Перестрелка в бурятском поселке Жемчуг: Депутат, отмазывая сына-убийцу, выдумал вооруженный налет на курорт
«На дворе XXI век. На избирательных участках в России устанавливают видеокамеры. В поездах запускается Интернет. А по деревням и весям, как и 90 лет назад, лютуют банды налетчиков, сея панику и смятение среди населения. Читаем газеты и блогеров от 2012 года.
«Вооруженная банда приехала в село Жемчуг Тункинского района Бурятии. Сначала преступники избили одного из попавшихся им на пути мужчин. Однако поняв, что такими методами сложно привлечь к себе массовое внимание, бандиты открыли огонь по людям на поражение... Перепуганные жители забаррикадировались в домах... старожилы провели собрание и обратились за помощью к полиции, но безрезультатно. Депутат совета села Жемчуг Андреан Батлаев рассказал, как вооруженные головорезы в упор расстреливали людей: «Они ворвались к нам в село и стали деньги вымогать у наших мужиков, а потом открыли огонь».
«Единственным мотивом внезапного нападения Андреан Батлаев называет желание бандитов собирать с местных жителей дань. Не согласные с подобным режимом люди вышли на защиту своего села с охотничьими ружьями. В перестрелке они убили одного из налетчиков - Булата Бажарова…»
Казалось бы, бред какой-то?.. Но после недавнего бандитского нападения на деревню Сагра, где местные мужики также, отстреливаясь от налетчиков, укокошили одного из бандитов, поверишь и не в такое.
НА НОЧЛЕГ - К ДЕПУТАТУ
Мы прибыли на попутке в Жемчуг уже поздним вечером. Ни одного фонаря, ни одного прохожего и собачий холод за 30 градусов. Постучались в ближайший дом спросить о ночлеге. Вышел в доску пьяный бурят в исподнем, долго-долго соображал, наконец указал гостиницу. Гостиница чуть ли не под завязку забита представителями различной прессы, съехавшимися сюда по случаю громкого преступления. Директор гостиницы поселковый депутат Андреан Батлаев рад очередным гостям и уже в который раз рассказывает о нападении улан-удэнских бандитов на их поселок, проводя параллель с Сагрой.
ПРИЕЗЖАЮЩИХ НА ВОДЫ ГРАБЯТ МЕСТНЫЕ УРОДЫ
Поселок Жемчуг находится в удивительно живописном месте - в предгорьях Восточных Саян, в 230 километрах юго-западнее Иркутска. Это одно из самых курортных мест Прибайкалья. Горячие минеральные источники - как панацея от всякой хвори - притягивают немощных и туристов со всей Сибири и Дальнего Востока. В то же время место небезопасное в силу дикости здешнего населения. Как поведали нам курортники из Иркутска, в Жемчуг следует ездить в составе крепкой мужской компании, стараясь не отрываться от коллектива. Местная молодежь имеет привычку по пьяному делу обирать приезжих. Могут вежливо подойти к одиноко сидящей на речном берегу парочке и попросить заплатить за экологию. Хорошо, когда туристы понятливые и сговорчивые. А нервных, бывает, и побивают крепко.
Тем не менее, приезжают сюда на воды, по утверждению мэра поселка Дианы Ангаевой, аж до 300 тысяч людей за лето. Оттого местное население - а это, помимо Жемчуга, еще ряд поселков - зарабатывает нехило на торговле и сдаче комнат. А там, где бизнес, там, следовательно, поборы со стороны ОПГ. Это - скажем для зарубежных читателей - организованная преступная группировка, которой мелкие (и не только) бизнесмены приносят с поклоном дань. Подобная практика особо распространена по диким степям Забайкалья и предгорьям Саян. Лидеры ОПГ за это берут на себя полицейские и судейские обязанности - защищают предпринимателей от насилия чужаков, решают спорные финансовые и прочие вопросы.
Уже известный нам депутат Батлаев называет главарем ОПГ некоего Садыка из Улан-Удэ, которому, по словам депутата, все и платят. Все, кроме самого Батлаева и его земляков из Жемчуга. Хотя у депутата здесь тоже серьезный гостиничный и прочий бизнес.
Поверим, что депутат не платит, поскольку он сам отсидел 9 лет по статье за убийство. По-видимому, имеет уважение в определенных кругах и право на независимость. Сам Батлаев про свой срок рассказывает так: «Мол, ввязался я тогда в пьяную драку. Там кто-то выстрелил в человека. А после меня попросили взять на себя убийство, поскольку был я несовершеннолетним. Обещали условное наказание, но обманули…»
Батлаеву трудно поверить на слово. Например, на вопрос, как случилось, что его сына Александра недавно привлекали к суду за разбой, депутат сегодня рассказывает одну версию. «Они тогда с друзьями шли по Улан-Удэ, их менты остановили, и Саше подкинули наркоту в карман. А ведь он даже не курит. Ох я тогда набегался, кое-как уладили это дело!»
А на другой день поясняет по-иному: его Сашка с другом чего-то не поделили тогда, подрались серьезно. Потом помирились, и дело против Сашки закрыли.
По мнению следственных органов, депутат выдумал и криминального пахана Садыка, которого просто в природе нет. Да и со всякими ОПГ в Бурятии давно покончено. А выдумал он Садыка затем, чтобы оправдать перестрелку в Жемчуге. Дескать, у нас повторилось то же, что было в Сагре: приехала банда вымогателей, напала на мирных жителей, а мы отстреливались, защищая родной поселок.
ВСЕ ВРУТ, НО ПРАВДА ГДЕ-ТО ПОСЕРЕДИНЕ
Что же было на самом деле, можем только предполагать, отметая лукавство со всех сторон. Насколько нам удалось выяснить, среднеарифметическая картина выглядит по-иному. Да и началась эта история еще в августе прошлого года в райцентре Кырен (20 км от Жемчуга). Там подрались между собой два недоросля из числа «блюстителей экологии». Один из недорослей, неработающий Шубин, - сын владельцев магазина. Другой, неработающий Лапсонов, - из пролетариев, имеет крепкие связи с улан-удэнской шпаной. После стычки пролетарий Лапсонов предъявил сыну торговцев счет за моральный ущерб - 250 тысяч рублей. Шубин тянул с оплатой. И тогда, чтобы выбить деньги, четверо дружков пролетария Лапсонова через полгода приехали из Улан-Удэ в Жемчуг. Оружие было при них якобы лишь травматическое. К этой банде примкнули местные - еще человек 15. Однако и Шубин призвал на свою сторону десяток борцов-спортсменов. По-видимому, у кого-то из дружков Шубина был огнестрел. Пальба, рассказывают, была шумная. В результате убит один из улан-удэнских и много раненых с обеих сторон.
Пока полиция разевала варежку, главные фигуранты Лапсонов и Шубин куда-то далече скрылись. Мама Шубина на вопрос, кому она сколько платит, клянется, что никто с них денег не вымогает: ни бандиты, ни депутаты, ни даже полиция. А что там между пацанами произошло, про то ей толком неведомо… Верим. Но если следовать логике, то Садык с его ОПГ наверняка существуют вопреки отрицанию силовиков. Ибо так просто обиженный безработный пацан не решился бы вымогать четверть миллиона рублей у своего обидчика, за которого могут вступиться неслабые борцы.
Про поборы с предпринимателей со стороны бандитов говорит не только депутат, но и глава поселка Диана Ангаева. Но у начальников силовых структур в беседах с корреспондентами серьезнейший аргумент за то, что в Бурятии нет вымогательства: «Если с предпринимателей какие-то бандиты требуют деньги, то почему эти предприниматели не придут в полицию, не напишут нам заявления?!»
Думаем, полицейские и сами понимают абсурдность своих высказываний. Какой хозяин магазина осмелится заявить полицейским или даже нам, журналистам, что вот такие-то бандюки его обирают? Чтобы завтра его магазин сожгли или еще что похуже? Поэтому, когда большой полицейский чин требует на сельском сходе в Жемчуге показать ему обираемых, таковых, разумеется, нет.
Разборки в поселке Жемчуг усилиями депутата поспешили сравнить с Сагрой. Надо сказать, депутат поступил разумно, организовав массовые народные возмущения с вызовом в Жемчуг республиканских генералов-силовиков. Сам взбудоражил прессу: «У нас тут вторая Сагра случилась!» Дело в том, что ,b>нынешнее убийство приезжего ставят в вину депутатскому сыну Александру. Сейчас Александр в следственном изоляторе, где, по словам отца, его нещадно дубасят, выбивая признания, заставляют себя оговаривать.
Но если бы дело повернуть как в случае с той Сагрой, то Александра следовало бы признать защитником малой родины. Однако не вяжется. На Сагру напала большая банда со стороны местного наркобарыги, которому поделом прищемили хвост. Напала подло - большим количеством среди ночи. И пяток мужиков выступили справедливо супротив тридцати налетчиков. В Жемчуг тоже приехали бандюки, приехали грабить местного. Но исходя из большого перевеса сил в пользу здешнего ополчения и возможностей сообщить в полицию убийство - пусть и бандита - в данном случае неоправданно. К тому же бандита убили в спину - убегающего.
А ПРО ИЗНАСИЛОВАННУЮ И УБИТУЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ В ЖЕМЧУГЕ СКОРО ЗАБЫЛИ
По словам главы поселковой администрации Дианы Ангаевой, ничего более страшного, чем эта бойня, в истории поселка Жемчуг никогда не случалось.
- У меня волосы на голове дыбом встали, когда я услышала, что произошло, - рассказывает Диана Александровна. - Мы все испугались и теперь не знаем, как дальше жить. Ведь в любое время сюда могут приехать люди с оружием и расстрелять нас всех!.. Честно признаться, конечно, поборы у нас тут есть. Но в такой мере мы столкнулись с ними впервые. Говорят, раньше наши ребята не поддавались бандитам, вот те и приехали дань собирать.
Госпожа Ангаева очень трогательна в своих опасениях. Она искренне переживает за себя и жителей деревни. Но почему-то она наотрез отказывается принять эту историю как криминал, за который должны понести ответственность участники и с той и с другой стороны. Вдобавок к этому Диана Александровна винит во всем полицию, которая плохо, по ее мнению, разбирается с этим делом.
Глава поселка очень уважает депутата Батлаева. По ее словам, он не дал деревне спиться, запретив продажу самогона из-под полы, обеспечил людей работой и теперь пытается развивать туризм.
О том, что у Андреана Александровича темное прошлое с отсидкой за убийство, Ангаева говорит так: «Ну, с кем не бывало? Подумаешь, отсидел человек, но исправился же. Отец четверых детей. Общественник, депутат».
А о том, что племянник депутата Батлаева два года назад изнасиловал и задушил школьную учительницу, Ангаева вообще рассуждать не хочет, уличая нас в поисках жареных фактов.
Но для ясности надо поведать и эту историю. В зимний вечер 18-летний безработный недоросль по пьяному делу (а здесь весь криминал от пьянства и безделья) случайно встретил на улице пятидесятилетнюю учительницу, у которой сам же учился. Утром ее, задушенную, нашли в сугробе. Правда, в беседе с нами следователь отрицал факт изнасилования (у преступника-де не вышло с этим, перепил), но за убийство тому племяннику присудили 15 лет. А ведь подобных убийств - мы про учительницу - по стране не счесть, и практически каждый день. И это в эпоху, когда в поездах устанавливают Интернет, а на избирательных участках - видео.
ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД
Только труд превратит молодежь в человеков
Не секрет, что молодежная преступность в стране за годы демократии возросла в разы.
Все понимают, что главная причина тому - молодежное тунеядство, фальшиво называемое безработицей. От безделья и вал криминала, ибо почти что все тунеядствующие, но не обиженные здоровьем занимаются преступлениями.
На самом деле никакой безработицы в стране давно нет, и миллионы гастарбайтеров трудятся там, где должны бы трудиться доморощенные лоботрясы. Учитывая, что всякий «безработный» молодой человек по существу потенциальный преступник, полагаем, было бы весьма разумно привлекать таких «безработных» даже к насильственному труду - и для их же блага. Конечно же, здесь должна быть продуманная система. На первых порах «безработному» следовало бы предложить некий выбор простых профессий на биржах труда. А ежели человек окажется злостным уклонистом, то, по решению суда, и в трудовой лагерь.
И это было бы очень демократично по отношению к добропорядочному электорату, не желающему терпеть насилие со стороны молодых бездельников.
На программу по борьбе с тунеядством государство могло бы и денег выделить. Это обошлось бы куда дешевле, чем тратиться на борьбу со всякой преступностью от тунеядства». «Комсомольская правда»
|