«Латвия объявила персонами нон грата бывшего руководителя российского информагентства REGNUM Модеста Колерова, а также заместителя главреда этого агентства Игоря Павловского. Соответствующее решение, как сообщает "Телеграф", принял латвийский МИД.
В МИДе утверждают, что Колеров и Павловский занимались деятельностью, "направленной на подрыв интересов Латвии, в том числе территориальной целостности и экономической безопасности". Что конкретно ставится им в вину, в министерстве не уточнили.
Колеров и Павловский, по информации Mixnews, посещали Ригу в конце июня. Там тогда состоялась презентация сборника статей Колерова "Пульсирование империи".
Выступая на презентации, Колеров, в частности, предрек распад Евросоюза (стремление латвийских властей перейти на евро он в связи с этим охарактеризовал как попытку "вскочить в последний вагон поезда, падающего в пропасть").
Бывший главный редактор REGNUM также обвинил латвийских политиков, в том что в отношениях с Россией они "вместо политического диалога выстраивают образ врага". Он также высказал мнение, что следующее правительство Латвии возглавит лидер националистов Райвис Дзинтарс.
Ранее Модеста Колерова, по информации Mixnews, внесли в "черные списки" Литва, Эстония и Грузия.
«Начальник управления администрации президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров был уволен со своего поста из-за своего "излишнего радикализма в отношениях с сопредельными государствами"», - сообщала в октябре 2007 года Лента.Ру со ссылкой на свои источники в Кремле.
"Он [Колеров] развел бурную деятельность на постсоветском пространстве, в частности, в Грузии, Приднестровье и Эстонии, однако к улучшению отношений с Россией это не привело", - заявил источник.
Об освобождении Колерова от занимаемой должности стало известно 23 октября. Тогда же он сообщил, что уже приступил к работе в "сфере, связанной с неправительственными организациями", но отказался уточнить, чем именно теперь занимается. Его пост в администрации президента занял Николай Цветков, бывший у Колерова заместителем.
Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами было создано в марте 2005 года и занимается в основном налаживанием связей с русскими, живущими в странах бывшего СССР, отношений между Россией и странами ближнего зарубежья, а также пытается предотвращать новые "бархатные революции" на постсоветском пространстве».
В апреле 2005 года в публикации «Жажда имиджа» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «в Кремле появился человек, которого чиновники тут же прозвали «яйцеголовым». У нового кремлевского служащего, по всей видимости, есть все шансы претендовать на роль политического стилиста, призванного облагораживать облик России. Модест Колеров, политтехнолог и специалист в области общественных связей, президентским указом назначен начальником Управления президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами.
В скупой справке, появившейся вскоре на президентском сайте, уточняется, что «значительное поле деятельности нового управления находится в независимых государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР». Учитывая последние революционные события на постсоветском пространстве, где Россия стремительно теряет свое влияние и общественные симпатии, можно сделать вывод, что Модест Колеров призван в Кремль в качестве тайного «пиарщика».
Однако сам он крайне осторожен в обозначении своей миссии. В беседе с корреспондентом «Политического Журнала» Колеров сразу же заявил, что «имиджем он заниматься не будет», а будет «развивать общественные и культурные связи в ближнем зарубежье, готовить предложения президенту». На вопрос о том, какова стратегическая цель нового управления и почему эта структура появилась именно сейчас, когда в сопредельных странах бушуют бархатные революции, чиновник ответил, что он не принимал участия в создании этого управления и о причинах его появления ничего не знает.
Искусство государственного управления в России всегда строилось на приемах сакральности власти, поэтому опытного политтехнолога Колерова винить в скрытности нельзя. Главным «пиарщиком» в Кремле по-прежнему считается замглавы администрации президента Владислав Сурков. Кроме того, в президентских структурах есть департамент гуманитарной политики и общественных связей Управления по внутренней политике, пресс-служба президента и еще добрый десяток политтехнологов, которые являются штатными и внештатными советниками главы администрации и его заместителей. Есть МИД, в прямую компетенцию которого входит задача укрепления имиджа и престижа России на международной арене. Наконец, есть влиятельные министры и депутаты, которые говорят что им вздумается.
Вся эта многоликая и неотстроенная система связи власти с внешним миром сформировалась стихийно еще во времена Бориса Ельцина, когда каждому чиновнику ставилась задача – работать на укрепление имиджа президента, а не страны. Что такое PR, большинство служивых людей знает только понаслышке. Три года назад в системе Дипломатической академии начали внедрять понятие «паблик рилейшнз». Собрали пресс-атташе, и оказалось, что уровень их подготовки по связям с общественностью близок к нулевому. Они по традиции занимаются лишь тем, что собирают в посольствах вырезки статей из местной прессы, выполняют поручения посла, иногда работают с пулом журналистов. Правда, в этом году в бюджетах посольств появилась новая статья расходов: «на идеологическое обеспечение». Деньги, как говорят, небольшие, и к тому же никто толком так и не объяснил послам разницу между идеологией и формированием позитивного имиджа страны.
По признанию бывшего руководителя правительства РФ Алексея Волина, который несколько лет назад был направлен Михаилом Лесиным «пиарить» кабинет министров Михаила Касьянова, PR не входил в первую десятку приоритетных задач правительства. Не было даже человека, который профессионально занимался бы этим направлением в высшем эшелоне власти. Здесь, конечно, нужно вспомнить миссию Сергея Ястржембского по информационному обеспечению деятельности администрации президента. В свое время Ястржембскому были предоставлены широкие права для решения локальной задачи: оградить власть от нападок зарубежной и отечественной прессы по поводу войны в Чечне.
Бывший пресс-секретарь Ельцина решал эту задачу с помощью методов специалистов, которые именуются «спин-докторами». Задача последних – управлять информационным пространством так, чтобы нужные сообщения попадали в число наиболее обсуждаемых. Миссия Ястржембского, по сути, не была успешной. Кремль кое-как подмял под себя НТВ, пару-тройку неподконтрольных газет и журналов, на том дело и кончилось. И сегодня западная пресса и международные организации при каждом удобном случае устраивают России «большую стирку». Широко распространенный взгляд зарубежного обывателя на нашу страну озвучил в предвыборных дебатах бывший кандидат в президенты США сенатор Джон Керри: «Оппоненты в тюрьме, телеканалы под контролем...»
Подобные уколы, конечно, можно было бы игнорировать. Однако вся беда в том, что имидж нашей страны пугает не только западных обывателей, но и бизнесменов, что прямым и решительным образом влияет на конкурентоспособность России. Еще хуже ситуация на территории бывшего СССР. Судя по тому, как ведут себя сегодня наши бывшие «братья», Кремль еще не нашел нужной модели взаимоотношений с постсоветскими странами, и привлекательность России там падает на глазах.
Справедливости ради стоит напомнить, что проблемы с имиджем в разное время возникали у многих стран. Самый свежий пример – резкое падение привлекательности США и американских ценностей после начала войны в Афганистане, а затем и в Ираке. Американцы отреагировали на этот опасный вызов с большим беспокойством и свойственной им прагматичностью. Как только были вывезены обломки башен-близнецов Нью-Йорка, которые напоминали нации о моменте невиданного унижения, в Вашингтоне прошла закрытая конференция, посвященная причинам распространения в мире антиамериканских настроений. Управление Госдепартамента США по разведке и исследованиям, которое занимается вопросами аналитического обеспечения американской внешней политики, пригласило 20 ведущих экспертов, в том числе и из зарубежных стран, а также около 50 представителей различных американских правительственных учреждений. Перед ними была поставлена задача: выявить корни антиамериканских настроений, распространенных в мире; определить, насколько они значимы для США и как США должны на них реагировать.
Внешнеполитической пропагандой и укреплением позитивного имиджа Америки за рубежом было поручено заниматься доверенному лицу президента Буша и его личному советнику Карен Хьюз. Она входит в число самых близких к Джорджу Бушу людей. Хьюз выделили офис в Госдепартаменте США, где были собраны десятки специалистов в области общественных связей и аналитиков. Сейчас на укрепление имиджа Америки в мире тратится более 1 млрд долл. в год. Только из федерального бюджета в следующем году планируется выделить 328 млн долл. на «деятельность по взаимодействию, информированию и влиянию на зарубежную общественность», а также 430 млн на программы культурных и образовательных обменов с зарубежными странами. Традиционно эти суммы удваиваются и утраиваются за счет финансирования из различных неправительственных фондов.
Классические примеры государственного «пиара» в условиях военных действий: отмена бомбардировок по пятницам; обращение президента Буша с призывом скинуться по доллару для афганских детей; раздача продуктов вместе с радиоприемниками и листовками, которые призваны дать свою версию событий. «Америка несет вам демократию и процветание!» – таков лозунг всех акций, проводимых американскими правительственными и общественными организациями за рубежом. Уже сегодня у арабской молодежи пользуется популярностью финансируемая правительством США радиостанция Sawa, вещающая на Ближний Восток. В конце этого года планируется запустить и спутниковый телеканал на арабском языке.
Нельзя сказать, что все у американцев получается легко и гладко. Ведь PR – это инструмент для формирования нужного имиджа страны. А имидж, в свою очередь, – не реальность, а лишь ее отражение, которое можно сделать позитивным. Когда американские солдаты стреляют в арабов, трудно представить их освободителями и миссионерами. Тем не менее, по данным американского исследовательского центра Pew Research Center, который проводил опросы в 44 странах Европы, отношение населения к США и американским ценностям за последние два года заметно улучшилось. Примечательно, что число россиян, поддерживающих США, возросло с 37 до 61%, а на Украине этот показатель поднялся с 70 до 80%.
Пришло ли в Кремль понимание важности имиджа государства? Скорее всего, назначение Модеста Колерова – это болезненная реакция на плохие для России известия из стран, которые Москва относит к зоне своих национальных интересов, а также на вал негатива в мировой прессе. Еще в июле минувшего года президент Путин заявил на совещании российских послов, что против России за границей проводятся «спланированные кампании дискредитации». Конкретных примеров он не привел, но озабоченность была продемонстрирована на грани раздражения. Вскоре и российская политэлита начала обсуждать идею создания единого центра, отвечающего за государственный «пиар». Выбор Колерова в этом контексте не случаен.
По словам директора Института политических исследований Сергея Маркова, Колеров – патриотичный «русский европеец», убежденный либерал-консерватор. Он участвовал во многих кремлевских пиар-проектах. Марков считает, что Колеров в первую очередь займется программами продвижения «русскости» в странах СНГ, где у нас есть союзники, а также в Европарламенте, где он имеет опыт работы по защите русских школ в странах Балтии.
И все-таки одного назначения «патриотичного интеллигента» в Кремль мало. Ведь имидж страны складывается из имиджа власти, из социальной, экономической и культурной политики, которую эта власть проводит, а также из умения экспортировать эти ценности. На самом деле каждый политик является частичкой имиджа своей страны. А понимание того, что имидж – это капитал, прибавляющий и умножающий стоимость виртуальных акций государства, в Россию пока не пришло. Поэтому выстроить четкую систему в скором времени вряд ли удастся, считают политологи. Как заметил в беседе с корреспондентом «ПЖ» бывший спичрайтер Кремля Андрей Шторх, крупный бизнес сегодня готов тратить до 3% оборотных средств на свой имидж, рассматривая его как инструмент безопасности. Но выделить в масштабах страны столь значительные средства на продвижение России в ближнее и дальнее зарубежье – идея абсолютно нереальная.
Источники в Кремле, хорошо знающие практику формирования чиновничьего влияния и бумагооборота во власти, полагают, что Колеров, по всей видимости, в течение длительного времени будет продвигать программы по поддержке русских школ и славянских университетов в ближнем зарубежье, возможно, активизирует народную дипломатию. Однако проблемы у него начнутся ровно в тот момент, когда ему неизбежно потребуется прикоснуться к политике межгосударственных связей, включая публичные выступления президента. Тогда аппаратная машина мгновенно сработает «на уничтожение».
|