В минувшее воскресенье состоялись выборы мэра города Красноярска. На всех избирательных участках города использовалась новая техника автоматизированного подсчета голосов КОИБЫ-2010. Комплексы обработки избирательных бюллетеней, представляющие собой урны, оборудованные электронными сканами, позволили буквально в несколько часов обобщить данные об итогах голосования по участкам. А уже на следующий день городская избирательная комиссия установила результаты выборов.
Сказать, что красноярские выборы были конкурентными – не сказать ничего. Вспомним острое соперничество кандидатов, скандал с неудавшимся отзывом КПРФ своего кандидата Осколкова, попытки нескольких кандидатов в традиционном для нашей политтусовке ключе – дружить вместе против кандидата номер один, за которого и проголосовали почти 70 процентов избирателей. Добавим устроенные этими кандидатами невнятные «праймериз», в результате сбившие с толку немалую часть собственных сторонников, решившими, что раз они уже проголосовали, то и смысла приходить на участок уже нет. Это с одной стороны. А с другой – абсолютно прозрачный подсчет голосов, результаты которого по большому счету никем не оспариваются. Даже штатные рисовальщики «графиков фальсификаций» скрепя сердце вынуждены признать – их хваленые формулы на сей раз дали осечку. Это к вопросу о роли техники в истории.
Заявленное несколько лет назад техническое переоснащение выборов постепенно становится из политического лозунга фактором повседневной выборной жизни. Той новой политической действительности, где голосование происходит под вебкамерами, а результат голосования становится известен практически сразу после того, как последний бюллетень упал в прозрачный ящик КОИБа. Под прицелами сотен глаз и бесстрастным контролем скоростной электроники украсть голоса, подтасовать результаты уже невозможно.
Понятное дело, не всех это радует. Причем, похоже, больше всех обеспокоены те, кто создавал себе капитал - и не только политический - на сольных и хоровых выступлениях с вариацией известного слогана «Держи вора!». Ну, хочется напоследок оторваться по полной. И отрываются.
Сразу после красноярских выборов в двух авторитетных федеральных СМИ с разницей в один день вышли комментарии авторитетных обозревателей с текстами и цифрами, схожими до степени смешения. Смысл мессиджа был следующий: КОИБы, дескать, себя не оправдали, дороги слишком, да и начинка требует перезагрузки. В связи с чем ЦИК принял решение о прекращении их выпуска.
К чести Центральной избирательной комиссии – ответ с разъяснениями последовал незамедлительно. Никакого прекращения нет – выпуск лишь временно приостановлен, поскольку увеличение числа партий требует доводки техники. И на осенних выборах техника снова будет в строю. Но дело сделано – опытной рукой в информпространство метко вброшена ложка дегтя. И с помощью интернет-технологий размазана по всемирной паутине и социальным сетям.
Добро бы оконфузились молодые стажёры. Но журналисты, обвинившие новую технику в неэффективности, а работников избиркомов – в потаенном луддизме - признанные мэтры в своем деле. Один - бессменный ведущий рейтинговых программ, и в прошлом даже сам сходил, правда неудачно, на выборы в качестве кандидата. Другой - в прошлом один из любимых журналистов бывшего главы ЦИК Вешнякова и даже был удостоен в 2004 году премии ЦИК России за лучшее освещение выборов. Включая пропаганду тех же самых КОИБов, которые в те годы вдохновенно воспевал на страницах своего еженедельника.
Обвинять таких акул пера и прямого эфира можно в чем угодно, только не в непрофессионализме. Очевидно, что их действия профессиональны и срежиссированы. Очевидно, что определенным силам крайне необходим ложный сигнал на несуществующий политический тренд – на свертывание программы технической модернизации, на прекращение серийного производства электронной выборной техники. А ложный сигнал – в сущности, форма технической диверсии. Проще говоря, луддизм дегтярного производства.
|