«Галерист Марат Гельман, не отстающий от других блоггеров в написании заметок на тему трагедии в Крымске, в очередной раз оказался в центре скандала, где упоминается Русская православная церковь. Опубликовав ряд чужих утверждений о ситуации в пострадавшем городе, он был пойман на распространении как минимум не вполне достоверной информации, оскорбительной для священнослужителей, - сообщает сегодня Newsru.com.
"Среди крымчан резко упало доверие и к церкви. Людей просто потрясло, что попы РПЦ вчера отказались бесплатно отпевать погибших. Поскольку выжившие оказались сейчас в такой ситуации, что не имеют ни копейки денег, чтобы заплатить попам, усопшие уходят в последний путь без отпевания. Ни одна церковь так и не приютила никого из бездомных, не удосужилась расщедриться ни на еду, ни на воду", - написал Гельман в своем блоге.
Он также поместил ссылку на первоисточник - сайт Российского объединенного трудового фронта, но от себя добавил: "Я вот с ужасом думаю, что все простят и забудут".
"Рот-фронт" в своей статье о Крымске, в которой значительную долю занимает критика в адрес властей, отдельно касается действий Русской православной церкви. Пресс-служба левого движения заявляет, что священнослужители в Крымске совершенно не оказывают помощь населению и пытаются нажиться на чужой беде. "А о том, что наш патриарх отказался разместить хоть кого-то из пострадавших у себя во дворце, в котором не одна сотня комнат и который расположен недалеко от Крымска, уже писали даже в интернете", - говорится в статье. Этот отрывок также был процитирован в блоге Гельмана.
Отметим, что данное утверждение опровергает заявление Московского Патриархата, ранее сообщившего о том, что так называемая "дача патриарха" предоставила кров туристам, оказавшимся в зоне бедствия.
Публикация в блоге Гельмана, чья аудитория превышает 10 тысяч человек, вызвала большой резонанс в блогосфере. А представители РПЦ выступили с опровержениями в СМИ. Так, настоятель Свято-Михаило-Архангельского храма Крымска, протоиерей Сергий Карпец заявил, что "не только за отпевание никто ничего не платил, но и принадлежности, то есть покрывала, крестики погребальные, свечи - все это выдавалось просто в руки людям, без всякой оплаты".
Сын Сергей Карпеца - крымский священнослужитель отец Александр - в ночь трагедии вместе с другими священниками спасал местных жителей, на лодке вывозя людей из затопленных мест. А позже в церкви храме святого Михаила Архангела один за другим проводились отпевания погибших, что подтверждают репортажи ряда российских печатных изданий. Также при храме был организован штаб помощи пострадавшим.
В связи со скандалом Гельман поспешил прояснить ситуацию вокруг своей записи в блоге. "Второй раз уже перепостил непроверенную (сомнительную) информацию, которая мне показалась удивительной. Оба раза со ссылкой на первоисточник. Первый раз, когда опровергли - убрал пост. Сейчас не буду. Во-первых, потому что пока с ней неясно, во вторых, чтоб сохранить этот поток ненависти для памяти… Возможно, я не прав. И человек, у дневника которого более 10 тысяч подписчиков, не имеет право у себя в личном дневнике кидать ссылки и цитировать то, что считает для себя интересным. Но вы-то, вы, грозящие убить, избить, распять, уничтожить? Вы кто?" - в ответном выпаде вопрошает Гельман.
Блоггер отмечает, что не он воюет с РПЦ, а "набожные" в сане и без" воюют с ним. И далее переходит от частного к общему, переводя тему со скандала, в центре которого оказался, к общим вопросам несовершенства взаимоотношений церкви и общества.
"Моя позиция простая, мы не должны становиться клерикальным государством. И это претензия даже не к РПЦ, а к нашей власти и части нашего общества. Должно быть право человека сказать "бога нет, это все сказки" без угрозы уголовного и морального преследования. Должно быть право журналиста и художника критиковать любое лицо, будь то президент или патриарх", - пишет Гельман.
Объяснения блоггера, на извинения не вполне походящие, в РПЦ, судя по всему, приняли. "Марат Гельман достойно признал, что поторопился с публикацией непроверенных данных про отказ отпевать погибших без денег в Крымске", - пишет дьякон Андрей Кураев в блоге на сайте "Эхо Москвы". "На самом деле 16 священников дежурили в храме Архангела Михаила и отпевали", - отметил Кураев».
Впрочем, официальной реакции от РПЦ пока не последовало.
Как рассказывало в публикации «Голубые клизмы Гельмана углубились в Сибирь» Агентство федеральных расследований FLB, «Красноярск принял от Новосибирска эстафетную палочку скандала вокруг выставки «Родина» известного галериста Марата Гельмана. Этот проект, вызвавший в мае жаркие дискуссии в столице Сибирского федерального округа, был встречен многими в штыки и на берегах Енисея. Ряд представителей культуры и общественных организаций опубликовали обращение к руководству Красноярского края с требованием запретить выставку Гельмана в культурно-историческом музейном центре (КИЦ), открытие которой планируется 17 июля. Однако сибирские чиновники отказываются вмешиваться в выставочную деятельность КИЦа.
В Новосибирске «Родина» открылась только с третьей попытки. После протестов православной новосибирской общественности, увидевшей в ряде экспонатов глумление над патриотическими ценностями, ее перенесли из краеведческого музея в помещения, которые раньше использовались «Сибирской ярмаркой». По неофициальной информации, для открытия потребовалось вмешательство сибирского полпреда Виктора Толоконского. Зрители увидели около 30 работ современных художников. Самой скандальной из них называют инсталляцию «Голубые города», в которой голубые клизмы надеты на банки и изображают купола церквей.
Во время разгара страстей в Новосибирске свое веское слово сказали и красноярцы. «Красноярск – более свободная и культурная площадка. Мы доросли до того, чтобы смотреть и обсуждать любые произведения искусства», – заявил директор Красноярского музейного центра Михаил Шубский. В мае это заявление осталось незамеченным. О «Родине» красноярские блюстители нравственности вспомнили только в июле.
«В скором времени в нашем родном городе намечено проведение выставки современного искусства под названием «Родина», – говорится в обращении к губернатору Льву Кузнецову и министру культуры края Елене Паздниковой, подписанном депутатами Заксобрания и горсовета Красноярска, представителями творческой интеллигенции, казаками и общественными деятелями. – В состав выставки входят двусмысленные экспонаты. Один из них – инсталляция под названием «Мы подошли, но ничего не случилось, видимо, что-то сломалось», которая «предлагает подумать о трансформации священного в СССР куска блокадного хлеба в объедок современности». Она представляет собой гигантскую скульптуру, изображающую хлебный кусок. Вряд ли тот, кто «предлагает подумать», осознает, насколько страшным и антигуманным станет наш мир, если в нем даже блокадный хлеб «трансформируется в объедок современности». Нам всем сегодня не просто противостоять льющейся через средства массовой информации клевете на Православие и Великую Победу. Те, кто хочет, чтобы следующие поколения начали брезгливо отворачиваться от всякого слова о величии, Правде, Жертвенности, потеряли всякий стыд. Уверены, что вы не останетесь равнодушны к нашему призыву: нет выставке Гельмана на Красноярской земле!»
@Краевая власть не стала выступать в роли цензора. «Министерство не обладает полномочиями запрещать или разрешать выставку. Да, многие работы современных художников вызывают у общественности неоднозначные чувства. И наша позиция не всегда совпадает с позицией творцов. Но министерство не согласовывает мероприятия музейного центра», – заявила представитель пресс-службы регионального Министерства культуры Мария Маркова. Чиновники подчеркивают, что выставка на самом деле называется «Неизвестная страна художников», и только частично состоит из экспонатов проекта «Родина» , - написала «Независимая газета».
На обструкцию красноярской общественности отреагировал и инициатор проекта Марат Гельман, который после начала кампании против выставки в своем блоге пообещал обязательно приехать на ее открытие. К атаке на «Родину» он отнесся с иронией. «Я понимаю, что это становится похоже на профессиональную пиар-кампанию выставки, но клянусь: и депутаты, и мракобесы аутентичные. Я хорош, но не настолько, – сокрушается галерист. – Выставка 4 сентября откроется в Москве в АРТ PLAY, я уже переживаю: народ придет посмотреть, против чего так протестовали депутаты и мракобесы, – не увидит и загрустит. Мы ее делали как яркое, красочное шоу, но никак не скандальное».
В публикации «Голубые клизмы» галериста Гельмана» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «На недавнем открытии выставки Icons, которое сопровождалось в Краснодаре акцией протеста, галеристу Марату Гельману плюнули в лицо. Чуть раньше депутаты Новосибирска восстали против другой выставки Гельмана – «Родина».
– Гонения осуществляются не только на Марата Гельмана, а на все современное искусство, – убежден известный искусствовед Андрей Ерофеев. – Гельман получает удары дубинками, так как находится в первом ряду. Да и мишень удобная. Можно ненавидеть его уже за то, что он еврей... Хотя Марат называет себя галеристом, он скорее куратор экспериментального искусства – радикального, острого, политического, очень часто социально ангажированного. Тумаки, которые он получает, не случайны».
«Справиться с Маратом Гельманом пытаются давно. Его уже и физически били, и устраивали погромы в выставочных залах, и «мочили» посредством ТВ (программы Алексея Пушкова «Постскриптум» на ТВЦ). А уж обращений в суд, где Гельмана обвиняют в оскорблении религиозных чувств и разжигании межнациональной розни, не сосчитать. Наиболее часто эти иски исходят от верующих, - пишет еженедельник «Собеседник».
Квинтэссенция раздражения – композиция «Голубые города», на которой купола множественных храмов изображены в виде голубых клизм. Это часть выставки Марата Гельмана «Родина», показывающей «патриотические клише, за которыми пустота». Сейчас .
– Гельман – человек независимый, свободный, а это многим не нравится, – считает Ерофеев. – Возражения против его выставок носят идеологический характер. Современное искусство, которое он представляет, стало модным. С модой нельзя ничего сделать, ее нельзя отменить, ее сила колоссальна. Эта мода приводит к тому, что расширяется круг людей независимых, которые не мыслят себя, свою страну отдельно от мира. Они не понимают, что такое национализм, ксенофобия. А это те ценности, которые исповедует консервативная часть общества, представленная во власти в том числе. Что настораживает больше всего в эволюции антигельмановской тенденции – в нее включаются государство и церковь. Она и раньше поддерживала мракобесов, но негласно. Теперь же церковные иерархи активно выступают против современной культуры. На мой взгляд, зря. Дело это безнадежное».
Как рассказывало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Карта России из половых тряпок» напрягла сибирских мужиков», «В Новосибирске открытие выставки современного искусства «Родина» перенесено на неопределенный срок из-за «обеспокоенности» региональных депутатов и представителей общественности содержанием экспонатов
«Обеспокоенность вызывает тот факт, что ее планировали разместить на площадях государственного учреждения в майские дни, когда мы, прежде всего, говорим о важности единения общества, о своей великой истории, подвиге народа», — цитирует пресс-служба заявление и.о. министра культуры Новосибирской области Игоря Решетникова.
По словам организаторов выставки, через несколько часов после заседания законодательного собрания области им позвонил директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов и сообщил, что в его помещениях открыть экспозицию будет нельзя.
«Парадокс ситуации в том, что еще месяц назад мы согласовали проведение выставки с министром культуры Новосибирской области», — заявил в интервью Би-би-си .
«Несколько скандальных работ мы решили не показывать. Но в целом возражений не было. А теперь есть вероятность, что картины Новосибирск вообще не увидит», — говорит Самойленко.
Искусство или политика?
Во вторник на сессии заксобрания Новосибирской области депутат от «Справедливой России» Игорь Умербаев предложил принять от имени парламента обращение к директору Новосибирского государственного краеведческого музея о недопустимости размещения выставки.
«На ней будет всякая дрянь, которая унижает честь и патриотическое достоинство русского народа», — цитируют Умербаева местные СМИ. По информации депутата, среди экспонатов выставки будет, например, карта России, сшитая из половых тряпок.
Как сообщают региональные СМИ, в ответ губернатор Новосибирской области Василий Юрченко заявил, что «уже принял меры». Какие именно — губернатор не уточнил.
Экспозицию «Родина» специалисты называют одной крупнейших российских выставок последнего десятилетия. Полгода назад ее впервые представил галерист и политехнолого Марат Гельман в Перми. (О бурной культурной деятельности Марата Гельмана Агентство федеральный расследований подробно рассказывало в публикации «Зампред по провокациям»). 19 мая проект должен был приехать в Новосибирск и, по задумке организаторов, стать главным событием акции «Ночь в музее».
«Что-то меняется»
«Родина» собрала лучшие работы по современному искусству. Художники в яркой форме размышляют о проблемах России», — сказал Гельман Русской службе Би-би-си. — Там нет никаких провокаций. Художники в данном случае выступают как декораторы, а не как пропагандисты».
Организаторы подчеркивают, что проведение выставки финансирует частный фонд, а не региональный бюджет.
«Все картины уже прибыли в Новосибирск. Провести экспозицию хотели именно в краеведческом музее, потому что только там есть необходимые площади. Некоторые картины имеют размеры 4 на 12 метров. Не знаю, где еще их можно выставить. Мы ищем другую площадку. Будем бороться до последнего», — сказал координатор Новосибирского центра современного искусства Сергей Самойленко.
О планах по размещению выставки правительство Новосибирской области пообещало сообщить дополнительно после проведения переговоров с организаторами.
Впрочем, велика вероятность, что экспозицию «Родина» в Новосибирске теперь вообще не увидят, сказал в интервью Би-би-си Марат Гельман.
«Если выставка не пройдет в мае, она в Новосибирск вообще, скорее всего, не попадет. Летом проводить ее бессмысленно, потому что люди уезжают на отдых. А осенью картины уже должны быть в Москве», — сказал Гельман.
«Надеюсь, что этот шаг правительства Новосибирской области — это просто большая глупость, а не политическое решение. Чиновники просто испугались языка современного искусства. А может быть, это знак, что снова кое-что меняется в атмосфере, в жизни в этой стране» — добавил галерист».
Ранее в публикации «Спляшут ли кубанские казаки в обнимку с Pussy Riot?» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Вновь назначенный губернатором Краснодарского края Александр Ткачев занялся ребрендингом лица власти. Поскольку от истории с Кущевкой кубанская власть еще не отмылась, возникла необходимость создать хотя бы видимость перемен. Ребрендинг назван "модернизацией" и заключается, прежде всего, в перетасовывании рядов чиновников. С места на место.
Первым делом Ткачев решил "обновить" состав краевой администрации. "Я долго думал и принял очень непростое решение. Решение такое: в отставку отправятся все высшие должностные лица администрации края. Если конкретно – это мои заместители, советники и руководители всех краевых департаментов и управлений. Без исключений", – разъяснил кубанский губернатор в своем твиттере.
Ткачев пообещал "модернизировать" непомерно разросшийся бюрократический аппарат.
"Аппарат власти края – не колода карт. Никакой показухи. Штат будем не раздувать, а сокращать и оптимизировать, менять структуру. На освободившиеся места мы возьмем работоспособных людей со свежими идеями. Но вот сам аппарат адмкрая оптимизируем и сократим. На 20% команда будет обновленная. Ее состав скоро узнаете. Но и в прежнем есть умные, грамотные и работоспособные люди", – поведал губернатор.
Хотя событие, в принципе, довольно заурядное, краевые СМИ создают вокруг него ажиотаж. Пережевывание "новости" должно создать у жителей Краснодарского края уверенность в наступающих переменах к лучшему.
Понятное дело, что у большинства кубанцев такие телодвижения власти вызывают не более чем усмешку, особенно – обещание губернатора устроить "личную" переаттестацию сотрудникам администрации. В блогосфере высказываются язвительные предположения о том, в какой форме будет проходить переаттестация.
Ткачев сейчас озаботился улучшением собственного имиджа не только в глазах земляков, но и столичной богемы. А потому "индустрия развлечений и зрелищ" не может быть им забыта. В этом направлении кубанский губернатор сделал более неожиданный, креативный ход — пригласил в регион известного галериста Марата Гельмана. Он должен будет создать в Краснодаре "Центр современного искусства" (ЦСИ) и разработать специальный культурный проект.
Очевидно, что такой известный человек, как Марат Гельман, не приехал бы работать в провинциальный центр, если бы ему не предложили выгодные условия. "Встретился с Маратом Гельманом. Обсудил с ним новый культпроект для Краснодара. Очень интересный, креативный человек. Профи. А нам нужен его опыт – Кубань должна греметь на культурном фронте", – написал еще в феврале в Твиттере Александр Ткачев.
Работать в провинции Гельману не впервой. Широкий резонанс и скандальность ранее получила его культурная деятельность в Перми. В уральском регионе московский галерист также создал собственный центр и развивал проекты по продвижению "современного искусства". Символами этой современности стали большие красные буквы "П" и не менее красные стилизованные фигурки человечков, расставленные по улицам и крышам Перми.
Проекты Гельмана вызывали неоднозначную реакцию местных жителей. Представители творческой интеллигенции даже устраивали пикеты и митинги, протестуя против новой культурной политики в регионе. Иные сравнивали творения Гельмана с "шедеврами" Остапа Бендера из "Двенадцати стульев". "Когда уж Бендер умотает из Перми куда подальше со своей убогой фантазией?", – написал в блоге пермский филолог Николай Пономарев в ноябре прошлого года.
"Куда подальше" оказалось Краснодаром. Сам Марат Гельман в одном из интервью подчеркнул, что теперь станет уделять внимания Кубани не меньше, чем Перми, а на Москву и времени не останется. "Краснодар в короткие сроки должен стать современным городом с насыщенной культурной жизнью, с достаточно активным населением", – так обозначил свою цель московский галерист.
Объемы финансирования на свои проекты Гельман раскрывать не стал, отказавшись комментировать журналистам слухи о 400 млн рублей. В сотрудничестве с кубанской властью он не видит ничего зазорного, даже несмотря на ее негативный имидж. "Я достаточно активно сотрудничаю с властью, и в связи с этим ко мне бывает много вопросов у мятущейся интеллигенции", – заявил однажды Гельман.
Но то, что нравится представителям московской богемы, может не понравиться "аборигенам". В связи с этим некоторые наблюдатели вспомнили, что Кубань позиционируется как "казачий край", а местные казаки не раз делали "культурные" заявления, то призывая закрыть "Дом-2", то жестоко покарать Pussy Riot. С другой стороны, если Гельмана пригласил сам Ткачев, то галеристу явно не стоит опасаться каких-то серьезных нападок тех же казаков, прикормленных властью.
Критика предстоящего сотрудничества Гельмана и Ткачева уже звучит на Кубани. Но пока только из уст радикалов, не имеющих сил помешать наступлению "современности".
"Этого Марата уже били в морду. Неужели ему еще не ясно, что люди не хотят видеть его мерзости. Но больше всего меня поражает позиция губернатора Краснодарского края. По сообщениям некоторых источников, на этот мерзкий проект собираются потратить более 400 миллионов народных рублей. У нас что, власть с ума сошла?", – вопросил директор краснодарского правозащитного комитета "Презумпция" Альберт Гаямян. Правозащитник, бывший член комиссии по правам человека при губернаторе пообещал лично организовать протесты на Кубани против гельмановских "храмов безбожья". Впрочем, "национал-правозащитник", как он себя называет, пока остается в гордом одиночестве.
Возможно, по мере дальнейшего "обновления" Кубани и "насыщения" культурной жизни Краснодара протесты и будут нарастать. Может, даже некоторые кубанские казаки модернизируются и встанут в одни ряды с защитниками Pussy Riot. На то он и ребрендинг».
Ранее в публикации «Не думаю, что Ткачев четко понимает ситуацию» Агентство федеральных расследований уже сообщало, что собирается предпринять на Кубани политтехнолог-галерист и чем закончился “культурный эксперимент” в Пермском крае.
В частности, в материале говорилось: “губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, недавно переназначенный президентом Дмитрием Медведевым на четвертый срок, и до сих пор не замеченный в «либеральных идеях», совершил странный поступок – пригласил политтехнолога и галериста Марата Гельмана провести в крае такой же эксперимент, как в Перми. Только круче. Понятно, что приближающаяся Олимпиада беспокоит губернатора – ведь в «культурной части» мероприятия еще конь не валялся. С другой стороны, очевидно, что губернатор не вполне отдает себе отчет, что он призывает на свою голову. Гельман в интервью порталу «Юга.Ру» так и сказал: «не думаю, что Ткачев четко понимает ситуацию». И добавил: «будьте готовы к тому, что с появлением Музея ваша жизнь начнет меняться». Действительно, краснодарцы сегодня ни сном, ни духом о том, что сделают с их жизнью так называемые современные художники Гельмана.
Марат Гельман: О краснодарском чуде, героях и казаках-хиппи
«В конце марта известный галерист, политтехнолог и коллекционер современного искусства Марат Гельман приехал в Краснодар на несколько дней, чтобы обсудить с губернатором Кубани Александром Ткачевым масштабный культурный проект, который обещает в корне изменить качество жизни краснодарцев.
Осенью 2011 года действуюший президент России Дмитрий Медведев во время встречи со стронниками особо выделил роль современного искусства в развитии личности, общества и государства.
"Тот, кто реально уделяет этому внимание, кто серьезно интересуется этой темой, у того современные мозги. И ничего с этим не поделать. Это уже современный развитый человек. Если набор приоритетов очень узкий, то инновации не пойдут", – отметил он.
В феврале 2012 года губернатор Кубани Александр Ткачев рассказал, что Марат Гельман примет участие в разработке специального культурного проекта для Краснодара. "Нам нужен его опыт – Кубань должна греметь на культурном фронте", – написал А. Ткачев в своем твиттере.
О будущем Краснодара и превращении Кубани в Страну Чудес, городском патриотизме и казаках-хиппи Марат Гельман рассказал в интервью порталу ЮГА.ру.
- Марат, как вообще возникла идея Центра современного искусства в Краснодаре?
- Полтора месяца в Москве состоялось заседание Открытого правительства, на котором я рассказывал президенту РФ Дмитрию Медведеву о новой культурной политике. Там присутствовал и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. После заседания он обратился ко мне и сказал, что хотел бы, чтобы у него "было круче, чем в Перми". На самом деле, я так понимаю, что он хотел, чтобы в Краснодаре появился Музей современного искусства. Наши желания совпали, и вот я приехал в Краснодар, в котором был в последний раз 30 лет назад.
Хочу сказать, что Россия в целом находится в таком тяжелом положении, что нас могут спасти только чудеса и герои. Я так иногда шучу. Надо создать такую ситуацию, в которой начнут сходиться звезды и т. д. В этом аспекте, очень важно, какой феномен будет выбран с самого начала.
В России две основные проблемы, которые не дают культуре развиваться: недофинансирование и излишняя централизация. Все самое-самое находится в Москве. Эту ситуацию необходимо менять, нужно создавать уникальные центры художества. Именно этим я и хочу заняться в Краснодаре. Музей современного искусства станет штабом преобразований в городе. Будьте готовы к тому, что с появлением Музея ваша жизнь начнет меняться, это будет некий канал в завтрашний день.
-Когда можно ждать открытия Музея?
- Уже в мае планируется провести выставку, которая будет некой презентацией намерений. Она будет состоять из 2 частей: одной частью станет мой проект, второй – ответ на него со стороны краснодарских художников. А в сентябре хотим, чтобы уже начал работу центр современного искусства. Я пока не хочу говорить более конкретно о выставке и ее тематике, потому что я еще сам не уверен. Есть три варианта на этот май, есть и более радикальные, острые вещи. Я еще сам внутренне не решил, как стоит действовать: сразу по голове или...
К 2014 году, условно говоря, к Олимпиаде, я планирую, что будет значительная коллекция, достаточная, чтобы презентовать будущий музей. Активная фаза создания музея – 5 лет, за это время должно произойти очень многое, что изменит жизнь Краснодара, его позицию среди других городов.
Для привлечения художников в Краснодар планируется также создать "резиденцию": 30% из Краснодарского края, 30% художников российских, еще 30% – зарубежных. Будут созданы особые условия для работы, стипендии, будут создаваться места для работы. Думаю, что план будет реализован, может не в первый год, а во второй. Сначала мы создадим условия, при которых практически любой художник сможет реализовать свой проект практически бесцензурно, а после этого будем выбирать лучших, чтобы содействовать им в творчестве.
- Почему, по Вашему мнению, кубанские власти решились на такой проект?
- Для края очень важен момент, связанный с ребрендингом туризма. Я считаю, что была ложная стратегия, заключавшаяся в модели "Черноморское побережье как место отдыха на море". С моей точки зрения, эта конструкция неэффективна. Данная модель попадает под универсальное, соответственно, конкуренция в этой сфере колоссальная. Карта туриста пуста: кроме Черноморского побережья и горнолыжного курорта на ней ничего не написано. Поэтому надо искать что-то уникальное. Нужно создать новое предложение для туриста, ради которого он приедет в Краснодар.
- У местных властей ясное понимание предстоящих преобразований или только общие пожелания?
- Пока можно считать, что у меня есть некий карт-бланш. Я не думаю, что Ткачев четко понимает ситуацию, но он, как мне кажется, действует по своей внутренней системе, по интуиции. То есть какое-то время можно не объясняться, а действовать. Пройдет полгода или год, и он должен будет получить какой-то результат, который даст новый карт-бланш.
- Не боитесь возможного давления со стороны властей?
- У меня другой масштаб. Я могу перешибить. Я имею право игнорировать это, мне не надо ничего доказывать. Большинство мировых звезд русского происхождения делали первые выставки у меня. У меня есть вес, которым я могу придавить. Наверняка будут какие-то вещи, это естественно. Но я точно не буду на это обращать внимания, у меня есть репутация, которая позволяет эти вещи игнорировать.
- В Краснодаре довольно много промеров официального монументального искусства с уклоном в традиционализм. Как Вы планируете балансировать традицией и современностью?
- Не будем забегать вперед. Сначала нужно создать хоть какие-то пропорции. Старым сейчас занимаются все, 99% – это старое. Прежде чем говорить о балансе старого и нового, нужно это новое создать.
Мы будем заниматься современным искусством. Никто никого не разрушает, реального конфликта нет. Конфликт может возникнуть только из-за непонимания.
- Вы готовы к тому, что это непонимание будет присутствовать?
- Я в 1990 году открыл галерею современного искусства и вот уже 22 года я встречаюсь с непрерывным непониманием. У него есть три формы: самая тяжелая форма – безразличие: делаешь, а никому неинтересно.
Вторая форма непонимания – это когда новое воспринимается как вражеское, чужое, противопоставленное старому, родному. Обычно это самая малая часть, она часто даже помогает, потому что, когда появляется такой агрессивный активный оппонент, то заставляет формулировать, высказывать.
Третья форма – самая тяжелая и важная – скептицизм. Скептики – это люди, которые не верят, что здесь все может получиться. Вот в Париже, Праге, Нью-Йорке центры современного искусства – это круто, но в Краснодаре это невозможно, потому что люди не те, губернатор не тот и так далее. Преодоление скептицизма – это основное. Если так называемая "творческая элита" Краснодара поверит с моей помощью в возможность проекта, то она же сможет создать будущее города.
- В кубанских СМИ называлась сумма предполагаемых вложений в будущий проект – 400 млн. рублей. Это так?
- Я такого не говорил. Я сказал, что называл Ткачеву примерно цифры проекта на третий год в Перми. Он эту цифру услышал и сказал: "Давай работать". Это не означает, что озвученная сумма имеет отношение к реальности. Мы создаем не корпорацию, не некую структуру, частную или государственную, мы создаем ситуацию. В этом будут участвовать много разных людей, много разных форм собственности. Начинаем же мы с этого музея, который будет краевым учреждением культуры. Этот музей будет, скорее, штабом преобразований, а не вершиной пирамиды.
- Вы говорили, что в России все настолько плохо, что нас могут спасти только чудеса и герои. А есть ли у Вас в резерве эти герои и эти чудеса?
– Начнем с героев (смеется). После того, как была эта ситуация на Болотной площади, я объяснял, какой план Маршалла может быть для России, откуда взять дополнительные ресурсы. Ресурсы есть только одни – люди, которые готовы работать круглые сутки ради идеи. Нужны художники по менталитету. С моей точки зрения, художники – это в некотором смысле герои, потому что они ради реализации собственного проекта не считает ни времени, ни денег. Такие люди стране и нужны. Когда они не востребованы, они закисают: точно так же, как он может работать 24 часа в сутки, он может работать и 0 часов в сутки. Если мы таких людей, которых сподвигнуть действовать может только вера в собственное дело и идею, заставим работать, то они автоматически превратятся в героев.
Что касается чудес, то здесь есть у меня некоторый опыт технологический, когда что-то вроде противоречит рациональному мышлению, но при этом отлично работает, но главное не это. Главное – нужно растопырить пальцы удаче, нужно ловить удачу.
У меня есть своя гипотеза, что поворот, который должна цивилизация сделать от универсального к уникальному, ждать осталось недолго, 10-15 лет. Поэтому нам нужно быть к этому готовым. Все универсальное будет абсолютно доступным, а мы можем выиграть только тогда, если займемся уникальным.
Это моя гипотеза, я не могу жить в такой депрессивной ситуации и верить, что у России нет никакого будущего. Я говорю: "Давайте создавать уникальные вещи, ради которых потом те, кто занимается универсальным, ехали к нам". Условно говоря, нужно создать такие условия, благодаря которым все крупные гостиничные комплексы мира захотели поставить в Краснодаре свои отели.
- Давайте забежим на 5-10 лет вперед, чтобы увидеть, что это за удача, которую мы поймаем с Вашей помощью.
- Черное море является важным фактором для Краснодарского края, но он универсален, поэтому надо искать что-то другое. У меня есть идея, подсказанная в свое время ситуацией с Лас-Вегасом. В свое время Лас-Вегас был исключительно игорной зоной, которая проваливалась экономически, потому что репутационно игра – это плохо. А потом власти сделали ребрендинг и Лас-Вегас стал "городом развлечений", дорос до семейного. Если раньше жена не пускала мужа играть, то теперь там есть интерес и для нее, и для детей. В этом смысле для Краснодарского края надо создать образ края развлечений, и нужно иметь в виду, что море – это только одно из развлечений.
В искусстве тоже есть своя тенденция, когда художники создают чудеса, выступают в качестве фокусника. Вообще, до появления эстетики художник был фокусником. Что он делал? Он создавал иллюзию, обман, "как живая", "как будто трехмерная". Потом появилась эстетика и к произведению искусства стали относиться не как к изображению, а как к предмету. Сейчас же, благодаря тому, что появились новые технологии, снова возвращается эта тема оптического обмана. Она снова интересна художнику. Я думаю создать такой центр, который занимается именно этим видом искусства концентрированно, обследует оптику человеческую. С этого начать, такое путешествие Краснодарского края по превращению его в край развлечений. В целом, Miracle, "мир чудес" – это то, что я хочу здесь делать. Это будет базовой идеей, как в Перми – "бедное искусство".
- А власти края понимают, что изменения города не закончится на создании Музея?
- То, что я рассказал, это мое понимание. Вполне возможно, что у местного культурного чиновничества другое понимание. Мы с ними говорили, и мы с ними не сошлись в общей картинке будущего. Но зато мы сошлись на том, что первый шаг – это создание Музея.
Они просто этого не понимают. Им же кажется, что в крае все хорошо, но чего-то не хватает. Просто надо добавить еще один бриллиант в корону. Но они не понимают, что так не будет, что Музей современного искусства – не просто институция, которая что-то показывает, она живет. Она станет органикой, частью города, она начнет менять город.
С другой стороны, необязательно, чтобы все сразу на старте погрузились в процесс, как я. У каждого может быть разный уровень понимания на старте. Нам нужен штаб по переводу Краснодара из прошлого в будущее, и таким штабом должен стать Музей, своеобразный департамент будущего.
- Кстати, про штаб. Кого бы из своей команды хотели привлечь к краснодарскому проекту?
- Пока рано об этом говорить, я еще не знаю, какие проблемы наиболее острые. Первого я бы привез Славу Глазычева, главного специалиста по городам, который бы мне помог с оценкой состояния Краснодара.
- В эти дни Вы регулярно встречаетесь с представителями "культурной прослойки" Краснодара. Что скажете о них?
- Есть общее ощущение, что по разным причинам какая-то интересная прослоечка, несмотря на сонную жизнь, осталась жить здесь. Есть ощущение, что есть с кем моделировать будущее, есть люди, которые могут стать единомышленниками. Это очень важно, чтобы изначально была какая-то платформа, человек 200, которые воспринимают твои идеи, как свои и помогают их воплощать.
Я не встречал в Краснодаре ни одного человека, кто бы сказал, что это не нужно. Большинство только стращало, а не боитесь ли вы, у нас тут казачество.... Традиционное – это замечательно, когда оно занимает место традиционного. Когда оно занимает все место, то начинает мешать. Казачество – это ж такая субкультура, как хиппи. То есть у них есть своя атрибутика, история. Прошлое не должно стараться стать будущим, и это главное.
- Если брать ситуацию в целом, насколько Россия отстала в культурном аспекте от Европы, по вашему мнению?
- В первую очередь, нам нужно изменить инфраструктуру, устроить децентрализацию. Создать много культурных центров, которые между собой будут взаимодействовать. Как только это будет сделано, все центры естественным образом встроятся в европейский контекст. Мы должны знать, что мы уже часть глобального мира, мы уже находимся во всех связях. Очень важно поднять уровень амбиций. Территория является для художника идеальным партнером.
Все, что я рассказываю, это рассуждения. Единственное реальное ноу-хау, находка – это то, что люди культуры так долго взаимодействовали то с властью, то с бизнесом, а на самом деле рядом находится идеальный партнер – территория, город, муниципалитет. Если смотреть программу, которую мы делали для Медведева, то везде главным заказчиком является город.
Могу сказать, что в ближайшее время патриотизм городской станет гораздо сильнее, чем патриотизм национальный и государственный. Условно говоря, "мы казанские" или "мы краснодарские" будет громче звучать нежели "мы русские". Потому что ты живешь в первую очередь не в стране, а в городе. Городской патриотизм, я думаю, это наше будущее.
- Выходит, что Краснодар – второй город после Перми, который получит новую жизнь, но не последний?
- В будущем, я надеюсь, что таких городов будет 20-40. Здесь важен чисто технологический аспект. Давать теоретическую базу я готов всем, но Краснодар – город, в развитии которого я буду лично участвовать.
В сентябре я планирую здесь уже снять квартиру и проводить половину времени. И больше не надо, потому что если получится в двух городах, значит, должно получиться и в других. Дальше уже будет уровень государственной программы. Я бы назвал Краснодар прорывным регионом».
В этой связи любопытно припомнить, во что вылился «культурный эксперимент» Гельмана в Перми. Как сообщало Агентство федеральных расследований FLB, «пересидев все федеральные ревизии 2007 года, губернатор Чиркунов как ни в чем не бывало продолжил свои затеи, теперь направленные на достижение высот «культурной столицы Европы».
С решением этой задачи команда под руководством Чиркунова справляется с гусарским размахом. В местной прессе это направление давно характеризуется просто и без затей: «Организованная губернаторская группа продолжает транжирить бюджетные деньги».
Речь идет об аппетитах оскандалившихся не раз Музея современного искусства и Пермского центра развития дизайна (ПЦРД) под руководством кишеневского галериста Марата Гельмана. Поскольку «на вкус и цвет товарищей нет», оставим творческую часть искусствоведам и критикам, остановившись лишь на финансовом аспекте – речь-то идет о деньгах из государственной казны. Траты здесь происходят не только с невиданной удалью, но и по схемам, попахивающим и уголовными делами. Любой специалист по борьбе с финансовыми махинациями, наверное, схватился бы за голову, прочитав, например, перечень работ, выполненных ПЦРД с 2009 года, с репликами пермских репортеров. Вот его самые загадочные пункты:
«– Разработка дизайн-концепции сквера молодоженов (кто-нибудь слышал о таком?).
– Конкурс «Пермский деревянный дом» (в победителях – сплошь выпускники московских да ярославских учебных заведений).
– Разработка концепции сувенирной продукции и изготовление опытных образцов.
– Анализ визуального и маркетингового наполнения «Покупай пермское!»
– Анализ мебельной отрасли Пермского края.
– Анализ отрасли деревянного домостроения.
– Анализ отрасли, производящей полимеры.
– Обеспечение участия делегации Пермского края в форуме по нанотехнологиям…»
На подобные анализы в период с 2009 по 2011 год было выделено в общей сложности 87 млн рублей. Последний раз из бюджета было направлено 10 миллионов рублей 18 апреля 2011 года.
Глядишь на все эти «аналитические» выкладки – и в памяти невольно всплывают две вещи: красочный флакончик с мыльными пузырями и инструкции по выявлению «подозрительных сделок» в банковском секторе, в просторечии именуемых «распилом»…
Кстати, в 2011 году Пермский центр развития дизайна оказал краю всего лишь 27 высокохудожественных услуг, оцененных почти в 6 миллионов рублей. Но при этом расходы на содержание центра составили 10 миллионов.
Вот такая вот «альтернативная» рентабельность…
Впрочем, о многочисленных нарушениях, допущенных со стороны Пермского центра развития дизайна и Музея современного искусства, в крае не говорит разве что ленивый, а результаты аудиторских проверок поражают воображение.
«Объем бюджетных ассигнований был необоснованно завышен ПЦРД на 35 миллионов 351 тысячу», – констатировал председатель краевой Контрольно-счетной палаты Юрий Новоселов.
Объем ассигнований на эти проекты был утвержден в сумме 50 миллионов рублей, но проверка показала, что «количество получателей услуг было не 4690 человек, как предусмотрено государственным заданием, а 1374 человека».
В свое время подобные вещи назывались «приписками», за которые можно было на долгие годы отправиться в лучшем случае на «стройки народного хозяйства». Но теперь иные времена – свободные художества легко сходят с рук свободным художникам вместе с прогрессивным губернатором.
Всего же, по данным региональных изданий, за 2010 год Музею современного искусства выписали бюджетных субсидий в сумме 72 млн 592,2 тыс. рублей, а в 2011-м – 65 млн 745,1 тыс. рублей. Причем в прошлом году субсидии были освоены лишь на 82,3%, однако остаток в размере 12,8 млн рублей возвращен в казну не был.
Детализация же этих государственных затрат, надо сказать, впечатляет:
«…Из краевого бюджета выделены средства на арт-объекты, художественная ценность которых вызывает большое недовольство пермяков:
– около 5,0 млн руб. – деревянный арт-объект «Сфера» у гостиницы «Урал» (для фестиваля «Белые ночи»);
– 241.200 рублей – буквы «ВЛАСТЬ» у Законодательного собрания края;
– по 102.300 руб. на каждого из 3 «трэшменов» (человечков с мусорками);
– 359.900 руб. – на деревянных безголовых «красных человечков»;
– 481.800 руб. на «шагающих человечков» (баннер на заборе Северной дамбы);
– 948.300 руб. – на «Яблоко» у библиотеки им. М. Горького;
– 112 млн руб. выделил г. Пермь на фестиваль «Белые ночи» (для сравнения: на повышение зарплаты муниципальным бюджетникам с 01.06.2011 г. на 6,5% выделено 68 млн руб.);
– 8 млн руб. – 12-метровая буква «П» на площади у вокзала Пермь II;
– 35 млн руб. – строительство арт-объекта «Стена» у драмтеатра (решетчатая структура из клееного бруса высотой 9–12 м через всю площадь по диагонали)…»
Такие данные приводятся в Открытом письме жителей Пермского края на имя президента РФ Дмитрия Медведева.
Но самое интересное, что созданные за государственный счет вычурные арт-объекты принадлежат… нет, не городу. И не краю. А все тому же Музею современного искусства PERMM. Например, арт-продукт в виде большой буквы «П», сложенной из поленьев. Более того, по истечении 11 месяцев с момента, как «объекты» были выставлены на всеобщее обозрение, они согласно договорам подлежат демонтажу. Схема искусства траты денег и заметания следов, как видим, проста до безобразия.
Ко всему этому, пожалуй, можно добавить, что путь к славе «культурной столицы» оказался не только дорог, но и тернист для пермяков. На митинге протеста, прошедшем 2 июля в центре Перми, было озвучено реальное состояние культуры края. Выяснилось, что в регионе за время правления губернатора Олега Чиркунова закрыто 300 культурно-досуговых центров и 197 библиотек! За последние 5 лет сокращено 42% работников культуры. Процесс «вырубания под корень» идет и сейчас. По словам выступавших, в сельской глубинке не остается ничего: ни клубов, ни детских кружков, ни библиотек.
Губернаторские же интересы, а значит, деньги, по словам ораторов, сосредоточены вокруг шумных пиар-акций, звездных фестивалей и обхаживания варягов вроде Марата Гельмана. На пару с губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым заезжий культур-трейдер прилагает титанические усилия, чтобы за счет казны превратить Пермь «в культурную столицу России». Однако может статься, что при таких раскладах дети скоро превратятся в «трэшменов» из еще одного художественного проекта Гельмана, роющихся по урнам и знающих только одну букву – букву «П». Ведь с какой-то же целью Чиркунов тратил на все это бюджетные деньги?»
Не удивляет, что, не смотря на буквально титанические усилия и немерянные миллионы, Пермь так и не стала «культурной столицей России»? И даже, возможно, просто перестала быть культурной. Зато «молодые дарования» современного искусства и их старший товарищь Гельман получили возможность не один год резвиться на территории целого субъекта Федерации, да еще за немалые бюджетные деньги. В этом, пожалуй, и состоит главный секрет так называемого «современного искусства».
|