В среду правительство Саудовской Аравии впервые признало, что 15 из 19 исполнителей терактов 11 сентября были подданными королевства. Саудовцы рассчитывают, что это признание будет оценено в Вашингтоне по достоинству. А резко ухудшившиеся в последнее время отношения между двумя стратегическими партнерами начнут восстанавливаться.
"Мы получили поименные доказательства причастности наших граждан к терактам в США, - заявил в среду в интервью Ассошиэйтед Пресс министр внутренних дел Саудовской Аравии принц Наиф. - Мы проинформировали их семьи о том, что произошло с их родственниками". Принц также сообщил, что власти страны "были шокированы", получив подтверждения виновности этих людей. И добавил: "Если бы у нас в распоряжении была подобного рода информация, мы сделали бы все, чтобы предотвратить эту трагедию".
Между тем американские спецслужбы предоставляли "подобного рода информацию" саудовцам уже давно. Но самый мощный поток сведений был излит ими после 11 сентября. Информация оказалась настолько шокирующей, что поначалу королевские особы взялись все отрицать - "не знаем, не были, не причастны". Что откровенно злило американцев. А неуклюжий жест наследного принца, который, вручая в октябре мэру Нью-Йорка Джулиани чек на 10 миллионов долларов, упрекнул США в произраильских симпатиях на Ближнем Востоке, просто взорвал ситуацию.
Американская пресса наполнилась антисаудовскими статьями, а саудовская - антиамериканскими. Словесные перепалки и явно недружественные жесты, которыми обменивались в последние месяцы политики США и Саудовской Аравии, вполне можно назвать главным успехом деятельности Осамы бен Ладена. Ведь подорвать американо-саудовский стратегический альянс, или, как он сам говорил, изгнать "поганых янки со священной земли ислама" - всегда было основной целью "террориста номер один". Да и борьбу свою провозгласил Осама на два фронта: против США и Запада, с одной стороны, и против потворствующих им арабских режимов - с другой. Правителей родного королевства Осама числил первыми в своем "черном списке".
Те ответили террористу тем же, лишив его саудовского подданства еще в 1994 году. Но заглушить растущее среди низших слоев населения королевства "понимание действий Осамы" так и не смогли. Питало же недовольство этих слоев главным образом масштабное военное присутствие США на территории Саудовской Аравии, сохранившееся после "Бури в пустыне" (войны против Ирака за освобождение Кувейта) в 1991 году. Особенно стратегическая авиабаза "Принц Султан", которую и по сей день обслуживают не менее пяти тысяч американских солдат и специалистов.
После того как в начале октября правительство Саудовской Аравии официально заявило, что возражает против использования этой базы для нанесения авиаударов по талибам в Афганистане, ряд американских конгрессменов открыто усомнились в ценности и целесообразности стратегического партнерства США с королевством. Так, председатель комитета по вопросам вооружений Карл Левин заявил, что "отношение саудовцев к американским войскам уже не столь доброжелательное, как это было сразу после войны 1991 года". И предложил законодателям рассмотреть вопрос о прекращении использования авиабазы.
Столь радикальный поворот в партнерских отношениях с Эр-Риядом, однако, не входил в планы администрации Буша. Потому Белый дом приложил максимум усилий с тем, чтобы приглушить разраставшийся политический конфликт с Эр-Риядом. Но королевское семейство уже всерьез размышляло над тем, чтобы если и не ликвидировать полностью авиабазу, то - как минимум - сократить обслуживающий ее контингент. В среду американский посол в Эр-Рияде Роберт Джордан дал понять, что переговоры по этому вопросу ведутся помощником госсекретаря США Линкольном Блумфельдом. Причем - по инициативе саудовцев. "Однако, - добавил он, - в Пентагоне и без этого обращения уже начали подумывать о сокращении своего контингента на территории королевства".
Так что признания принца Наифа призваны восстановить утраченное взаимопонимание между Вашингтоном и Эр-Риядом. Ведь в сохранении стратегического альянса заинтересованы обе стороны - пока имеется общий враг. А таковым считают союзники прежде всего Саддама Хусейна. Так, выступая на днях по американскому телеканалу Эн-би-си, саудовский принц Турки аль-Фейсал призвал США активизировать работу с антисаддамовской оппозицией в Ираке.
|