Кто стоит за делом «Дылачи»?
«История вокруг местной родовой общины эвенков «Дылача» уже несколько недель не сходит со страниц газет, экранов телевизора и интернет-сайтов. Весь сыр-бор разгорелся вокруг нефрита, в незаконной добыче которого подозревают представителей общины. Однако, обычную, на первый взгляд, операцию МВД по задержанию партии камня, обысках в «Дылаче» и прочих следственно-оперативных мероприятиях некие лица пытаются представить как рейдерский захват, удар по родовой общине и ущемление прав эвенкийского народа.
Понятно, что все это неспроста. За всем стоят очень большие деньги, и некая группа, которая под прикрытием «Дылачи» обогащается на нефрите, теперь хочет выставить все, как чуть ли не межнациональный конфликт. Дескать, захватчики напали на беззащитных эвенков, пытаются согнать их с родной земли и лишить последнего куска хлеба. Однако, по мере развития событий возникает все больше вопросов.
FLB: Загадочные фигуры Лоргоктоева и Харанутова
Первый вопрос возник еще в начале октября, когда сотрудниками полиции был произведен обыск в офисе «Дылачи». Тогда, комментируя произведенные следственные действия, председатель совета семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача» и его заместитель почему-то отказались представиться. Позже все-таки они открылись – их зовут Евгений Лоргоктоев и Александр Харанутов. Видимо, первоначально руководители «Дылачи» не получили отмашку на более решительные действия. Но позже эти действия начались – к конфликту подключились члены Общественной палаты РФ, депутат Хурала Анна Найканчина, одна из видных представителей эвенкийского народа.
Тем временем, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России объявило, что руководство «Дылачи» подозревается в хищении более 20 тонн нефрита. Добыча которого, по информации МВД, производилась на участках, лицензии на которые у «Дылачи» не было. Таким образом, ситуация стала более-менее ясной. О том, что представители «Дылачи» ведут добычу нефрита вне лицензированных участков, говорили уже давно. В Интернете ходят записи о незаконной добыче нефрита еще с августа прошлого года.
Незаконная добыча нефрита
Получается, в данном уголовном деле задеты конкретные коммерческие интересы конкретных персон. А весь шум с «захватом родовой общины», «ущемлением прав эвенков», розыгрыш национальной карты и так далее – всего лишь пиар-кампания по «замыливанию» истинных причин возбужденного уголовного дела.
Если здраво рассудить, нефрит, как и все недра, принадлежат государству, и не находятся в чьей-то собственности. «Дылача» имеет лицензию на добычу нефрита на конкретном руднике. Нарушили, копали не в установленном лицензией месторождении – получите уголовное дело. И неважно, что у вас за контора – «Дылача», «Нефритзолотоалмаз» или «Рога и копыта». Закон для всех един.
Тем более, совершенно не идет речи о ликвидации «Дылачи» как юридического лица, об отзыве лицензии, или еще каких-то карательных мерах. Копали – копайте дальше, но в установленных лицензией рамках и в законном порядке.
«А то, что под прикрытием родовой эвенкийской общины определенные лица обстряпывали свои темные дела, становится вполне очевидным. Как и то, что теперь эти лица сознательно вводят в заблуждение своих земляков – эвенков и весь народ Бурятии, говоря о дискриминации эвенкийского народа. Причем, таким образом, подставляют людей, которые стоят в пикетах, не понимая, что за их спиной сидят несколько обогащающихся за счет общины лиц», - полагает агентство Burinfo.org. Кстати говоря, лица эти нигде не засвечены, не появляются на пикетах, не дают интервью. В качестве учредителей «Дылачи» в ЕГРЮЛ указаны Андрей Туракин, Татьяна Туракина и Александр Степанов.
Однако, их нигде не видно. Все действия по «Дылаче» проводит номинальный руководитель Лоргоктоев, ангажированна (как полагает Burinfo.org) учредителями «Дылачи» депутат Найканчина и руководитель национально-культурной автономии эвенков РБ Мария Бадмаева.
FLB: Китайский след Адрея Туракина
Андрей Туракин – персона, довольно известная. Когда-то он был депутатом Хурала, главой Баунтовского района. Ныне, по некоторым данным, постоянно живет в Китае – единственном, по сути, рынке сбыта нефрита. Агентство Burinfo.org высказывает предположение, «что живет господин Туракин на широкую ногу, проматывая состояния в казино, инвестируя в международные курорты». Спрашивается, откуда деньги?
Деятельность учредителей и руководства «Дылачи», в итоге, тоже вызывает много вопросов. Главный из них – а чем вообще конкретно занимается община? Да, традиционное хозяйствование, добыча полезных ископаемых, в том числе, нефрита. Но куда уходят средства? А это, как полагает агентство Burinfo.org, «миллионы долларов в год, по разным оценкам – до 20 миллионов. Стоит учитывать, что «Дылача» — некоммерческая организация, и вся прибыль от её деятельности должна уходить на уставные цели, а не на незаконное обогащение отдельных лиц. Да, какие-то средства выделяются «Дылачой» на благотворительность, но в каких объемах – никто, кроме руководства, не знает. Так же никто не знает и об истинных масштабах прибыли, получаемой «Дылачой», о том, как и куда тратятся эти, довольно серьезные суммы. Основным видом деятельности «Дылачи», кстати, является разведение оленей, а добыча нефрита – всего лишь дополнительный вид, который, якобы, должен помогать развитию основного. Если бы все деньги действительно уходили на те цели, ради которых создана община, то оленей хватило бы даже не на каждого эвенка, состоящего в «Дылаче» — на каждого жителя Баунтовского и Муйского районов».
«Получается, что учредители «Дылачи» попросту используют своих соплеменников в своих коммерческих интересах. И самое прискорбное – от этого пострадают рядовые участники общины, не понимающие, как учредители и руководство «Дылачи» подставляют их», высказывает мнение автор агентства Burinfo.org. Burinfo.org , 31.10.2012
|