«Новый поворот в деле об убийстве столичного студента Ивана Агафонова чемпионом мира по боям без правил Расула Мирзаева выведет русских националистов на улицы на митинги и пикеты, - пишут 16 ноября «Известия».
В четверг в ходе судебного заседания в Замоскворецком суде государственный обвинитель предложил переквалифицировать дело на более мягкую 109 статью УК («Причинение смерти по неосторожности»).
Лидер этнополитического движения «Русские» Дмитрий Демушкин заявил, что протестные акции точно будут, а их формат для подачи заявок в мэрию определится в ближайшие дни. Он считает, что власти сами виноваты в том, что дело Мирзаева перешло в политическую плоскость.
— Оно было довольно рядовым, пока в него не вмешались парламент и президент Дагестана, тогда в дело и вступили националисты, — объяснил «Известиям» лидер этнополитического движения «Русские» Дмитрий Демушкин. — Сейчас любой вердикт не устроит ту или иную политическую сторону. Власть выбирает, что для них важнее: Кавказ или коренное население и националисты. Вне сомнения, националисты очень негативно воспримут выпуск Мирзаева на свободу.
Вице-президент совета нации этнополитического объединения «Русские» Александр Белов подтвердил слова Демушкина.
— Наши соратники присутствуют на суде, первые их отклики, конечно, очень негативные. Мы все в предвкушении чуть ли не новой Манежной площади 11 декабря, в случае если Мирзаев будет отпущен. Я вас уверяю, что на оглашении приговора, чтобы даже отпустить Мирзаева из зала суда, им потребуется целая дивизия, я гарантирую.
Идейный лидер Национал-демократической партии (НДП) Константин Крылов назвал ситуацию «отвратительной и дискрминационной».
— За доказанное убийство человека отпускают, а за недоказанное убийство и алиби в деле нашего товарища Даниила Константинова собираются сажать на пожизненное. Это кажется нам откровенным примером дискриминации русских в России. НДП не останется в стороне от любых протестных действий по этому поводу. Через пару дней примем конкретное решение по организации акции.
Наталья Юдина, заместитель директора правозащитного центра «Сова» и эксперт по национализму, в свою очередь, надеется, что власти не допустят новой Манежки.
— Я очень надеюсь, что власти напуганы новой Манежкой и подобного не повторится, хотя, конечно, сейчас националистические настроения сильнее. Дело Мирзоева вызвало повышенный общественный резонанс, и шум стоит большой, — указал Юдина. — Надеюсь, наши власти это понимают, мобилизуют полицию и не допустят столкновений, хотя все националистические форумы забиты подобными сообщениями.
— Хотя силовые методы не всегда помогают, как вы помните, фигурант по резонансному делу «Черных ястребов» (кавказская националистическая группировка) был убит, там его не смогли защитить, — сказала она.
Юдина также вспомнила, что после прошедшего в центре «Русского марша» часть националистов отправилась бить антифашистов на их акции.
Глава департамента безопасности Москвы Алексей Майоров уверен, что власти рассмотрят вся заявки националистов, как и других политических сил, на митинг, однако не допустят второй Манежки.
— У нас периодически активизируются те или иные политические силы. Мы стараемся за всеми этими вопросами следить и решать их на переговорах, чтобы не допустить насилия. Я бы не стал проводить параллель со старой Манежкой, там другие причины были, но сам факт активности определенных граждан не исключаем. Он может быть по любому поводу, поэтому мы за всеми этими вопросами смотрим, — поясняет он».
Накануне в публикации «Убил и может быть свободен?» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “приговор чемпиону мира по боевому самбо Расулу Мирзаеву, обвиняемому в причинении по неосторожности смерти москвичу Ивану Агафонову, будет вынесен Замоскворецким судом Москвы 27 ноября, - сообщал 15 ноября корреспондент Ленты.Ру из зала суда.
Гособвинение попросило для Мирзаева два года ограничения свободы. Это наказание не связано с тюремным заключением. Потерпевшая сторона считает позицию прокуратуры слишком мягкой».
«По мнению гособвинителя, судить Расула Мирзаева нужно по более мягкой статье, предусматривающей не 15 лет колонии, а всего 2 года лишения свободы, - сообщало в четверг Life news.
На заседание пришли как родственники Ивана Агафонова, так и знакомые Мизаева
Прокурор Андрей Сергеев в ходе прений сторон по делу самбиста Расула Мирзаева в Замоскворецком суде Москвы потребовал изменить статью обвинения.
- Прошу переквалифицировать обвинение со статьи 111 УК РФ на статью 109 УК РФ, - заявил Андрей Сергеев. - Соответственно прошу назначить наказание в виде двух лет ограничения свободы.
Вину Расула Мирзаева, по мнению гособвинителя, смягчает его явка с повинной, наличие малолетнего ребенка и положительные характеристики с места работы.
- Квалификацию статьи 111 УК РФ можно применить только при наличии у обвиняемого умысла на причинение смерти, а его у Мирзаева не было, - пояснил Андрей Сергеев. - Мирзаев нанес всего один удар левой рукой, а если бы у него был умысел, то он бы бил правой или нанес серию ударов.
После этого отец Агафонова закричал со своего места, что Мирзаев ударил его сына и ушел, как подлый трус.
- Я его не прощаю, - заявила в слезах мать Ивана Агафонова.
В своем последнем слове Расул Мирзаев признал себя виновным в причинении смерти по неосторожности и вновь попросил прощения у семьи Ивана Агафонова.
«Мирзаев призвал суд применить к нему статью Уголовного кодекса РФ - причинение смерти по неосторожности, а не по более тяжкой - причинение тяжкого вреда здоровью, - передавал в четверг «Интерфакс».
"По 109-й статье признаю себя полностью виновным", - сказал Мирзаев в рамках прений сторон в суде.
"Я понимаю родителей Ивана, его сестру, еще раз хочу извиниться за этот трагический случай, я никогда никому не желал зла, я сидел целый год и три месяца и переживал", - заявил Мирзаев
Мать Агафонова в ответ спросила у спортсмена: "Зачем в голову бил, зачем?"
"У меня не было никакого умысла, я жалею об ударе, мог бы просто уйти", - признался Мирзаев».
«Его речь все время прерывалась выкриками отца Агафонова: "Урод!", - отмечало Life news.
- Я боюсь того, что этот пример вызовет вал таких же преступлений, и русских парней просто будут убивать на улицах городов, - заявила адвокат Оксана Михалкина. - Любой человек будет понимать, что, ударив один раз и убив, ему максимум что за это будет "светить" - это посидеть годик в СИЗО.
«Гособвинитель Андрей Сергеев сообщил, что отягчающих обстоятельств в деле нет. В то же время есть смягчающие - Мирзаев привлекается к уголовной ответственности впервые, у него есть малолетний ребенок и т.п., - сообщал сайт Newsru.com.
В своей речи прокурор обращался к результатам экспертиз. "По делу их было проведено пять, что немало. Эксперты указали, что нет связи между ударом Мирзаева и черепно-мозговой травмой Агафонова, которая привела к смерти.
По словам обвинителя, спортсмен не предвидел тяжких последствий своих действий, но мог бы, исходя из того, что он обладает познаниями в области единоборств.
"Вина Мирзаева доказывается материалами дела, показаниями свидетелей", - добавил гособвинитель. "Как следует из материалов дела, насилия к Мирзаеву Агафонов не применял, не угрожал и не давал повода для применения самообороны", - заявил Сергеев”.
Агентство РАПСИ, которое вело прямой онлайн-репортаж из зала суда, привело цитаты, по которым можно судить о степени накала страстей:
“Отец Агафонова от негодования то взрывался гневом, то терял дар речи. Так, на слова прокурора о том, что Мирзаев оказывал помощь после удара, он выкрикнул: "Какую помощь он ему оказывал, он сбежал как трус!" Судья Федин пообещал удалить потерпевшего, его успокоили родственники.
Агафонов-старший ругался во время речи Мирзаева, все время его перебивал. Судья не оставлял попыток утихомирить мужчину. Обвиняемый же, в частности, сказал: "Не надо судить меня как кавказца, я родился в России, учился в России, судите меня как россиянина, я всю жизнь за Россию выступал"».
“А корреспондент радио “Русская служба новостей” (РСН) расслышал такое: "У Аллаха своего проси прощения, урод!" - ответил Агафонов-старший в ответ на слова Мирзаева о том, что он сожалеет об этом ударе и думает об этом каждый день.
Мать погибшего выступала "со слезами в голосе", сообщает агентство. "После нашего случая другие также себя ведут, как дальше жить? Мы будем терять своих детей?" - вопрошала она у суда».
“Адвокаты семьи погибшего студента считают, что эксперты не ответили на ряд ключевых вопросов по этому делу. Но ответы были даны, сообщало РСН: “специалисты не установили прямой связи между ударом самбиста и смертью студента. Также специалисты не нашли врачебной ошибки при оказании помощи Ивану Агафонову. Анализ проводил Российский федеральный центр при Минюсте”.
Представитель семьи Агафоновых Оксана Михалкина считает позицию гособвинителя предательством интересов потерпевшей стороны. "Гособвинитель не принял во внимание последнюю экспертизу, которую проводили высококвалифицированные специалисты. Мы считаем, что действия Мирзаева носили умышленный характер", - заявила она в ходе прений.
Она также сказала, что будет обжаловать возможный приговор и инициировать изменения законодательства. "Нельзя, чтобы спортсмен, используя свои профессиональные навыки, убивал русских парней и выходил на свободу", - заявила адвокат».
«После прений сторон судья Андрей Федин удалился на вынесение приговора, оглашение которого он назначил на 27 февраля, - сообщало Life news.
Если судья вынесет такой приговор, какой запросила прокуратура, Расул Мирзаев сможет сразу выйти на свободу, так как он уже провел в СИЗО более года, а день в изоляторе принято считать за два при назначении наказания в виде ограничения свободы.
К необходимости применять ст.109 УК РФ пришла и прокурор Юлия Зотова в августе на предыдущих прениях сторон. Тогда суд должен был огласить приговор, но судья Андрей Федин неожиданно решил провести еще одну экспертизу. В дальнейшем гособвинителя Юлию Зотову сменил Андрей Сергеев».
В четверг данные последней экспертизы поступили в суд. Согласно ее выводам, врачи больницы, куда доставили Ивана Агафонова, не виноваты в его смерти.
С доказательством вины Мирзаева вышло не столь определенно: эксперты пришли к выводу, что удар спортсмена не мог причинить смерть или лишить сознания Агафонова, но он придал "дополнительное ускорение" телу скончавшегося».