В распоряжение СМИ.ru попали результаты проверки РАО "Газпром" Счетной палатой. Ниже мы приводим выдержки из текста, который будет рассматриваться на коллегии СП завтра, 26 января.
Результаты комплексной проверки Счетной Палатой ОАО "Газпром" и его структурных подразделений за 1999-2000 годы и организаций расчетов за газ, поставляемый на внутренние и внешние рынки.
В систему ОАО "Газпром" входит 51 общество с ограниченной ответственностью с численностью работающих 298 тысяч человек. На 5 мая 2000 года доля российских юридических лиц в акционерном капитале "Газпрома" составляет 70.99%, российских физических лиц - 18.7%, иностранных акционеров - 10.31%. В государственной собственности находится 35.00% акций и в РФФИ - 337%. В 1999 году доля государственной собственности не изменялась при существенном увеличении (на 5.83%) доли иностранных инвесторов.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, представители которых входят в состав Совета директоров, по-прежнему не несут ответственности перед Правительством РФ за действия назначенных лиц. Участие представителей государства в заседаниях Совета директоров "Газпрома" было формальным, ими не внесено ни одного вопроса в повестки дня для обсуждения, отсутствует их позиция по вопросам, рассмотренным Советом директоров. Представители государства не приняли мер к погашению задолженности "Газпрома" перед бюджетами всех уровней, как того требует постановление Правительства от 22 февраля 1997 года.
"Газпром" располагает сырьевыми ресурсами газа, составляющими 60.1% всех запасов газа РФ (30.4 трлн кубометров). Отсутствие должного контроля за эффективным использованием средств, выделяемых на геологоразведочные работы, и выполнением планов геологоразведочных работ приводит к сокращению добычи и необеспечению отраслей промышленности РФ газом в необходимых объемах. В последние годы в ОАО "Газпром" сложилась тенденция сокращения добычи газа с 569.2 млрд кубометров в 1992 году до 545.6 млрд в 1999. В 2000 году объем добычи газа составил 523.1 млрд кубометров.
"Газпром", используя свое монопольное положение, диктует российским потребителям условия по объемам поставки газа еще на стадии утверждения годовых лимитов. Установление лимитов на газ для российских производителей в 1999-2000 годах осуществлялось "Газпромом" без учета роста промышленного производства.
Услуги по транспортировке газа, предоставленные ООО "Межрегионгаз", оплачены на 99.0% (688.9 млн рублей), а сторонняя организация "Итера" (пользующаяся услугами по прокачке своего газа по трубопроводам системы "Газпрома") оплатила только 81.9% (10392.1 млн рублей, что составляет 93.8% услуг транспорта газа).
Выручка "Газпрома" в большой степени зависит от продажи газа в дальнее зарубежье, которая из года в год растет. Трудности в получении выручки у "Газпрома" возникают при реализации газа в страны СНГ, системе "Межрегионгаз", а также при получении оплаты за транспортировку газа компаниям группы "Итера". На сумму неоплаченной продукции и услуг "Газпром" профинансировал своих покупателей на беспроцентной основе.
В 2000 году оплата отгруженного газа и оказанных услуг снизилась. Основная сумма неплатежей возникла от услуг, оказанных сторонним организациям, однако "Газпром" не принял должных мер по востребованию долга за поставленный газ и оказанные услуги.
Темп прироста собственного капитала предприятий Группы ОАО "Газпром" в 1999 году составил 2.6%, а заемного капитала - 42.2%. Данное соотношение характеризует ослабление финансовой устойчивости.
Наиболее срочные обязательства на начало года в 4.8 раза превышали более ликвидные активы и в 6.3 раза - на конец года, при одновременном росте недостатка платежных средств на покрытие обязательств. Предприятия Группы не способны погасить основную часть наиболее срочных обязательств за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
Коэффициенты платежеспособности свидетельствуют о финансовых затруднениях, испытываемых предприятиями Группы. Так, коэффициент абсолютной ликвидности на начало и конец года имел значение 0.19 (при норме не ниже 0.2), то есть общества Группы не способны погасить свою краткосрочную задолженность.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имел отрицательные значения: -0.14 на 1 января 1999 и -0.21 на 1 января 2000 года (норма - более 0.1), то есть предприятия Группы не имели собственных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Коэффициент восстановления платежеспособности в течение 1999 года уменьшился с 0.87 до 0.66 (норма не менее 1.0), что свидетельствует о невозможности Группы самостоятельно восстановить платежеспособность.
Коэффициент финансирования (соотношение собственных и заемных источников финансирования) в 1999 году уменьшился с 1.75 до 1.34 (при норме более 1), то есть произошел рост зависимости предприятий от привлеченного капитала.
Значительная доля дебиторской задолженности приходится на внутрисистемную задолженность, объем которой на 1 января 1999 составил 42447.0 млн рублей, а на конец первого полугодия 2000 года - 59476.0 млн рублей.
Ряд дебиторов одновременно являются и кредиторами одни и тех же предприятий Группы, то есть погашение взаимных задолженностей своевременно не производится, что искажает структуру состояния дебиторской и кредиторской задолженностей в валюте баланса.
Соглашениями по уплате налогов в федеральный бюджет, заключенными Госналогслужбой России с ОАО "Газпром" на 1998 и 1999 год, и постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 года, ОАО "Газпром", по сути, был предоставлен противоречащий налоговому законодательству специальный налоговый режим, выразившийся в беспроцентном кредитовании государством структуры ОАО "Газпром" в течение двух лет на сумму разницы между размером начисленных и уплаченных налогов и предоставлении отсрочки по уплате этой суммы в федеральный бюджет, повлекший недопоступление в федеральный бюджет в 1999 году 22020.41 млн рублей, а затем и реструктуризацию значительной части этой задолженности. В течение 1999 года налоговые органы не применяли меры принудительного взыскания недоимки по налоговым платежам в федеральный бюджет, начисленные пени и штрафы за несоблюдение платежной дисциплины обществами не вносились в бюджет.
В связи с применением с 2000 года расчетов по системе электронных платежей "Банк-Клиент" администрация ОАО "Газпром" обеспечивает централизованное управление финансовыми потоками своих предприятий и обществ, в частности и уплату налогов в федеральный бюджет, что приводит к росту недоимки по платежам в федеральный бюджет. Так, за 9 месяцев 2000 года недоимка по налоговым платежам в федеральный бюджет увеличилась на 77.6%, составив 30112.9 млн рублей.
Проведенные преобразования дочерних предприятий ОАО "Газпром" в общества с ограниченной ответственностью, изъятие имущества у дочерних предприятий и переход права собственности на все имущество системы ОАО "Газпром" администрации "Газпрома" обусловили то, что в настоящее время налог на имущество исчисляется и перечисляется в бюджет г.Москвы самой администрацией "Газпрома" по месту ее постановки на налоговый учет, тогда как ранее данный налог перечислялся в доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения предприятий. Сумма налога на имущество, перечисляемая администрацией ОАО "Газпром" в доход бюджета г. Москвы в год, составляет около 1.5 млрд рублей.
За счет использования нераспределенной прибыли прошлых лет ОАО "Газпром" в 2000 году произвело расходы в сумме 9273.0 млн рублей. В том числе расходы на финансирование научно-исследовательских разработок составили 1519 млн рублей, на благотворительные цели 2346.3 млн, на отчисления в негосударственные пенсионные фонды, пенсионные пособия и прочие социальные нужды 199.8 млн, выплаты дивидендов 710.0 млн, прочие расходы 3678.4 млн. На участие в комплексных программах правительства Москвы использовано 3465.0 млн рублей (из них на строительство делового центра Москва-Сити 1000.0 млн и Аквадрома 1503.0 млн), что составляет 37.7% использования всей прибыли. По закону г. Москвы данная сумма зачислена в счет уплаты налога на прибыль.
В первом полугодии 2000 года израсходовано прибыли в размере 8945.4 млн рублей, из них на благотворительные цели 3991.3 млн, начислены дивиденды 1657.1 млн, на научно-исследовательские разработки 953.0 млн, отчислено в негосударственные пенсионные фонды, на пенсионные пособия и прочие социальные нужды 29.2 млн, прочие расходы 2314.7 млн. На участие в комплексных программах правительства Москвы направлено 3625.5 млн рублей (в т.ч. на строительство Москва-Сити 3200.0 млн) и на эту сумму произведен зачет по уплате налога на прибыль.
В 1999 году произведено списание дебиторской задолженности на финансовые результаты в сумме 3680.9 млн рублей, в том числе ОАО "Газпромбанк" 2543.5 млн, РФФИ 28.0 млн. ОАО "Газпром" не приняло мер по их взысканию, в суд не обращалось.
ОАО "Газпром", испытывая недостаток оборотных средств, вынуждено брать кредиты и займы все в больших объемах. За полтора года краткосрочные займы выросли в 4.3 раза, составив 69086.0 млн рублей. Долгосрочные обязательства увеличились на 26285 млн рублей до 194895.5 млн рублей.
В 1999-2000 годах ОАО "Газпром" привлекло заемных средств в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте) на общую сумму 126835.0 млн рублей, при этом было выплачено в качестве погашения основного долга и начисленным процентам 143247.4 млн рублей.
Краткосрочные кредиты брались на пополнение оборотных средств, на финансирование хозяйственной деятельности, а также с целью уплаты налогов и акцизов в федеральный бюджет. Цель долгосрочных заимствований - финансирование инвестиционных проектов приобретение оборудования. Практически все долгосрочные кредиты получены от международных консорциумов банков под обеспечение по поставкам газа в Западную Европу.
При росте объемов кредитов и займов финансовые вложения Газпрома выросли в полтора раза на 191.6 млрд рублей и на 1 июля 2000 года составили 213.4 млрд рублей.
Эффективность долгосрочных вложений ОАО "Газпром" незначительна. За 1999 год ОАО "Газпром" получило доходов от долгосрочных вложений в акции (доли участия) в сумме 389.0 млн рублей.
Долгосрочные вложения ОАО "Газпром" в организации, не связанные с основной деятельностью, за проверяемый период возросли в 2.5 раза, достигнув 23193.5 млн рублей.
За 1999 год и первое полугодие 2000 года сумма выданных ОАО "Газпром" займов выросла в 2.3 раза до 24155.3 млн рублей. Займы предоставлялись, в основном, на беспроцентной основе и в ряде случаев обществам, не связанным с деятельностью Группы.
По состоянию на 1 ноября 2000 года задолженность по просроченным договорам займа составила 3997.8 млн рублей, из них 25.2% задолженности - это задолженность сторонних организаций. Вместе с тем ОАО "Газпром" не приняло мер по своевременному возврату этих средств и взысканию образовавшейся неустойки, в том числе и в судебном порядке.
ОАО "Газпром" по четырем договорам займа предоставило на беспроцентной основе ЗАО "Медиа-Мост" денежные средства на финансирование его уставной деятельности (5157.2 млн рублей), получив в обеспечение акции, составляющие 14.2% уставного капитала "Медиа-Моста". "Медиа-Мост" заемные средства к установленным договорами срокам не возвратил. Были заключены соглашения об отступном, в которых ОАО "Газпром" согласно заменить первоначальные обязательства по возврату суммы займов на передачу ему на эту же сумму акций "Медиа-Моста". По соглашениям об отступном ОАО "Газпром" передано 167 штук акций с доле уставного капитала 16.7% ЗАО "Медиа-Мост".
Кроме того, "Газпром" выступил гарантом по двум кредитным договорам "Медиа-Моста" с Credit Swiss Financial Products от 26 февраля 1998 на суммму 160.0 млн долларов США сроком на два года и с Credit Swiss First Boston (Cyprus) Limited от 10 августа 1998 года на сумму 172.0 млн долларов США сроком на три года.
Под обеспечение выданных гарантий РАО "Газпром" заключило с ЗАО "Медиа-Мост" три договора залога под кредит Credit Swiss Financial Products на 650 акций оценочной стоимостью 436.5 млн долларов США и договор залога по кредиту с Credit Swiss First Boston (Cyprus) Limited о залоге обыкновенных акций ЗАО "Медиа-Мост" в количестве 200 штук оценочной стоимостью 350.0 млн долларов США.
Срок исполнения обязательств по договорам гарантии еще не наступил. По информации ОАО "Газпром", от ЗАО "Медиа-Мост" дивиденды не поступали.
Предложения Счетной Палаты:
Рассмотреть на межправительственном уровне и решить вопрос с задолженностью за газ, поставленный ОАО "Газпром" иностранным потребителям.
Рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц Министерства РФ по налогам и сборам, непоследовательные действия которых привели к беспроцентному кредитованию ОАО "Газпром" на значительные суммы за счет средств федерального бюджета и бюджета г.Москвы. Рассмотреть вопрос об усилении роли представителей государства в работе Совета директоров ОАО "Газпром".
Обязать Коллегию представителей государства, входящих в Совет директоров, рассмотреть на заседании вопрос необходимости и целесообразности финансовых отвлечений, произведенных "Газпромом" в 1999-2000 годах, выявленных в ходе проверки Счетной Палатой РФ.
|