«Супруга и дети бывшего руководителя московского метрополитена Дмитрия Гаева унаследуют патент, за использование которого метро заплатило 112 млн, - сообщает 30 октября Life news.
Право на долю в патенте, из-за которого на экс-главу московского метро Дмитрия Гаева возбудили уголовное дело за злоупотребление должностными полномочиями, останется его семье. Гаев, скончавшийся 26 октября от онкологического заболевания на 61-м году жизни в Швейцарии, был женат и имел троих детей.
Среди держателей патента на изобретение "Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте" помимо Гаева было еще трое бывших метрополитеновцев: Игорь Ермоленко, Александр Ершов и Александр Петров.
За использование изобретений, описанных в патенте, метрополитен перечислил его владельцам 112 миллионов рублей. В 2011 году именно это стало основанием для возбуждения уголовного дела в отношении Дмитрия Гаева.
- Согласно российскому законодательству, право на интеллектуальную собственность переходит по наследству, в первую очередь наследникам первой очереди: родителям, супругам, детям, - пояснила Life news адвокат Людмила Романченко, представляющая интересы лидера ЛДПР Владимира Жириновского. - Им нужно в 6-месячный срок обратиться к нотариусу и заявить о своих правах на наследство.
Аналогичного мнения придерживается и адвокат Владимир Жеребенков, представлявший потерпевших на процессе по делу об убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой.
- Наследство, в том числе и право на интеллектуальную собственность, перейдет детям, супруге или родителям, если иного не будет содержаться в завещании покойного, - считает адвокат Андрей Красненков, представляющий интересы главы Чечни Рамзана Кадырова. - В этом случае наследники могут оспорить завещание в суде.
Оставил ли Дмитрий Гаев завещание, пока неизвестно. Его адвокаты Рубен Маркарьян и Александр Аснис не комментируют вопросы наследства.
На работу в московский метрополитен Гаев пришел в 1990 году и сразу занял пост первого заместителя начальника. Следующий шаг по карьерной лестнице Дмитрий Владимирович совершил спустя пять лет, возглавив подземку.
Руководил столичным метро Дмитрий Гаев вплоть до 7 февраля 2011 года, пока новый московский градоначальник Сергей Собянин не отправил его в отставку.
Спустя полтора месяца, 23 марта 2011 года, Следственным департаментом МВД РФ в отношении Дмитрия Гаева было возбуждено уголовное дело по статье 201 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями".
Предметом уголовного разбирательства стал патент на изобретение "Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте", которая была внедрена на метрополитене в 1997 году. А сам патент Гаевым был получен лишь год спустя. Вознаграждение за внедренное изобретение составило 112 млн рублей.
Спустя некоторое время уголовное дело было приостановлено: следствие пришло к выводу, что Гаев оформил патент законно».
Накануне в публикации «Начальник подземки ушел без реабилитации» Агентство федеральных расследований FLB hассказывало: «в Швейцарии скончался бывший глава столичной подземки Дмитрий Гаев. Экс-чиновник, долго лечившийся от онкологического заболевания, умер в одной из швейцарских гостиниц вечером 27 октября. Неделю назад Гаев отпраздновал свое 61-летие.
Гаев возглавлял ГУП «Московский метрополитен» с конца 1995 года. В прошлом году чиновник оставил пост из-за достижения пенсионного возраста.
Перед увольнением Гаев стал подозреваемым по уголовному делу, возбужденному 23 марта 2011 года следственным департаментом МВД РФ по ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями». Кроме того, ряд должностных лиц управления метрополитена подозревались в незаконном обогащении.
По версии следствия, в 1998 году Гаев в соавторстве с другими лицами получил патент на изобретение «Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте», которая была внедрена на метрополитене годом ранее. За это изобретение авторы патента получили вознаграждение — 112 млн рублей. Впоследствии дело закрыли — следствие посчитало, что Гаев имел право быть патентообладателем изобретения и получать за него вознаграждение.
По словам бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, возбужденное дело могло существенно подорвать здоровье Гаева:
— Гаев очень сильно, запредельно остро, переживал по этому поводу. У него обострилось заболевание. И он вынужден был лечиться и пройти ряд операций за рубежом. Так что уголовное дело впрямую повлияло на его болезнь.
По мнению Лужкова Гаев был опытнейший и способный руководитель.
— Мои претензии к нему носили характер замечаний, которые он был в силах устранить, - продолжает экс-мэр.
Адвокаты Гаева будут добиваться его посмертной реабилитации.
— Мы намерены продолжить работу по уголовному делу до его прекращения по реабилитирующим основаниям, — заявил «Известиям» адвокат Рубен Маркарьян. — Никаких других оснований для прекращения дела быть не может.
Дмитрий Гаев родился 21 октября 1951 года в Москве. В 1973 году закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1986 году — Московский институт управления, а в 1989 году — Высшую партийную школу.
С 1981 по 1982 год был старшим инженером Министерства путей сообщения. В 1982 году стал инструктором Сокольнического районного комитета КПСС, с 1986 года — инструктором и консультантом Московского городского комитета КПСС.
С 1990 по 1995 год работал первым заместителем начальника Московского метрополитена, 25 декабря 1995 года назначен главой столичной подземки.
В период руководства Гаева были открыты 24 новые станции, организован ситуационный центр метрополитена, станции и поезда оснащены системой видеонаблюдения, установлены колонны экстренного вызова на платформах станций», - написали «Известия» в воскресенье.
В конце марта в публикации «Дмитрий Гаев заручился патентами у полиции» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Следственный департамент МВД России прекратил уголовное дело в отношении бывшего начальника ГУП «Московский метрополитен» Дмитрия Гаева по факту злоупотребления полномочиями – специалисты сочли законным получение Гаевым вознаграждения от «подземки» в размере 112 млн рублей за свои патенты.
«В ходе следствия получены заключения специалистов в различных областях права, в результате установлено, что Гаев имел право выступать патентообладателем и заключать лицензионный договор, в соответствии с которым выплачено 112 миллионов рублей в качестве вознаграждения», – сообщили в МВД.
В марте прошлого года стало известно, что в уголовном деле против Гаева могут появиться новые эпизоды. Руководившего метро более 15 лет Гаева подозревали в незаконном получении 112 млн рублей за патент на систему контроля билетов. Дело было возбуждено по статье «злоупотребление полномочиями», предусматривающей до четырех лет лишения свободы.
Как стало известно в начале марта, Гаев уехал за границу «на лечение». Подчеркивалось, что «из России Гаев выехал на законных основаниях и с согласия следствия», - сообщала Газета.Ру.
Как сообщало 12 марта в публикации «Неперспективного» подозреваемого отпустили «за бугор» Агентство федеральных расследований , «вчера заместитель главы Следственного департамента МВД РФ Александр Ягодин заявил, что бывший руководитель Московского метрополитена Дмитрий Гаев уехал лечиться за рубеж. Напомним, что в марте прошлого года на экс-главу подземки было заведено уголовное дело по статье 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями». Однако спустя целый год следствие так и не предъявило Гаеву официального обвинения. Он до сих пор находится в статусе подозреваемого.
Дмитрий Гаев покинул пост руководителя столичного метрополитена в феврале прошлого года. Согласно официальной версии, это произошло по его собственной инициативе. Отстранению от должности предшествовала проверка его деятельности Контрольно-счетной палатой, инициированная мэром Москвы Сергеем Собяниным. Проверка выявила нарушения в ГУП «Московский метрополитен» на сумму в 3,3 млрд. рублей. Затем, 18 февраля минувшего года, Генпрокуратура направила материалы на рассмотрение в Следственный комитет (СК) при МВД РФ. 24 марта против Гаева было заведено уголовное дело по статье 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями», предусматривающей до четырех лет лишения свободы.
Основанием для уголовного преследования послужила доследственная проверка, проведенная СК при МВД. Она подтвердила предоставленные Генпрокуратурой сведения о том, что <Дмитрий Гаев, занимая должность руководителя метрополитена, использовал служебное положение, создав систему личного обогащения за счет предприятия. Злоупотребления состояли в том, что технические разработки, за которые платил ГУП, Гаев патентовал как свои собственные. В результате с 1999 года он незаконно получил 112 млн. рублей. Прибавка к зарплате начальника метро в результате незаконных действий составляла примерно 10 млн. рублей в год, и получал он ее в течение 10 лет.
После года расследования Александр Ягодин сообщил, что у следователей пока нет окончательной оценки перспектив этого дела. «Дело относится к разряду наиболее сложных дел, находящихся в производстве Следственного департамента МВД, из-за того, что деяния Гаева базировались на нормах права, которые были наименее отрегулированы в российском законодательстве на тот момент. В настоящее время большинство этих «черных дыр» таковыми уже не являются», – отметил г-н Ягодин.
По словам заместителя главы Следственного департамента МВД, сторона защиты представила несколько экспертиз, подтверждающих правомерность действий Гаева. Сейчас по ним проводятся проверки, результаты которых дадут правовую оценку его действиям. «Пока говорить о судьбе этого дела преждевременно», – добавил Александр Ягодин. В пресс-службе Следственного департамента МВД России предоставлять дополнительную информацию отказались. Вопрос, куда и от чего уехал лечиться г-н Гаев, также остается открытым.
Напомним, что в прежние времена столичная подземка «кормила» не только ее бывшего руководителя, но и всю его семью. Сын Дмитрия Гаева Владимир, будучи генеральным директором дочерней компании «Ситроникс», в которую входит завод «Микрон», выпускал бесконтактные билеты. А дочь Анастасия Гаева владела 100% акций компании «Анника групп», которой принадлежало эксклюзивное право на производство и продажу сувенирной продукции с символикой «Московского метрополитена»».
|