«Высокопоставленные чиновники любят историю своей страны «странною любовью». Одно из доказательств тому — резиденция Игоря Холманских в историческом центре Екатеринбурга, на берегу Исети, на улице Добролюбова, - пишет «Новая газета» в № 89 от 10 августа 2012 г..
Повезло дому купца Севастьянова, который был построен в XIX веке и является единственным образцом готическо-мавританского архитектурного стиля в Урало-Сибирском регионе. Его отреставрировали и шикарно отделали изнутри. Цену вопроса особо не скрывали — на реконструкцию дома Севастьянова из бюджета было потрачено 1,35 млрд рублей, из которых 150 млн ушло на покупку мебели у санкт-петербургской компании «МТК». Позолоченные барельефы и люстры по 40 тысяч евро — все это потрясает воображение. Да только горожан может радовать лишь внешний лоск памятника архитектуры на проспекте Ленина, внутрь просто так не попадешь. Теперь здесь расположены президентские апартаменты. Их тщательно оберегают на случай, если глава государства, так полюбивший ездить в Нижний Тагил, решит остановиться на денек-другой в Екатеринбурге.
Повторюсь, дому Севастьянова повезло. Чего не скажешь о доме купца Рязанова на улице Добролюбова. Судьба исторического памятника была предрешена еще в 2002 году, когда 5 августа Владимир Путин подписал указ о строительстве резиденции полпреда президента в Уральском федеральном округе (тогда это был Петр Латышев). Проект резиденции, предложенный российским правительством и разработанный кипрской компанией, был раскритикован екатеринбургскими архитекторами, но уральцев никто не услышал.
До подписания этого указа планировалось разместить резиденцию в бывшей усадьбе купца Расторгуева-Харитонова на ул. К. Либкнехта, 44. В реализации замечательной идеи Путина была лишь одна маленькая, но досадная помеха. В этом здании находился Дворец творчества учащихся Екатеринбурга. Педагоги, дети и родители стали митинговать, поднялась шумиха, и чиновники отступили. Достойная победа детей обернулась приговором для памятника архитектуры на улице Добролюбова.
В начале нулевых были разработаны проекты будущей резиденции, которую позже горожане почему-то окрестили «Букингемским дворцом» (внешнего сходства, правда, не наблюдается). Под здание планировали выделить 17 тыс. квадратных метров на берегу Исети в историческом центре города, но поскромничали — заняли всего 12 тысяч квадратных метров. Генеральными подрядчиками масштабной стройки, которую архитекторы сразу нарекли псевдоисторической, стали две фирмы: «НеймарСайпрус Лимитед» (Кипр) и ООО «Сатурн». Особенно возмутил архитекторов предполагаемый снос исторического памятника — дома Рязановых. Уральцы так и не поняли, как московская комиссия согласилась со сносом исторического памятника ради дома для чиновника. Но вскоре выяснилось, что в экспертную группу входили только сотрудники администрации президента, среди которых к тому же не было ни одного архитектора.
Бумаги подписали, и работа закипела. Долгострой
Кипела она недолго. Видимо, застройщик быстро освоил утвержденную смету, и очень скоро, судя по всему, деньги на стройку кончились. Кроме того, защитники города на всех углах кричали о гибели памятника архитектуры. Как рассказывал журналистам замначальника отдела археологических исследований областного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Сергей Погорелов, усадьба купца Рязанова, построенная в 1809 году, была одним из первых каменных зданий Екатеринбурга с гранитными комнатами и подвалами. Отстоять памятник он пытался на Федеральном совете при Минкультуры России, который собирался по поводу возведения «Букингемского дворца» в 2002–2003 годах. Археолога там вроде бы услышали. Однако, по словам Погорелова, через год из Москвы пришел странный циркуляр — усадьбу Рязанова перенести на 100 метров и развернуть на 90 градусов. Документ послужил «отмашкой» на уничтожение памятника.
Как утверждают защитники города, в ходе строительства резиденции была уничтожена часть объекта культурного наследия города: сад, ограда, элементы благоустройства усадьбы Бородиной (гранитные плиты тротуаров, столбики) и двухэтажный каменный дом дореволюционной постройки.
В общей сложности строительство дворца для президентских чиновников длилось почти 8 лет. За это время на посту полпреда побывали господа Латышев, Винниченко и Куйвашев. При Винниченко мегастройка завершилась. Высказывались предположения, что в новом здании разместят еще и офис известной корпорации «Урал промышленный — Урал полярный». Но полпред предполагаемым соседям отказал. Николай Винниченко объяснил тогда, что это здание они строили под себя (в уральском полпредстве 64 сотрудника). Значительный объем площадей отведен для проведения различных крупных совещаний — это Большой зал и ряд специально приспособленных для этих целей помещений — пресс-центр, секционные центры и т.д. Для кого-то еще там просто нет места.
После Винниченко хозяином здания стал Куйвашев, который, как известно, пробыл на посту недолго, его назначили губернатором Свердловской области. И уже весной этого года не просто оценить роскошь, но и полноценно ею попользоваться смог новый полномочный представитель президента — Игорь Холманских.
40 миллионов только на апартаменты
Около года назад было объявлено о переезде многочисленной армии чиновников из аппарата уральского полпреда в новое здание. Так как внутреннее убранство резиденции до сих пор держится в строжайшем секрете, многие гадали о полной стоимости проекта. Тогда для любопытных была названа сумма в 40 млн рублей.
Еще на стадии отделочных работ откровениями поделился с журналистами автор проекта особняка полпреда, 33-летний уральский архитектор Тимур Абдуллаев: комплекс включает в себя «служебное жилье для полпреда в виде неких апартаментов». Эту тему в полпредстве, сказал архитектор, никто не афиширует, а все работы проводятся под неусыпным контролем Федеральной службы безопасности. Уже на входе у рабочих отнимают сотовые телефоны, чтобы никто не мог снять внутреннее убранство особняка. Оно и понятно, незадолго до ужесточения режима на YouTube появился ролик под названием «Резиденция полпреда УрФО». Его якобы снял один из рабочих. Если верить съемке, интерьер будто бы позаимствован из домов английской аристократии — камины, тяжелые портьеры, канделябры… Сегодня ролик удален со всех ресурсов.
Недавно о «дворце для Рюриковича» отчиталась Счетная палата РФ. Общая площадь зданий и сооружений на территории полпредства — 13,4 тыс. кв. м. Помимо самого здания полпредства есть два помещения для хранения инвентаря, подземная канализационная насосная станция, помещения для бытовых и пищевых отходов, проходная и бюро пропусков, а также здание памятника архитектуры «Дом Рязанова Е.М.». Согласно документам, только здание резиденции обошлось казне в 1,3 млрд рублей. От заводской проходной
Сегодня хозяином всей этой роскоши стал полпред Игорь Холманских. Еще вчера он жил с семьей в типовой панельной девятиэтажке в 70-метровой «трешке» и работал на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. А сегодня Игорь Рюрикович уже в полную силу трудится на новом месте, колесит по Уралу, встречается с рабочими, что-то делает, что-то обещает. Признаюсь, такого интереса к деятельности полпреда здесь, пожалуй, никогда и не было. Поэтому все с нетерпением ждали, что же ответит человек из народа, простой парень, выросший в соседнем дворе, на предложение думского депутата-коммуниста Вадима Соловьева передать полпредский особняк народу — разместить в нем, к примеру, больницу или детский сад. Рюрикович ответил просто: нецелесообразно…
Действительно, нецелесообразно отказываться от такой роскоши. Хотя едва ли Холманских забыл о молодых мамах, объявлявших коллективные голодовки только потому, что их дети скоро в школу пойдут, а садик им так и не дали. Конечно, не Игорь Рюрикович за бесценок распродавал здания детских садов родственникам и друзьям. Но ведь он был тогда со своим народом. Или уже не был?»
В конце июля в публикации «Счетная палата обсчитала дворец Холманских» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «строительство резиденции полпреда в Уральском федеральном округе, именуемой в народе «Букингемским дворцом», обошлось государству почти в 2 млрд рублей. Это следует из ответа Счетной палаты, направленного на имя депутата Госдумы от КПРФ Вадима Соловьева.
Коммунист направил запрос в Счетную палату с просьбой проверить, как расходовались средства на возведение полпредского особняка. Выяснилось, что «Букингемский дворец» обошелся государственной казне в 1,99 млрд рублей. Эта сумма была потрачена в течение девяти лет — резиденцию проектировали и строили с 2001 по 2009 год. В 2010-м в особняк въехал тогдашний представитель президента в УрФО Николай Винниченко.
Построенная в самом центре Екатеринбурга, на берегу реки Исеть, резиденция разместилось на 12 тыс. кв. м — именно такова, согласно цифрам, площадь особняка».
«Из письма Счетной палаты (есть в распоряжении «Известий») следует, что общая площадь зданий и сооружений на территории полпредства — 13,4 тыс. кв. м. Помимо здания полпредства есть два помещения для хранения инвентаря, подземная канализационная насосная станция, помещения для бытовых и пищевых отходов, проходная с бюро пропусков, а также здание памятника архитектуры «Дом Рязанова Е. М.» , - пишут «Известия»
В 2010 году Винниченко на вопрос журналистов, в какую цену обошлось строительство резиденции, заявил, что не в курсе.
— Это долгострой. Могу только сказать, что при мне было освоено 0,5 млрд рублей, — сообщил полпред.
Ответ Счетной палаты коммунисту Соловьеву гласит, что изначальная стоимость строительства (в ценах на I квартал 2003 года) оценивалась в 907 млн рублей.
Однако через шесть лет, в 2009-м, оказалось, что цифра выросла более чем в два раза.
«Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 29 мая 2009 года, общая сметная стоимость строительства комплекса в текущих ценах I квартала 2009 года — 2151,1 млн рублей», — пишет аудитор СП Алексей Кузьмицкий.
Директор департамента ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел Горячкин, которого «Известия» попросили оценить адекватность такого роста цены, заявил, что метаморфоза вполне объяснима.
— Я бы не сказал, что меня очень смущает итоговая сумма. В 2006–2007 годах у нас был довольно большой рост цен на стройматериалы. Возможно также, что в первоначальный проект строительства резиденции вносились какие-то изменения (которые привели к удорожанию. — «Известия»), — поясняет эксперт.
В целом выходит, что строители бюджетные деньги даже сэкономили. Вместо согласованных 2,1 млрд рублей они потратили 1,9 млрд.
Однако, констатируя, что основными генподрядчиками в ходе работ являлись две компании — «Неймар Сайпрус Лимитед» (Кипр) и ООО «Сатурн», аудитор СП приводит таблицу с детальной структурой строительства расходов. Из таблицы следует, что самая крупная сумма была израсходована на строительно-монтажные работы. Напротив пункта «Резиденция» проставлена цифра 1,3 млрд рублей. Если исходить из того, что площадь особняка равняется 12 тыс. кв. м, то получается: 1 кв. м обошелся государству в 108 тыс. рублей.
— Подумать только, один строймонтаж тянет на такую сумму… Это вызывает огромное удивление, потому что данная цифра очищена от накладных расходов, от прочих издержек. Это даже не стоимость квадратного метра, а скелет его стоимости — без учета того, во что бы превратилась сумма на рынке в случае продажи здания, — поражается Руслан Акиев, главный специалист департамента технормирования Национального объединения строителей. — Вряд ли такая цена может быть вызвана, скажем так, обычным подходом к строительству. Я не слышал, чтобы издержки по созданию квадратного метра составляли подобную величину.
Павел Горячкин признает, что при строительстве зданий офисного типа вполне можно уложиться в 50 тыс. рублей за 1 кв. м.
— Но в данном случае всё зависит ряда факторов. В том числе от того, какие материалы использовались, — говорит эксперт.
— Боюсь, что это должны быть какие-то совсем особенные материалы, — саркастически замечает Акиев. — В случае с резиденцией явно завышена цена.
— 10–15%, конечно, наварили, — соглашается Горячкин. — Но для нашей страны это вполне допустимый предел.
Возмущается и автор запроса в СП Вадим Соловьев.
— На те деньги, которые пошли на строительство резиденции, можно было возвести более 200 детских садов. Запредельная сумма, — говорит он.
Депутат Госдумы, единоросс Владимир Бурматов ранее предлагал в обращении к нынешнему обитателю «Букингемского дворца», полпреду в УрФО Игорю Холманских передать особняк под учреждения социального типа. Но за подписью замполпреда Андрея Колядина пришел отрицательный ответ. В минувший вторник Соловьев получил ответ из администрации президента, куда также посылал запрос. Документ, который подписал замначальника управления внутренней политики Кремля Радий Хабиров, гласит: передача здания полпредства под учреждение социального типа в настоящее время нецелесообразна.
Кстати, любопытный момент: отдельные абзацы из письма, подписанного Хабировым, слово в слово, вплоть до запятой, повторяют документ, полученный Соловьевым из полпредства в УрФО».
На прошлой неделе в публикации «Полпред Холманских остается во дворце» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «полпред президента в Уральском федеральном округе (УрФО) отказался передавать свою роскошную резиденцию под размещение социальных объектов: слишком затратно.
Экс-начальник цеха «Уралвагонзавода», а ныне полномочный представитель главы государства в УрФО Игорь Холманских отреагировал на запрос депутата Госдумы от КПРФ Вадима Соловьева. Как уже писали «Известия», коммунист обратился к чиновнику с предложением освободить здание полпредства, передав его под школу, больницу или детсад.
За «особо крупные размеры» — площадь резиденции составляет 12 тыс. кв. м — и роскошь особняк прозвали в народе «Букингемским дворцом». Депутат Госдумы от Свердловской области (фракция СР) Александр Бурков ранее так описывал «Известиям» резиденцию уральского полпреда: «Площадь огромная, кабинетов миллион». По словам народного избранника, особняк начал строить еще первый полпред в УрФО Петр Латышев. Но в итоге туда въехал уже другой представитель главы государства — Николай Винниченко. Потом его сменил Евгений Куйвашев. И вот теперь здание «эксплуатирует» господин Холманских.
Коммунист Соловьев в своем обращении на имя полпреда писал: «С социальной точки зрения было бы полезно передать здание полпредства под размещение социально ориентированного учреждения. Очевидно, что подобное решение найдет абсолютную поддержку и понимание со стороны жителей Уральского федерального округа».
Из ответа, полученного на днях Вадимом Соловьевым, следует, что полпред никуда переезжать не намерен. Правда, письмо депутату завизировал не сам Холманских, а его заместитель Андрей Колядин.
В письме он сообщает, что возможное перепрофилирование здания полпредства под школу, больницу или иное учреждение социальной сферы «будет весьма затратным». Резиденция, настаивает Колядин, была спроектирована именно как здание, предназначенное для управленческих нужд, помещения там рассчитаны на 1–2 человек. Если размещать в особняке школу, потребуются аудитории на 25–40 человек. Для больничных же палат, «позволяющих оказывать медицинские услуги современного уровня», нужны будут и вовсе немалые площади.
«Таким образом, размещение в резиденции учреждения социальной сферы потребует масштабной перепланировки, — делает вывод заместитель Холманских. — Помимо финансовых затрат, сравнимых с расходами на возведение резиденции, это создает проблемы для устойчивости конструкции здания, так как, возможно, станет необходим снос ряда несущих стен».
Кроме того, продолжает чиновник, нужно будет искать деньги для переезда полпреда в другую резиденцию. «В результате передача существующей резиденции учреждению образования либо здравоохранения обернется неэффективным расходованием бюджетных средств», — резюмирует Колядин. Поэтому лучше направить деньги «непосредственно на социальные цели, включая строительство специально спроектированных зданий и оснащение их необходимым оборудованием».
«Вадим Соловьев заявил «Известиям», что ответом из полпредства не удовлетворен.
— Для чиновников на первом плане не решение социальных проблем, а решение вопросов собственного удобства. Особого желания делать что-либо у них нет. Я смотрел и план полпредства, и фотографии особняка в интернете — площади чрезмерные. Могли хотя бы часть помещений передать под социальные объекты, — сетует коммунист.
Еще два запроса Соловьев направил в администрацию президента и Счетную палату. Главе АП Сергею Иванову депутат также предложил рассмотреть вопрос о размещении в «Букингемском дворце» учреждений социальной сферы. А аудиторам СП коммунист предложил проверить, как расходовались средства на строительство полпредского особняка, сданного в эксплуатацию в 2010 году.
Ответы из Кремля и Счетной палаты пока коммунисту не пришли».
|