«Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил два иска сына Владимира Жириновского — Игоря Лебедева о расторжении договора купли-продажи нескольких нежилых помещений в центре Москвы, заключенного с правительством Республики Ирак еще в 2002 году. Как утверждал в суде представитель Лебедева, иракцы купили здания, однако до сих пор за них не расплатились. Эти здания уже упоминались в расследовании специальной комиссии ООН о махинациях вокруг поставок гуманитарных грузов Ираку по программе «Нефть в обмен на продовольствие», - пишут 28 ноября «Известия».
Как установил суд, 15 февраля 2002 года Игорь Лебедев заключил договоры о продаже ряда нежилых помещений в центре столицы, на улице Волхонка. Деньги за недвижимость сын Владимира Жириновского якобы должен был получить при перерегистрации собственника еще летом 2002 года, но тогда оплата так и не произошла.
Эти здания упоминались в 2005 году в докладе специальной комиссии ООН, которая расследовала махинации вокруг поставок в Ирак гуманитарных товаров по программе «Нефть в обмен на продовольствие». Большая часть расследования была посвящена деятельности российских компаний и политиков в Ираке.
По данным комиссии, около 73 млн баррелей иракской нефти якобы были выделены лично лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. Иракские власти ожидали от известного российского политика поддержки. Он действительно тогда выступал против санкций ООН и начала военных действий в Ираке. Судя по отчету, большую часть нефти Жириновский якобы продал через компании ТНК, СИДАНКО, «Нафта-Москва» и «Лукойл».
Члены комиссии утверждают, что Жириновский остался должен иракцам за нефть около $5 млн. Часть денег он якобы привез наличными в посольство Ирака в Москве, а в качестве оплаты другой части в 2002 году передал в собственность этой страны здания в центре столицы. Их собственником считался Игорь Лебедев.
По данным комиссии, сделка прошла успешно, однако в 2005 году сын Жириновского обратился с иском к властям Ирака и попытался вернуть около 1 тыс. кв. м недвижимости. Однако получить здания обратно он тогда не смог.
Объяснить, почему Ирак так и не расплатился за недвижимость, адвокат Александр Дроздов, представлявший интересы этой ближневосточной страны, в судебном заседании не сумел. Но просил отклонить иск, сославшись на то, что иностранное государство неподсудно российскому суду.
Судья Игорь Кананович парировал высказывание адвоката, заявив, что если недвижимость расположена на территории РФ, то и решать ее судьбу будет российский суд.
— Удовлетворить исковые требования, сделку купли-продажи расторгнуть, — огласил свое решение судья Кананович.
Представители посольства Ирана в России, Владимир Жириновский и его сын Игорь Лебедев не смогли оперативно прокомментировать «Известиям» ситуацию вокруг этого дела».
В январе 2005 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Нефть в обмен на удовольствие» говорилось: «30 сентября появился новый разоблачительный документ – доклад специального советника директора ЦРУ Чарльза Долфера. Долфер – бывший инспектор ООН по разоружению Ирака. После свержения режима Саддама по поручению правительства США он во главе большой команды специалистов искал в Ираке оружие массового уничтожения, да так и не нашел. Зато нашел много информации о незаконных, в обход санкций, поставках обычных вооружений и военной амуниции Багдаду, прежде всего из Белоруссии и России. Долфер значительно расширил список российских получателей нефтяных ваучеров – в их числе оказались бывший спикер российского парламента Руслан Хасбулатов, бывший председатель Совета Министров Советского Союза, депутат Госдумы от КПРФ Николай Рыжков, бывший министр нефтеперерабатывающей промышленности Юрий Шафраник, сын российского посла в Багдаде и многие другие. Ваучеризация по-иракски для многих стала не менее выгодным мероприятием, чем ваучеризация по-российски.
Вот лишь некоторые цифры из доклада Долфера:
Хасбулатов – 1,5 млн. баррелей в год
Зюганов – 1,5 млн. баррелей в год
Жириновский – 79,8 млн. баррелей
Ольга Кудрявцева (кто такая – неизвестно) – 1,5 млн. баррелей
МИД РФ (реализовано через ТНК) – 42,722 млн.
Николай Рыжков – 11,88 млн.
Михаил Гуцериев – 11,88 млн.
Шафраник (через «Зарубежнефть») – 3,049 млн.
Исаков, администрация президента РФ (через «Роснефтимпекс») – 14,009 млн.
Еще один ваучер администрации президента – 11,428 млн.
Сын российского посла в Багдаде (без имени) – 13,071 млн».
В декабре 2004 года в публикации “У ЛДПР нашли нефть” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Financial Times и итальянская Il Sole 24 Ore утверждают, что нашли доказательства участия лидера ЛДПР Владимира Жириновского в махинациях с иракской нефтью. Представители ЛДПР называют это ложью.
30 сентября 2004 г. Группа по изучению Ирака (Iraq Survey Group), созданная Минобороны и ЦРУ США, опубликовала отчет, из которого следовало, что саддамовский Ирак нарушал установленный ООН режим санкций и продавал нефть, используя систему двойных контрактов. Вначале заключался официальный контракт с компанией, имеющей право участвовать в программе “Нефть в обмен на продовольствие” (НОП), сведения о нем предоставлялись в ООН. Но нефть по этому контракту отпускалась компании лишь при наличии специального ваучера, который по сути и был настоящим контрактом. Эти ваучеры иракское руководство выдавало дружественным ему политикам и чиновникам из разных стран, в том числе российским, а те, в свою очередь, договаривались об экспорте с компаниями, имеющими соответствующее разрешение ООН.
В “российской части” списка получателей ваучеров среди прочих упоминается и Владимир Жириновский. По версии ISG, по его ваучеру компания “Нафта-Москва” купила 550 000 т (3,85 млн баррелей) нефти.
Теперь журналисты FT и Il Sole сообщили, что располагают и другими доказательствами. Одно из них — письмо, тоже за подписью Жириновского, адресованное генеральному директору иракской госкомпании State Oil Marketing Organization (Somo), датированное 27 апреля 1999 г. “Мы подтверждаем, что сотрудничаем с компанией "Нафта-Москва", — говорится в нем. — Для поставки в шестой фазе 1999 г., партию нефти сорта Basra-light в размере не более 2,5 млн баррелей выделить компании "Нафта-Москва" для отгрузки по контракту”.
По информации ISG, во второй половине 2000 г. Жириновский также получил ваучеры на 9 млн баррелей нефти, которые реализовал уже через Тюменскую нефтяную компанию (ТНК). При этом журналисты FT и Il Sole располагают документальными доказательствами, что американская компания Bayoil как раз в тот период приобрела у ТНК партию нефти. В одном из документов, составленных для представителя Bayoil, указывается сумма, выплаченная компании ТНК, — $546 000. “Нам сказали, что $546 000 предназначались Жириновскому”, — говорит один из участников расследования — Клаудио Гатти.
Давая показания комиссии ООН, расследующей нарушения при реализации НОП, один из топ-менеджеров, близких к сделке, сообщил, что видел письмо, которым Жириновский подтверждает Somo, что получил деньги от упомянутой сделки.
Журналисты FT и Il Sole обратились к представителю Bayoil в Ираке Аугусто Джангранди с вопросом, показывал ли он письмо Жириновского кому-нибудь в Somo. “Полагаю, вы правы, — ответил Джангранди. — Да”.
В руководстве ЛДПР утверждают, что письмо, цитату из которого приводит FT, ничего не доказывает. “Подлинность документа еще надо проверить, — говорит депутат Госдумы от фракции ЛДПР Алексей Митрофанов. — Сомневаюсь, что Жириновский стал писать бы кому-нибудь кроме Хусейна, с которым мы общались”. По словам Митрофанова, ЛДПР только помогала российским компаниям работать на иракском рынке.
В компании “Нафта-Москва” от комментариев отказались. А в ТНК-BP заявили, что ТНК по программе ООН не работала и никаких контрактов с режимом Хусейна не подписывала».
|