Сомнительные диссертации: есть вопросы и к докторской Исаака Калины
Критический обзор докторской диссертации главы департамента образования Москвы Исаака Калины
«Глава московского департамента образования Исаак Калина 11 сентября на заседании Диссертационного совета Московского психолого-социального университета (негосударственного) защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме "Аксиологические основания модернизации педагогического образования", - пишет на сайте «Йополис» член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов.
Аксиология - это раздел философии о ценностях. Вот эта диссертация.
Каждый сможет оценить ее подлинность в системе антиплагиат или оценить издания, в которых опубликованы статьи и монографии Исаак Калины, как это уже сделали это с другими видными образовательными начальниками. Такими как Владимир Бурматов и Андрей Андриянов.
Сначала два замечания процедурного характера.
- Во введении автореферата сказано: «В исследовании приняли участие 58429 студентов 1, 3 и 5 курсов (2009) и 6473 студентов первого курса (2010) более 150 вузов страны». И масштаб работы, и точность количественных данных впечатляют. Но возникают вопросы. Интересовался ли диссертационный совет достоверностью статистики и результатов ее обработки? Кроме того, насколько я понимаю, охват анкетирования беспрецедентен. В период с 2004 по 2007 год Исаак Калина был заместителем министра образования и науки и в принципе мог организовать эту работу. Но насколько этично и законно использование административного ресурса для удовлетворения собственного, пусть и научного любопытства?
- Согласно требованиям Высшей аттестационной комиссии (ВАК), основные положения, выносимые на защиту, должны быть опубликованы. Список из 38 таких работ приводится. Но непосредственно к теме относятся 4 из 5 монографий, 8 из 15 научных статей - все это публикации за короткий период с 2009 по 2011 год. Остальные 26 работ имеют, мягко говоря, весьма косвенное отношение к теме. Это выступления крупного работника министерства по случаю. Например, в статьях "Пусть каждый занимается своим делом" и "Лучше быть богатым и здоровым" аксиологический аспект не просматривается. Несколько замечаний по существу работы, пишет на сайте «Йополис» Александр Абрамов.
1) Я сильно сомневаюсь в правомерности утверждения темы. Как известно, докторская диссертация должна решать крупную проблему или открывать новое направление. Можно представить себе глубокое (но очень сложное) исследование аксиологических основ педобразования в целом. Но аксиология модернизации педобразования - это уже не допустимое сужение. Здесь хватило бы одной дискуссионной статьи, как это сделала, например, кандидат педнаук Е.И.Джалилова, опубликовавшая в 2011-ом году работу "Аксиологические основания модернизации экономического образования в высшей школе".
Между тем, как известно, наша система педагогического образования проявляет, выражаясь языком Минобрнауки, "признаки неэффективности", и серьезная актуальная диссертация здесь бы не помешала, - полагает Александр Абрамов.
2) В согласии с законами жанра сформулирована проблема исследования: "В теоретическом плане - это проблема разработки аксиологической концепции модернизации педагогического образования. В практическом плане это проблема конструирования и реализации ценностных оснований содержания педагогического образования".
О теоретическом плане чуть ниже. Но твердо можно утверждать, что поставленная практическая задача не решена. Никаких намеков на наличие хотя бы фрагментов реального содержания нет. И Слава Богу! Страшно подумать. что профессора по всем предметам будут строить курсы, непрерывно думая об идеях Калины. А студенты при этом должны сдавать экзамены, демонстрируя результаты высокого духовного воспитания.
В своей управленческой ипостаси Исаак Калина известен как жесткий прагматик и рыночник. Поэтому трудно понять, как на основе его глубокого интереса и любви к аксиологии в Москве жестко и на рысях внедряются схема новой системы оплаты труда (НСОТ) учителей, нормативно-подушевое финансирование, идет массовое слияние школ и детских садов», - выражает удивление Александр Абрамов на сайте «Йополис».
Убедительный пример, доказывающий принципиальную не разрешимость этого внутреннего противоречия, демонстрирует такой вывод диссертации: "Образование будет способствовать консолидации общества в том случае, если оно как услуга будет направлять свои ресурсы, в первую очередь, на развитие нравственности ученика, на воспитание в ученике добродетели, что приведет к тому, что благо ученика начнет совпадать с благом другого человека, с которым он связан и взаимодействует. Сущность образования как услуги, знаменующей собой начало необходимых институциональных изменений в обществе, заключается в интеллектуальном, духовном, физическом, эстетическом развитии конкретного потребителя».
Сомнительна и возможность "поверить алгеброй гармонию" - по анкетам выяснить моральное здоровье (с точностью до сотых долей!) студентов. Оказывается, "добро" в их сознании на первом месте, а "долг" отнесен к последнему, 13-ому рангу. А общая оценка состояния студентов - будущих учителей крайне тревожна: "В смысловой динамической системе студентов связи между ценностями достаточно слабые, а обратные связи между ценностями значительно преобладают над прямыми связями между ценностями. которые к тому же практически отсутствуют"(!?). Вот это уже сверхсерьезное основание, чтобы потратить 12 лет на глубокое исследование аксиологических оснований модернизации.
Вызывает удивление резкое расхождение общей стилистики диссертации с одной стороны и хорошо известного москвичам стиля публичных выступлений и текстов Исаака Калины. Весь текст автореферата - это трудно читаемая вязь философем высокого уровня абстракции. В "Выводах" ключевые слова и фразы таковы: "педагогическая реальность как локальная картина мира", "ценностный модус учителя", "мировоззренческие универсалии", "Принцип высоты ценностей", "принцип конвертируемости утилитарных ценностей", "принцип дурного прецедента" (а вот это уже ближе к действительности!) и т.п. Один из результатов таков: "мы обосновали, что нравственный опыт педагогической деятельности как компонент целостного опыта педагогической деятельности изоморфен нравственной культуре профессиональной группы учителей во всей ее (культуре) структурной полноте, но не объеме". Мысль настолько глубокая, что понять ее трудно, полагает Александр Абрамов.
Осмысление философии Калины потребует от студентов не только большого времени, но и необычайно глубоких умственных усилий. Вместе с тем встречаются и предельно прозаические пассажи. Например, достоверность результатов исследования обосновывается, в частности, "положительным опытом работы автора в качестве разработчика аксиологической концепции". Иными словами, разработка хороша потому, что хорош разработчик. Логично. Потрясает финал: "исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение того, как в модернизирующемся педагогическом образовании сформировать этическое сознание будущего учителя". А не эта ли задача ставилась в начале диссертации?», - задается вопросом Александр Абрамов.
|