Место расположения: Одинцовский район Московской области. Прокурорская крыша. Недостроенная
Декларации чиновников должен проверять генеральный прокурор. Мы решили проверить декларацию генерального прокурора. Вот что получилось
«Место расположения: Одинцовский район Московской области.
Площадь участка: 43 сотки.
Жилая площадь: более 2 тысяч кв. метров. Три этажа плюс мансарда.
Дополнительные удовольствия: винный погреб, дегустационная, бильярдная, сауна, бассейн, тренажерный зал, зимний сад.
Земельный участок внесен в декларацию о доходах — принадлежит жене генерального прокурора согласно договору дарения, подписанному генеральным прокурором.
Дача не внесена в декларацию о доходах, поскольку считается недостроенной.
Декларация о доходах генерального прокурора привела меня на Рублевку — в дачный поселок Успенское. По одной стороне дороги — огромные особняки, по другой — домики-избушки с просевшими крышами. Местные жители (те, кто из халуп) шутят: слева живут те, кто голосует, а напротив — те, за кого отдают голоса…
Сам поселок Успенское — резервация в резервации: сосновый бор с дачами-дворцами огорожен трехметровым забором, а потому узнать, кто там проживает, можно только проникнув внутрь. Но охрана пускает лишь жильцов и приглашенных ими гостей. Видео- и аудиозаписывающая аппаратура серьезно сбоит — то ли магнитная буря, то ли целенаправленно глушат. Нумерация домов — произвольная, иногда вообще попадаются дачи без опознавательных знаков — то ли специально путают, то ли она тут и не важна: все друг друга знают. Почтальон вряд ли заплутает, увидев на конверте адрес: Московская область, Одинцовский район, д/п Успенское, генеральному прокурору — так что пишите, если ваши послания не достигают чиновника по месту его службы.
Дача Чайки, с одной стороны, хуже забора — когда ее достроят, спокойно полюбоваться на окрестности соседям будет затруднительно, настолько огромен этот дом, ощутимо масштабнее расположенных рядом. С другой — много лучше, поскольку красива и приводит в трепет, как средневековых крепостных вид гигантских соборов.
Потребность поездки корреспондента «Новой» в это райское место была вызвана следующим. 2 мая на официальном сайте Генеральной прокуратуры были опубликованы сведения об имущественном положении и доходах руководящего состава главного надзорного ведомства страны за 2011 год. Выяснилось, что генпрокурор Юрий Чайка заработал 5,6 млн рублей; также он задекларировал квартиру площадью 203,6 кв. метра, два отечественных автомобиля (ГАЗ-13 и ГАЗ-69) и два машино-места (по 15 кв. метров). Супруга главы Генпрокуратуры Елена Чайка отчиталась о доходе в 8,5 млн рублей, задекларировала половину прав на квартиру (203,6 кв. метра), нежилое помещение (175 кв. метров) и земельный участок площадью 4,3 тысячи кв. метров. Последний пункт — как раз и есть искомое место в д/п «Успенское».
На самом деле о существовании этого объекта нам стало известно до публикации деклараций — в редакцию «Новой» пришло письмо от читателя, отвечавшего за юридическое сопровождение сделки по газификации дачи семьи генпрокурора Чайки.
Цитирую: «В 2000-е я работал в тресте <…> Мособлгаза, занимаясь документальным сопровождением сделок по установке газового оборудования. Так получилось, что в 2008-м я занимался документооборотом, связанным с дачей семьи генпрокурора Чайки. <…> Насторожило, что некоторые документы не было возможности увидеть, так как они хранились только у начальства, вопреки установленным правилам. Видимо, было что скрывать. Считая, что власть в стране должна находиться под контролем общества, я сделал копии имевшихся бумаг. Газификация производится только при наличии дома, близкого к завершению строительства. А строительство дачи Чайки не завершается вот уже несколько лет. Во всяком случае, в своих декларациях о доходах и имуществе ни генпрокурор, ни его супруга никогда не указывали факт владения этим домом. Пожалуйста, выясните, почему этот чудо-особняк еще не задекларирован».
Дождавшись, пока Генеральная прокуратура обнародует данные о доходах своего начальства и не обнаружив у семьи Чайки новостроя, я и отправился по известному адресу. Справка «Новой
Семья генпрокурора Чайки занимается бизнесом.
Супруга генпрокурора, бывший воспитатель и учитель, по данным ЕГРЮЛ, числится единственным учредителем ООО «Сталактит М».
Старший сын — Артем Чайка — партнер коллегии адвокатов Москвы «Чаадаев, Хейфец и партнеры» и единственный учредитель ООО «Юридическое бюро «Лигал Консалтинг», имеет доли в ООО «Группа компаний «Русский актив» и ООО «Конноспортивный клуб «Эльбрус».
От боярыни Морозовой до Политбюро
У дачного поселка Успенское — богатая история: когда-то эту территорию (общая площадь превышает 20 гектаров) населяли члены Совета министров СССР, а примыкающие земли — верхушка ЦК КПСС.
«Хозяйство на паритетных началах принадлежало Управлению делами Совета министров и Управлению делами ЦК КПСС — служебные дачи получала исключительно элита, — рассказывает старожил этих мест, обслуживавший село Успенское еще в середине 80-х. — Тут, например, жил Петр Ефимович Шелест — бывший член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь компартии Украины». Немногочисленные госдачи (площадь каждой не более 170 кв. метров) до сих пор сохранились в первозданном виде, продолжает мой собеседник, снаружи обшитые тесом брусчатые дома разве что подкрашивают, а вот внутри все оставлено без изменений — традиционный польский гарнитур, немного затхлые ковры, слегка потрепанные портьеры; убранством служит разве что трофейный немецкий фарфор, завезенный в Советский Союз в послевоенный период. «Сразу чувствовалось, что все здесь казенное — у всех все было одинаковое, никто не выделялся. Сейчас так министры не живут».
Сегодня эти сталинские домики пользуются большим спросом, рассказывают в оздоровительном комплексе «Сосны» Управления делами президента, в чьем хозведении как раз и находится дачный поселок Успенское, а также ряд других элитных гетто Одинцовского района. Отсюда и реклама на официальном сайте комплекса: «Первое упоминание о селе Успенское относится к 1328 г. Его владельцами были Б.И. Морозов — дядька царя Алексея Михайловича, а также его брат Глеб Иванович, женившийся впоследствии на Ф.П. Соковниковой, той самой, которая станет впоследствии знаменитой боярыней Морозовой. Все дачи расположены в уникальном по красоте месте среди соснового леса на берегу чистейшего озера. На территории <…> есть все необходимое: магазин, баня, автомойка, детские дошкольные учреждения, частные школы».
На сайте ОК «Сосны» опубликована публичная оферта: стоимость аренды старой брежневской дачи «под ключ» на месяц составляет 120 тысяч рублей и выше, правда, в телефонном разговоре оператор предупреждает, что снять историческую жилплощадь довольно тяжело — спрос на несколько порядков превосходит предложение. Комендант Успенского, в свою очередь, разъясняет: «Государственных дач просто осталось совсем мало — может, треть от общего числа. Остальные две трети участков — в частной собственности». К слову, по сведениям наших источников, оставшаяся треть государственных домов в ближайшем будущем может быть передана некоей частной структуре для дальнейшей реализации.
Откуда что взялось и за сколько
По каким ценам государственная собственность на территории поселка Успенское реализовывалась в 90-е, в период приватизации, доподлинно неизвестно. Но некие выводы можно сделать из инцидента, приключившегося с зампрокурора Московской области Петром Вилковым, получившего огласку после возбуждения уголовного дела по факту незаконного, по мнению следствия, выделения Управлением делами президента в 1997 году 75 га реликтового соснового леса для нужд некоей коммерческой компании. Благодаря скандалу в свободном доступе оказалась и часть документов, среди которых — договор по приобретению прокурором Вилковым дачи № 9 и прилегающих земель.
Вот выдержки из заявления Вилкова на имя тогдашнего главы УДП Павла Бородина: «Прошу Вашего разрешения на продажу дачи № 9 в дачном хозяйстве «Успенское» ОК «Сосны» <…> 1936 г. постройки, площадью 147,7 кв. м, а также бывшей в употреблении мебели и имущества».
Бородин наложил положительную резолюцию на то прошение, после чего администрация продала Вилкову дачу за 317 тысяч рублей, а чуть позже передала и земельный участок площадью 4,2 тысячи кв. метров для индивидуального дачного строительства за 37 тысяч рублей. Знакомый с той ситуацией бизнесмен, снимавший дом для собственных нужд в Успенском поселке, свидетельствует, что аналогичные сделки заключались тогда достаточно часто. «Многие успели купить себе за «приемлемую» сумму дачу и получить земельный участок, а затем — выгодно продать. Сейчас сотка голой земли стоит в Успенском 40 тысяч долларов, а у каждого там по нескольку тысяч квадратов. Тут вообще много чиновников жило. Помнится, одним из первых в период «распродаж» дачу купил бывший директор ФСО Юрий Крапивин, правда, впоследствии ее продал. У Грызлова здесь дача была… Одним из первых, кто получил землю, был и Юрий Чайка. Свой дом он продавать не стал — напротив, развернул грандиозное строительство».
Кстати, земельный участок семьей Чайки был, по данным госорганов, приобретен в 1998 году, тогда Юрий Яковлевич трудился первым заместителем генерального прокурора.
Нажмите на изображение для увеличения История собственности
Масштабы строительства дачи Чайки на участке площадью 4,3 тысячи кв. метров впечатляют: за невысоким каменным ограждением, увешанным камерами наружного наблюдения, кипит работа: с десяток человек отстукивают молотками, не умолкает дрель… У ворот тем временем паркуется автомобиль со спецсигналом — из машины выныривает фигура и быстро скрывается на территории участка. Соседи семьи Чайки и сами не всегда угадывают, кто приехал на сей раз: «У Юрия Яковлевича два сына — видимо, кто-то из них».
Сам участок зарегистрирован на имя супруги Юрия Чайки — Елены. В Генеральной прокуратуре нам пояснили: «Указанный земельный участок приобретен Чайкой Е.Г. в 1997 году (? — Ред.). Сведения о нем в установленном законом порядке опубликованы в числе прочей информации о доходах и имуществе генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я. и членов его семьи на официальном сайте Генеральной прокуратуры России. На данном участке ведется строительство жилого дома, которое в настоящее время не завершено. По этой причине указанный объект недвижимости в собственность не оформлен и декларированию не подлежит».
Между тем официальные документы говорят об ином: первоначальным покупателем дома был Юрий Чайка, который приобрел его у оздоровительного комплекса «Сосны» 19 февраля 1998 года. А вот Елена Чайка получила земельный участок и дачный дом по договору дарения от 5 октября 1999 года, подписанного между Чайкой Ю.Я и Чайкой Е.Г. Зачем Генпрокуратуре понадобилось скрывать факт владения этим домом Юрием Чайкой — быть может, причиной стали некие обстоятельства его приобретения, о которых мы пока не знаем?
Согласно поэтажному плану строительства, дача семьи Чайки — трехэтажный особняк с мансардой жилой площадью не менее 2 тысяч кв. метров. На цокольном этаже расположатся: бильярдная, винный погреб, дегустационный зал, тренажерный зал, холл, три кладовые, а также несколько технических помещений; на первом этаже предполагаются комната отдыха, сауна, бассейн, гостиная, столовая, лифт. Рядом с крыльцом будет находиться веранда, а чуть поодаль — зимний сад.
Стоимость дачи не раскрывается. Но, по мнению эксперта «Новой», проанализировавшего будущую планировку дома, себестоимость строительства может составить несколько десятков миллионов долларов: «Вообще, цена на строительство подобных домов варьируется от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов долларов — все зависит от стройматериалов и внутренней отделки. Трехэтажный коттедж с мансардой площадью свыше 2 тысяч кв. метров обойдется как минимум в 10 миллионов». Андрей Сухотин, «Новая газета», № 53 от 16 мая 2012 г.
|