Последние дни ознаменовались рядом скандальных заявлений ("Комсомолка" писала об этом), связанных со сроками и финансированием операции по подъему подлодки "Курск". Но в неожиданно вспыхнувшей полемике по-прежнему остается в тени главный вопрос: а каким образом, собственно, будет поднята субмарина?
"Комсомолка" провела общественную экспертизу проекта подъема затонувшей субмарины. Стало понятно, почему так засекречен этот проект...
Во время подготовки этого материала мы пытались найти схему подъема "Курска". Зная об этих поисках, на связь с редакцией вышли люди, в чьем распоряжении (возможно, не совсем законно) оказались интересующие нас документы. Точнее, выжимка и экспертное заключение по 120-страничному проектному эскизу, представленному Международному консорциуму 12 января 2001.
То, что увидел журналист "КП", - ксерокопированные листы текста с отрезанными или заклеенными "шапками", грифами, подписями экспертов, датами. Очень много терминов, цифр, латинских аббревиатур, сокращений. Мне разрешили бегло прочесть эти три десятка страниц два раза. "Работа над документами" происходила в редакционном автомобиле, на парковке у одной из центральных станций метро. Кое-что мне позволили записать в блокнот и на диктофон. Потом ответили на мои вопросы.
- Как будут поднимать "Курск"?
- Судя по этому эскизу, с помощью крана TRIALF. Это два крановых строения на плавающей платформе. Грузоподъемность каждой стрелы - 7 тысяч тонн. С помощью крана на лодку "посадят" затопленную баржу Giant-4. Предварительно в барже будет сделан продольный разрез. "Курск" зафиксируют системой тросов, пропущенных через специальные блоки. Из полостей баржи откачают воду, конструкция подвсплывет, и ее начнут буксировать. Время буксировки - 4 - 5 дней. Предусмотрено место для стоянки в случае ухудшения погоды.
- Каковы главные претензии экспертов к проекту?
- Оговоримся, эти претензии рассматривались в конце января в Москве. Какие были сделаны выводы - нам неизвестно.
Претензия первая: нет схемы организации взаимодействия МКК (Международного Консорциума "Курск") с Военно-Морским флотом России. Ни одно наше судно задействовано не будет, даже суда обеспечения. То есть лодку будет поднимать какая-то коммерческая контора. Почему?
Второе. В МКК был представлен проект, в котором не решены технические проблемы. Занижен подъемный вес. В пять раз занижено отрывное усилие! Это гигантская ошибка, такого не прощают даже студентам. Тут дело даже не в цифрах, а в отношении к проблеме. Выводы делайте сами.
Третье. Никак не учтена масса технической оснастки при определении подъемного веса.
Четвертое. При подъеме будет использован стальной трос длиной в 5000 метров и диаметром, по одним данным, 16 сантиметров, по другим - 23 сантиметра. Его собираются заказывать в Волгограде на единственном заводе, якобы способном изготовить такое изделие. Мы связывались с этим предприятием. Такой трос изготовить они не смогут...
Пятое. Расчет динамических нагрузок выполнен при волнении в один метр. Это ничтожное волнение. Такого на Севере никогда не бывает! Никогда!
Вывод: по состоянию на 12 января МКК была представлена работа на уровне эскизных набросков, назвать это проектом нельзя. Цель проделанной работы - не поиск технического решения, а анализ экономического решения этой задачи. То есть коммерция...
Дословно:
"Поднимать будем тросами..."
Со слов главного конструктора ЦКБ "Рубин" Игоря Спасского, проект подъема выглядит следующим образом: нос лодки отрезается, его будут поднимать отдельно. Через технологические отверстия, вырезанные в корпусе лодки, пропускаются тросы диаметром свыше 200 мм. Количество тросов - до 500. Тросы крепятся к плавучей платформе (подобно той, что участвовала в операции по подъему тел погибших моряков). В подводном положении лодка буксируется и заводится в притопленный плавучий док.
"Подъем лодки не государственная тайна. А коммерческая!"
Мы позвонили в Центральное конструкторское бюро "Рубин" с просьбой прокомментировать выводы наших независимых экспертов. Пресс-секретарь ЦКБ Геннадий Сорокин:
- Нет, нет, мы ничего не комментируем.
- "Комсомолка" обращалась к вам и главному конструктору Спасскому с просьбой об интервью на любых ваших условиях. Мне ответили - интервью возможно через два месяца. Два месяца истекли...
- Интервью возможно не раньше, чем будет поднят "Курск", и то если мы сочтем это целесообразным.
- Есть ли у вас адаптированная для журналистов самая приблизительная схема подъема? Или это все-таки государственная тайна?
- Никаких схем нет! Подъем "Курска" не государственная тайна, а коммерческая тайна!
Профессор кафедры конструкции судов Государственного морского технического университета Алексей Васильев:
Почему "Курск" будут поднимать иностранцы?
- Российские проекты подъема "Курска" были отвергнуты. Широкая общественность получила простое объяснение: иностранные варианты лучше. У вас, я знаю, принципиально иное мнение...
- Разумеется, иное! Потому что существует российский вариант подъема "Курска" с использованием понтонов. Если объяснять на пальцах... Понтоны жестко опоясывают лодку, затем продуваются воздухом, и лодка поднимается наверх.
- Оппоненты утверждают, что таким образом "Курск" можно поднять только до глубины 40 - 45 метров. - Правильно! Поэтому мы и спроектировали что-то вроде плота, который поможет отбуксировать лодку в док. Преимущества понтонного варианта: это жесткая система, она позволяет почти исключить разрушение лодки в результате действия инерционных сил при качке. И даже полуразрушенная лодка не будет разрушаться дальше. Мы запрашивали ЦКБ "Рубин", всех, от кого это зависит: давайте рассмотрим этот вариант. И, естественно, не получили даже формального ответа.
- Все-таки почему подъем лодки доверили иностранцам? Казалось бы, есть прекрасная возможность профинансировать отечественное судоспасение...
- Приятнее ездить в Голландию или Бельгию, а не в Североморск. Приятнее заказывать им проекты. И выгоднее в личном плане: комиссионные - около 5 процентов. Это ведь не секрет, что человек, дающий заказ, получает комиссионные.
Кто вошел в эту правительственную комиссию? Я таких фамилий даже и не слышал никогда. Это круг лиц, который с удовольствием занимается использованием народных денег. Попутно создавая рабочие места там, на Западе. Я считаю, что это преступление перед страной.
- Вы конфликтуете с "Рубином"?
- Меня туда не пускают, хотя наши специалисты сотрудничают с ЦКБ "Рубин", их специалисты читают лекции у нас. Это старая история конфликта, еще с попыток подъема спасательной камеры "Комсомольца". "Рубин" поднял камеру до глубины 180 метров, и трос оборвался. Мы знали - почему. Возникает так называемый динамический резонанс, который никто не считает и не умеет считать...
Я со всей ответственностью говорю: этого не избежать, если "Курск" будут поднимать по тросовой системе.
- Подъем "Курска" по вашему проекту обойдется...
- ...максимум в 30 миллионов долларов. Вдвое, втрое дешевле!
- Правительственная комиссия рассматривала проект?
- Она выше этого.
Бывший главный конструктор КБ подводной техники СССР, кандидат технических наук Сергей Окунев:
Потому что так удобнее украсть!
- Я знаю, что вы знакомы с предложениями некоторых отечественных разработчиков...
- ...и у меня сложилось впечатление, что у нас своим, как всегда, не верят. А потом так удобнее красть.
- Можете назвать самое слабое место в принятом проекте подъема "Курска"?
- Тросы. Не все это понимают. Тросы перекручиваются в процессе подъема-опускания. А цепи нельзя использовать из-за их низкой грузоподъемности.
- Что же делать?
- Конкурс, открытый конкурс проектов! Данных для него нужно немного, они уже опубликованы в печати. Разве что минимум уточнений: как лежит лодка, что конкретно у нее повреждено. А то ведь еще витает идея дырок в ней насверлить и запустить в них расширяющиеся устройства... Она работает на то, чтобы окончательно угробить идею подъема. Только открытый конкурс! Потому что, когда у нас хотят что-то украсть, проблему сразу же засекречивают.
А так мы опять потратим деньги, ничего не получим - ни техники, ни техдокументации - и снова останемся с носом. В следующий раз, когда на 20-метровой глубине потонет баржа, опять будем искать, кому бы заплатить деньги...
|