Скандал вокруг "Медиа-Моста" вновь востребовал испытанное за последние годы средство для отмывания информации - Интернет. В который раз у же для демонстрации публике документов был использован безымянный сайт, созданный где-то в Штатах, - www.geocities.com/abramson4. Ив который раз эта схема увенчалась полным успехом - традиционные СМИ перепечатали документ, сославшись на Интернет.
Надо признать, что в обществе, далеком от сетевых проблем, уже сформировался образ политического Интернета только лишь как "вида транспорта" между автором информации, желающим сохранить инкогнито, и прессой. Приходится огорчить читателей: это лишь самая примитивная из применяемых в Рунете политтехнологий. Дело в том, что Интернет сегодня - уже давно не та демократическая среда, какой он был два года назад во время появления первого "Когтя". Вольница кончилась, и сейчас в Рунете уже давно сформирована жесткая структура СМИ, где появление новых игроков становится все менее реальным. Вот перечень главных игроков на сегодня.
Пул Березовского. В него входят как традиционные СМИ (материалы "Коммерсанта" и новостная лента ОРТ на сайте "Ситилайна", сайты ИД "Коммерсант"), так и интернет-СМИ - АПН (Агентство политических новостей, сделавшее себе имя на мелком компромате).
"Мемонет" ("Медиа-Мост"). Руководит компанией группа топ-менеджеров, ранее работавшая в "Ситилайне" в тесном сотрудничестве с ФЭПом. Традиционные СМИ: сетевые версии изданий "Моста" ("Сегодня", "Итоги"), а также сайты НТВ и "Эха Москвы". Интернет-СМИ - сетевой журнал "Интернет" и сайт "Инопресса", переводящий статьи о России на русский язык.
Группа изданий, обладающих значительно меньшими ресурсами: агентство "РосБизнесКонсалтинг" и его газета "Утро", "Русский Deadline", входящий в компанию "Гарант", и агентство FLB - основной поставщик компромата.
Полную структуру интернет-медиа сегодня имеет только ФЭП (Фонд эффективной политики) Глеба Павловского. Традиционные СМИ - "Независимая газета" и радио "Маяк". Сетевые СМИ: "Лента.Ру" (агентство новостей), "Вести.Ру" (газета), "Русский журнал", "Форум.мск. Ру" (издание и дискуссионная зона), а также "СМ И. Ру" (рейтинг и оценка СМИ).
Ближайшее будущее рынка сетевых СМИ предопределено. Глеб Павловский, как и год назад, остается главной фигурой политического Рунета. Только теперь он имеет полный карт-бланш от властей и использует его для решения двух насущных для ФЭПа проблем. Во-первых, затягивание гаек по части политической лояльности внутри холдинга (в результате у "Вестей. Ру" уже сменился главный редактор). Во-вторых, создание своеобразного информационного "катка", под которым должны "погибнуть" все сетевые СМИ, обладающие меньшими ресурсами, - именно для этой цели нужен монструозный проект "Страна.Ру".
В результате порог входа в сетевой медийный бизнес стал достаточно высоким, чтобы не пускать в него лишних людей. В первую очередь, конечно, из-за денег. Дело в том, что принципы работы сетевых СМИ закладывались во времена шальных "предвыборных" денег. В результате практически никто в Сети сегодня не обладает полноценной журналистской командой, а в сетевых изданиях подхалтуривает едва ли не вся журналистская Москва, привыкшая к большим гонорарам.
Кроме того, стараниями того же Павловского сформировано стереотипное впечатление, что на рынке есть только одна команда профи - ФЭП/группа Носика, которая в состоянии тянуть масштабные проекты. В результате желающие вложить деньги в Сеть вынуждены откусывать от этой команды куски, закрывая глаза на то, что фактически одни и те же люди обслуживают диаметрально противоположные интересы. Самый яркий пример - "Медиа-Мост", пригласивший на работу "аффилированных" с ФЭП людей во время предвыборной кампании. Кстати, последним примером стал уход из "Вестей" команды Антона Носика, которая не осталась без работы. Найдя нового инвестора, сейчас эта команда готовит запуск очередной, уже второй по счету квазиверсии "Газеты. Ру", основателем которой и был сам Носик.
Между тем за последний год сетевые СМИ обезопасили себя еще от одной группы потенциальных конкурентов - сетевых версий традиционных СМИ. Во многих редакциях искренне не понимают, зачем вкладывать деньги в сетевую версию своего издания, учитывая, что продать ее они никогда не смогут. Возникла пауза. Ей воспользовались сетевые холдинги, которые предложили газетам живые деньги за право трансляции на своих сайтах их материалов. В результате создалась совершенно парадоксальная ситуация, когда, к примеру, газета "Коммерсант", имея S собственный сайт, не имеет права размещать на нем в открытом доступе статьи газеты, продав право на их трансляцию "Ситилайну".
|