Доярке из Сысерти грозит 10 лет тюрьмы в Узбекистане за таблетку от бессонницы
73-летнюю Тамару Талашманову обвинили в контрабанде наркотиков!
«Ситуация как в пословице про суму и тюрьму, от которых нельзя зарекаться. 73-летняя жительница Сысерти Тамара Талашманова выехала за границу в первый раз в жизни и… попала под уголовную статью!
- Это же абсурд! Какая контрабанда наркотиков!? - чуть не плачет внучка Тамары Николаевны, Надежда, менеджер одной из екатеринбургских фирм. - Моя бабушка всю жизнь дояркой проработала, пятерых детей вырастила, а тут - уголовное дело, тюрьма…
Надежда рассказывает предысторию: с семейной парой из Бухары ее бабушка познакомилась в Сысерти, те несколько лет назад приехали на Урал на заработки. Между узбеками и пенсионеркой завязалась дружба. Уезжая домой, те пригласили женщину погостить. И она решилась: когда еще будет возможность посмотреть сказочную, по-восточному колоритную Бухару?
Тамара Николаевна уехала туда еще в феврале. Жила у своих знакомых три месяца. А квартиру в Сысерти сдавала квартирантам. Те пересылали деньги ей в Узбекистан. В солнечном, теплом Узбекистане бабушке нравилось. Но случилась беда. В начале мая после долгой болезни умерла дочь Тамары Николаевны. Нужно было срочно лететь на похороны. Уралочка купила билет на самолет. Но в аэропорту ее задержали при досмотре (в Узбекистан она приехала на поезде, там не было такого строгого досмотра. - Ред.): у женщины были обнаружены таблетки феназепама.
- Лекарство мне выписали в сысертской больнице, - объясняла бабуля таможенникам. - После смерти сына, убитого грабителями, стала мучить бессонница…
Но никакие доводы на узбекскую позицию не действовали, женщину сняли с самолета, и она так и не смогла похоронить свою дочь. Против 73-летней бывшей доярки завели уголовное дело за контрабанду наркотиков. Формально все по закону. По узбекским правилам разрешено перевозить до тридцати таблеток феназепама, разумеется, вместе с рецептом врача. Но бабушка, никогда не выезжавшая дальше Екатеринбурга, ничего не знала про эти правила: рецепта с собой у нее не было, к тому же вместо тридцати «положенных» таблеток она перевозила целых сорок! В общем, по меркам узбекского правосудия, состав преступления налицо.
К счастью, узбеки, приняв во внимание возраст женщины, не стали заключать ее под стражу, а поместили в «гостиницу». Так, по крайней мере, они назвали маленький барак, где сейчас в одной из комнатушек ютится пенсионерка. Оттуда она ходит на допросы. Паспорт у Тамары Николаевны отобрали.
- Я не могу понять, что с ней, как она, - переживает Надя. - Я хоть сейчас готова выехать к ней, но не знаю адрес. Бабушка меня просит: вообще не говори никому обо мне, а то я никогда отсюда не выберусь. И начинает плакать.
В пятницу, 18 мая Тамару Талашманову будут судить. По узбекским законам ей грозит от 5 до 10 лет тюрьмы. Следствие, от исхода которого зависит судьба российской пенсионерки, прошло в рекордно короткие сроки: за две недели.
- Необходима была справка о том, что врач выписывал моей бабушке это лекарство, - рассказывает Надя. - Но запрос в сысертскую больницу следователь отправлять так и не стал: хотя с помощью факса это заняло бы не больше пяти минут. Вместо этого он предложил мне самой достать эту справку. А в больнице мне отказали. Мол, не имеем право частным людям такие справки давать.
Типичный бюрократический интернациональный театр абсурда. Когда все «компетентные лица», стоящие на страже закона, вроде бы правы, но невиновному человеку от этого все хуже и хуже.
Мы связались с российским посольством в Узбекистане.
- Да, мы в курсе ситуации, - ответила нам женщина-сотрудник посольства (она не представилась). - Ситуация под контролем.
К счастью, когда подписывался этот номер, мы узнали, что за россиянку вступилось посольство России в Узбекистане.
- Дипломаты отправили запрос в сысертскую больницу, оттуда мне тут же переслали рецепт от врача и справку о том, что таблетки жизненно необходимы бабушке, - рассказала нам Надежда. - Только что я получила эту справку. Сейчас надо переслать ее в полицию. Надеюсь, это повлияет на вынесение приговора.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Чтобы не оказаться в такой ситуации, специалисты по защите прав туристов советуют всем, кто выезжает в зарубежные страны и везет с собой препараты для лечения хронических заболеваний и (или) другие сильнодействующие лекарства, обязательно уточнять правила их ввоза в иностранную страну.
«По вашей просьбе такую информацию должна предоставить турфирма, а если путешествуете самостоятельно - узнавайте в консульстве соответствующего государства», - советует Федор Коробков, исполнительный директор Клуба защиты прав туристов.
Кстати, особые правила ввоза и вывоза сильнодействующих лекарств предусматривает и законодательство РФ.
Так, например, если вы берете с собой в заграничную поездку препараты, содержащие фенобарбитал, то нужно проходить через красный таможенный коридор, заполнять декларацию и иметь при себе рецепт врача либо выписку из истории болезни, подтверждающую назначение лекарства. Анна Добрюха, «Комсомольская правда»
|