вопросов” того же Мирного? Уверяю вас, их там предостаточно» – полагает автор, указывая, что если схема республиканских чиновников будет реализована, то может возникнуть ущерб региональному бюджету.
|