«Продай себя на добрые дела
«Причудливые формы приобретает благотворительная работа в России, системы которой в стране по-прежнему нет. Желание сделать волонтерство модным выливается в неоднозначные и даже сомнительные проекты, в которых нравственность и доброта отходят на второй план. А главным становится азартное "выбивание" денег.
Примерно полтора года назад студент Константин из Хабаровска увидел у своего украинского друга в социальной сети статус "Купи меня". Это натолкнуло его на мысль создать то, чего, по его словам, в России еще не было — покупку общения с понравившимся человеком. Новое "блюдо" под "благородным" соусом благотворительности (все собранные деньги — в детдома) пришлось по вкусу: группа "Покупка прогулки" быстро разрослась. Желающие размещали в сети фото и краткий рассказ о себе, а в комментариях отписывались те, кто хотел "купить" лот по своей цене. Тот, кто к моменту дедлайна называл наибольшую сумму, побеждал и, перечислив деньги, получал возможность прогуляться с объектом симпатии. Таким образом, уже за первый "аукцион" в Хабаровске удалось собрать 150 тыс. рублей.
После переезда в Петербург студентом СПбГАСУ Константин запустил аналогичный проект здесь. За неполных три месяца в его группе "ВКонтакте" собралось более четырех тысяч человек. Впрочем, многие из так называемых участников проекта, который сначала напоминает банальную, только чуть осовремененную службу знакомств, активны лишь "мифически": друзья позвали вступить в группу — согласились, "но руки разобраться в сути проекта так и не дошли". Тем, кто всерьез покупает и продает "лоты", от 18 до 24 лет, есть и моложе, нижняя планка для участников — 16 лет.
По словам организаторов, у проекта две задачи — сбор средств нуждающимся и увеличение социальной активности молодежи: "Как бы это ни звучало, но мы хотим сделать волонтерство модным, чтобы молодые люди были неравнодушными и сами хотели помогать". Однако понятно, что многие молодые люди, не понимая сути благотворительности, воспринимают проект как возможность познакомиться и получить новое общение.
"Как нас только не называли — и проститутки, и сутенеры. Есть ребята, которые говорят: ваши идеи не укладываются в мои моральные ценности. Но ведь никто не заставляет участвовать. А вообще у нас большими буквами на странице написано, что "это благотворительный проект, а не развлечение". Мы придерживаемся правила: встречи — не интимнее рукопожатия", — парирует Константин.
Кстати, такой фразы в самих правилах в группе нет. Есть другие. "Размещая фото, вы берете на себя ответственность пойти на прогулку с любым покупателем, независимо от того, попадает ли он/она в круг ваших предпочтений или нет". "Продолжительность прогулки определяется добровольно, но не меньше 30 минут". "Во избежание недоразумений уточняем: под прогулкой не подразумевается выполнение пожеланий победителя аукциона, половой акт или другой физический контакт".
Семейный психолог Екатерина Мурашева объясняет мотивы, движущие участниками проекта, просто. "Причина участия в таком деле — получить новый опыт. Молодые люди это любят. Да и старушки бы не отказались, только вряд ли их кто-нибудь купит… Сейчас время, когда все продается и покупается, и это оправдывается обществом", — говорит эксперт.
Сексолог Лев Щеглов считает, что молодежь поддерживает такой сомнительный проект по двум причинам. Первая — общепсихологическая и вневременная — потребность человека в общении. "Независимо от времени, профессии и стиля жизни человек в той или иной мере чувствует себя одиноким. И у людей, которые томятся психологическими комплексами, вещи, связанные с общением, всегда будут находить отклик, — объясняет эксперт. — Вторая причина — более индивидуальная. Она варьируется от банального удовлетворения гламурного интереса до мошенничества и, в том числе, сексуальных мотивов. Одним словом, это не всегда высоко нравственные порывы. Это продажа себя. Пусть на час, но ничего удивительного, — некоторые ведь торгуют своим телом".
На сегодняшний день таким вот способом собрано 240 тыс. рублей: "лоты", как следует из анализа странички в соцсети, продавались от 100 до 20 тыс. рублей. При этом "Покупка прогулки" юридически никак не зарегистрирована, поэтому финансовая отчетность фактически остается на совести ее организаторов. Сам "автор идеи" и его приспешники, по их же уверениям, с данного проекта ни копейки не получают — они якобы работают на безвозмездной основе.
Автор говорит, что куда пошли деньги, можно узнать из отчетности в группе (там есть сводная таблица, копии чеков и прочее). По словам Константина, народ сам голосует, кому помогать. Из уже осуществленного — покупка тренажера манупед для Приозерского детского дома, мебели и вещей для социального приюта "Маша", оплата комплексного лечения зубов воспитанникам Толмачевского детского дома, а также помощь препаратами годовалому Николасу из дома ребенка с редким заболеванием — "кожей бабочки", при прикосновении к которой у малыша возникают язвы.
Кстати, и.о. директора Приозерского детского дома-интерната Ольга Фалева подтвердила "Росбалту", что манупед, необходимый для комплексной реабилитации, был получен две недели назад. Сейчас он стоит в тренажерном зале интерната. Однако директор затруднилась ответить, каким образом и кто собирал средства. "Тренажер нам привез знакомый петербургский артист, это он нашел спонсоров — кто оплатил манупед, мы не знаем", — сказала Фалева.
Комиссионных за услуги по знакомству "лотов" и "покупателей", как подчеркивает Константин, они не берут. Однако в Интернете уже появились коммерческие клоны, которые, скопировав проект, требуют с участников оплату комиссии в размере 5%.
Эксперты убеждены: с комиссией или без, в любом случае, это бизнес. На заявление о том, что этот проект — все-таки благотворительность, они смотрят скептически.
"Декларируется, что деньги пойдут как бы на благородную цель, — рассуждает Екатерина Мурашева. — Но люди, соглашающиеся на такую благотворительность, относятся к ней также, как к покупке йогурта, на котором стоит реклама, что, приобретая его, ты помогаешь детям. В этом случае ты просто приносишь прибыль йогуртовой компании..."
"В России, к сожалению, отследить благотворительные потоки почти невозможно, — добавляет Лев Щеглов. — За рубежом это давно делается четко. Там не может быть такого скандала, как произошел у нас с фондом "Федерация" (О скандалах вокруг фонда “Федерация» Агентство федеральных расследований FLB писало в публикациях «Фонд-призрак», «Руководство фонда "Федерация" рассказало про "пропавшие деньги" для больных детей» и «Кто расплатился за фонд «Федерация»?»), в делах которого приняли участие широко известные люди. В США давно существует практика обеда с губернатором, президентом. Но люди платят за это в прозрачные фонды, и средства сразу же идут на благотворительность".
Но во сколько оценить обед — или в данном случае прогулку — с собой любимым? "Сколько стоит твое свободное время?" — висит вопрос на аватарке группы. Начальная ставка по проекту — 100 рублей. "Неужто я так дешево стою?" — возмущаются те, кто не получил больше. Разве это волонтерство?
Психологи считают, что "распродажа" себя и своего времени не является новшеством. "30 лет назад это делали за льготы, привилегии, близость к партийной кормушке, — замечает Екатерина Мурашева. — А 100-150 лет назад продавали не прогулки, но человека целиком. За две — три коровы можно было купить крестьянскую девушку не на час, на всю жизнь. И при этом даже не видели свою избранницу, зато узнавали: не кривая ли, не косая, а что умеет?.. Это были обычаи, традиции".
При разговоре о традициях в памяти всплывает любимый многими фильм: как возмущалась "Кавказская пленница", когда дядя продал ее за двадцать баранов и финский холодильник "Розенлев"! Есть вещи, которые невозможно купить. И среди них — доброта, которая лежит в основе настоящего волонтерства...
Народная артистка России Чулпан Хаматова (О последнем скандале вокруг Чулпан Хаматовой Агентство федеральных расследований FLB сообщало в публикации «Они сглотнули все»), известная своей многолетней благотворительной работой, на встрече с петербургскими школьниками в прошлом году сказала, что волонтерство и заработок просто несовместимы. По словам актрисы, в 2006 году основавшей фонд помощи тяжелобольным детям "Подари жизнь", главная проблема в том, что благотворительное движение в России находится в зачаточном состоянии. "Работая с фондом, я поняла, что в нашей стране много добрых и отзывчивых людей. Но нет системы помощи. Никто не знает, как это сделать и нет гарантий, что эта помощь дойдет до нуждающихся. На Западе — иначе. Там волонтерство давно поставлено на "рельсы", это норма жизни, а благотворительным фондам десятки и сотни лет. Из-за российского законодательства те механизмы помощи людям, которые работают в Европе, у нас не действуют. Поэтому активистам приходится развиваться методом проб и ошибок, "изобретать велосипед", — заявила она.
Возможно, как раз таким кривым "велосипедом" получился благотворительный аукцион, который, несмотря на все усилия "крутящих педали", все равно заносит "налево". Это креативный, но довольно странный подход к благотворительности, считает Мария Славянская, административный директор петербургского фонда "АдВита", с которым сотрудничает Чулпан Хаматова.
"Не думаю, что цель — популяризация волонтерства — таким способом будет достигнута. При этом, безусловно, средства удастся собрать. Хотя не совсем понятно, как они будут потрачены, — говорит Славянская. — Никого не хочу подозревать, но мошенничество — вообще глобальная проблема соцсетей. Никто не может гарантировать людям, что включившись в такую "благотворительную" игру, они действительно помогут детям. В силу того, что группа в соцсети не юридическая организация, требовать отчетности сложно. Юридических механизмов воздействия нет, невозможно отследить и привлечь к ответственности, максимум, что можно сделать, — закрыть страничку. Были случаи, когда в соцсетях мы находили фотографии скончавшихся детей, которым помогал фонд, а мошенники собирали деньги на их выздоровление. Поэтому мы призываем всех жертвователей быть внимательными и не поддаваться на любые, даже "азартные", провокации"». Любовь Костерина, «Росбалт»
|