Выборы – время урожайное. Причем, не только для электоральных менеджеров, политконсультантов и рекламщиков, но и для разведок всех флагов и мастей. Сегодня стандарты демократических выборов, придуманные сотрудниками западных спецслужб, открывают для шпионской деятельности самые широкие возможности. Где ж еще найти такой лакомый легальный повод отправить по желанным уголкам чужой территории своих агентов, да еще официально наделенных полномочиями наблюдать? Только на выборах и только в статусе международных наблюдателей!
Можно, конечно, присмотреть и другую «крышу», но ничто иное не дает таких широких и, главное, массовых возможностей собирать информацию под прикрытием благородной миссии защиты демократии. А если что и не так, то всегда можно заявить об ущемлении прав «независимых контролеров» и пригрозить негативной оценкой выборов.
А, между прочим, во времена Советского Союза ни ЦРУ, ни МИ-5 даже и мечтать не могли о таких возможностях и тратили миллионы долларов или фунтов стерлингов на подготовку хотя бы одного агента для такого детального изучения обстановки на местах. А ныне - прямо-таки райские условия. И эффективно, и вполне безопасно.
На выборах в России в этом электоральном сезоне и вовсе можно неплохо заработать – в декабре к Рождеству, а в марте к Пасхе. Информация о нашей стране пользуется огромным спросом, а массовость международных наблюдателей на этих выборах в Госдуму не создает никаких особых проблем с попаданием в число «независимых контролеров».
Более 40 наблюдателей из Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ уже прибыли в Россию для наблюдения за парламентскими выборами. Что влечет их в Россию? Хочется думать, что едут они для укрепления демократии и доверия к электоральным процедурам, но проникающие в СМИ истории со шпионской окраской заставляют думать иначе. Приехав, почти сразу же они начали самый настоящий электоральный чёс по просторам нашей Родины – знакомится с ситуацией на местах. Кто из них кто на самом деле – гадать не будем, все равно вряд ли узнаем. Но вот задуматься над достоверными фактами стоит.
В Башкирии два наблюдателя из миссии БДИПЧ ОБСЕ пытались проникнуть в город со статусом закрытой территории, куда абсолютно всем – как россиянам, так и иностранцам – требуется специальное разрешение. Свое рвение блюстители чистоты выборов объяснили незнанием особых правил въезда в Межгорье и на голубом глазу уверяли, что хотели просто посетить местную избирательную комиссию. Наивными иностранцами оказались аккредитованные Центризбиркомом представители миссии БДИПЧ ОБСЕ Джозеф Ллойд Уоррел и Довиле Стоскевичуте. Столь пикантный случай они вообще никак не прокомментировали. Будто и не было этого «курьеза» …
Что интересного с точки зрения предстоящих выборов жаждали узреть иностранные миссионеры в Межгорском теризбиркоме, понять сложно, зато в геополитическом контексте никаких вопросов не возникает. Если верить Интернету, то в Межгорске находится некий подземный объект. Закрытый городок имеет несколько маскировочных наименований, в том числе «Куз-Елга», «Кузъелга», «Уфа-105», «Солнечный», «Белорецк-16», что уже само по себе говорит о многом.
Не менее туманные эпизоды имели место и в Удмуртии. Правда, там обошлось без составления официальных протоколов. Коллеги фигурантов «межгорской истории» Сергей Чаманян и Сандра Гейл вместе с переводчицей Екатериной занялись доскональной проработкой национального вопроса в республике. Они посетили «Национальный центр закамских удмуртов» и Общество украинской культуры «Громада», где встретились с представителями диаспор.
Вместо диалога об электоральной демократии посланцы БДИПЧ проводили нечто наподобие фокусированных интервью, в нотках которых прослеживался пристальный интерес к любым намекам на межнациональные трения. Так закамских удмуртов всячески наводили на мысль, что печать избирательного бюллетеня только на одном языке – русском – является грубейшим ущемлением их национальных прав. Причем, то, что написание наименования политических партий на русском и удмуртском языках не так уж сильно отличается, их нисколько не заинтересовало.
Проживающих в Удмуртии украинцев зарубежные гости и вовсе шокировали. Радушно пригласив международных наблюдателей на десятилетие своей организации, они получили на юбилей аналог следственной бригады, упорно выясняющей, не ущемляются ли права других национальностей и как представлены ли представители украинской диаспоры в списках кандидатов.
На фоне таких историй уже никого не удивляют активно проводимые встречи с представителями организаций, отрабатывающих западные гранты по сбору информации о выборах. Например, в Воронеже группа международных наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ фактически вступила в открытый альянс с ассоциацией «Голос», действующей на средства западных спонсоров.
И это только пара примеров. А ведь на этих федеральных выборах в Россию приезжает более шести сотен наблюдателей. Они будут ездить по всем регионам. И многие из них будут собирать подробную информацию не только и не столько о выборах, сколько о внутреннем положении, межнациональных отношениях, работе оборонных предприятий, дислокаций воинских частей, настроениях в обществе. Для чего и для кого?
|