В середине минувшей недели Генпрокуратура направила в Национальное бюро Интерпола (НЦБ) России документы на Владимира Гусинского, которого она обвиняет в мошенничестве в особо крупных размерах. Ситуация напоминает театр абсурда.
Владимир Гусинский отнюдь не скрывается. Как нас заверил его адвокат Юрий Баграев, номер мобильного телефона медиа-магната давно уже передан следователю Генпрокуратуры Валерию Николаеву.
Зачем же запускать машину Интерпола, если можно просто позвонить? Но Валерий Николаев опровергает эту информацию:
- У меня нет прямого телефона Гусинского. Действительно, его адвокат Олег Маклаков обещал предоставить мне номер мобильного телефона главы холдинга. Но этого не сделал. В деле есть только телефоны секретарей ЗАО "Медиа-Мост" и адрес компании. Вот в секретариат этой организации я и направляю все свои бумаги. Единственный раз мы разговаривали с Гусинским по телефону осенью: он предлагал мне встретиться в Израиле и обещал дать показания там. Свой ответ я направил в секретариат ЗАО "Медиа-Мост".
Адвокат Владимира Гусинского Юрий Баграев, сам еще недавно работавший в главной военной прокуратуре, считает, что Николаев передергивает факты:
- Олег Иванович Маклаков передал номер мобильного телефона своего клиента начальнику Следственного управления Генпрокуратуры Владимиру Лысейко. Не могу поверить, что он скрывает от своего следователя такие факты.
Кроме того, страны, где обычно бывает бизнесмен, ни для кого не секрет: Испания, Великобритания, Израиль. Еще в ноябре Владимир Гусинский поставил полицейские службы этих стран в известность о том, что его могут объявить в розыск по каналам Интерпола, что он не скрывается и готов к диалогу.
Сам по себе Интерпол ничего и никого не разыскивает. Его можно сравнить с почтовым ящиком: получая тот или иной запрос, он его "тиражирует по миру". Поиском занимается полиция. Когда находят, решают, есть ли основания для экстрадиции. Главное, чтобы в деле не усматривались политические мотивы.
Результат же может быть очень плачевным. Если, например, Великобритания, исследовав все аспекты "дела Гусинского", придет к выводу о его политическом акценте, она может поставить вопрос об отказе в выполнении любых просьб России об экстрадиции и инициировать перед Советом Европы вопрос о том, что и другие страны должны отказаться это делать.
Впрочем, если международное сообщество все же не решится объявить "дело Гусинского" политическим, у него останется еще один шанс - его израильский паспорт. Как известно, Израиль своих граждан не выдает.
Хотя правоохранители не теряют надежды справиться и с этим "недоразумением". Сергей Гладкин из управления международного сотрудничества МВД РФ заявил:
- В России нет двойного гражданства. Есть граждане с двумя паспортами. В том числе и израильскими. Для Израиля это тоже проблема. Мы ее пытаемся решить в переговорах.
А как к этому относятся в Израиле? Пресс-атташе израильского посольства Ярон Гамбург пояснил:
- Если человек получил гражданство Израиля, он считается полноправным гражданином нашей страны. И нам неважно, паспорт какой еще страны он имеет.
Пикантность ситуации прекрасно понимает НЦБ Интерпола России. Не случайно его глава Владимир Гордиенко запретил всем сотрудникам общение с прессой по поводу "дела Гусинского".
Генпрокуратура между тем продолжает демонстрировать свою пристрастность. Как объяснить, что превышение полномочий "масками" во время обысков офисов "Моста" холдингу пришлось с трудом доказывать в судах, а следователя Цабрию, который с теми же "масками" проводил обыски на ОРТ, генпрокурор Устинов отправил "по собственному"?..
- Нет тут никакой алогичности, - сказала зам. начальника ЦОСа Генпрокуратуры Наталья Вишнякова, - физическое сопровождение во время обысков "Моста" находилось на улице. В кабинеты они не входили. И дело только начиналось. С ОРТ все иначе - там сотрудники уже много раз вызывались на допросы, и присутствие "масок" во время обысков было необоснованным.
Простим Генпрокуратуре некоторое лукавство - летом в Пресненском суде Москвы, собственно, и обсуждались именно те неудобства, которые доставили люди в масках сотрудникам "Моста".
Большее лукавство в другом. Напомним, заем под гарантии "Газпрома", который Генпрокуратура считает мошенничеством, давался не просто так. Финансовое положение "Моста" тогда проверяли серьезнейшие аудиторские фирмы. При таком раскладе вряд ли возможно было взять деньги, не имея средств для их возвращения. Все сегодня понимают - на самом деле речь идет об использовании главного правоохранительного ведомства страны в переделе собственности. Судя по всему, война объявлена до полного уничтожения.
|