«Конфликт внутри православной общины Северной Осетии, вспыхнувший на прошлой неделе, был спешно урегулирован из Москвы. В Московской Патриархии предпочли отменить вызвавшее протесты верующих решение владикавказского архиерея о переводе в Дагестан настоятеля Успенского мужского монастыря архимандрита Антония (Данилова), - сообщает «Независимая газета».
Ранее газета писала «события, разворачивающиеся в Республике Северная Осетия – Алания на протяжении последних дней, непривычны для современной России – по сути, это массовый «внутрицерковный» бунт против главы епархии, уже поддержанный и местным светским руководством. Глава Северной Осетии Теймураз Мамсуров заявил, что он лично оскорблен решением владикавказского архиерея и что на повестке дня – полное прекращение сотрудничества с местной епархией РПЦ.
В центре Владикавказа неожиданно собрался весьма массовый по местным меркам несанкционированный митинг – около полутора тысяч человек окружили кафедральный Георгиевский собор, где в это время находился архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима (Остапенко). Разгоряченные собравшиеся требовали от своего архиерея отмены решения о переводе настоятеля Аланского Успенского мужского монастыря в селении Фиагдон архимандрита Антония (Данилова) на новое место служения в Дагестан. По данным местного информагентства «15-й регион», архиепископу кричали «Иуда!» и «Убирайся в Калмыкию!» (откуда архиерей переведен в республику в марте с.г.), его автомобиль пинали ногами, избили сопровождавшего архиепископа епархиального секретаря протоиерея Василия Шауэрмана. Находившийся на месте событий священник Александр Пикалев описал их в своем блоге в Живом Журнале:
«То, что я увидел, меня потрясло – матерящаяся толпа, выкрики, угрозы, пытались выломать дверь в гимназии, где находился архиерей», – пишет священник. Собрания протестующих у Георгиевского собора продолжились и на следующий день, хотя не отличались такой многочисленностью и агрессией».
С 15 ноября сотни верующих держат в живом кольце и сам Аланский монастырь. Объясняя местным СМИ свои действия, они говорят, что «не позволят лишить Осетию их духовного наставника» и «это их епархия, а не архиепископа Зосимы». Сам архимандрит Антоний в начале событий, как сообщает «15-й регион», уговаривал верующих «не проводить митинги и пикеты в его защиту», так как «он подчиняется решению своего архиепископа» и поедет в Дагестан. Однако вчера он уже изменил свое мнение и заявил собравшимся у монастыря, что «не может предать их любовь и останется, даже если его лишат сана».
Примечательно, что агрессивные действия части местных верующих получили де-факто одобрение со стороны местной светской власти – 15 ноября, как сообщает «15-й регион», руководитель пресс-службы главы Северной Осетии Ксения Гокоева озвучила митинговавшим у резиденции архиепископа Зосимы слова своего шефа о том, что, если архиерей не отменит свое решение, власть «может прекратить всякое сотрудничество с епархией». 16 ноября Мамсуров отказался принять пришедшего к нему на встречу для попытки урегулирования ситуации архиепископа Зосиму. Пресс-служба главы республики сообщила Интерфаксу, что он, «как и все жители республики, обращающиеся к нему за помощью и защитой в эти дни, считает это оскорблением». «Нам ясно дали понять, что советоваться с нами, прислушиваться к мнению людей никто не хочет и не будет. О чем нам теперь говорить», – замечает Мамсуров. Вчера «15-й регион» со ссылкой на одного из участников протестов во Владикавказе Яна Дзгоева сообщил, что поддержку им якобы выразил и президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. По словам Дзгоева, «сегодня Кокойты поехал в Москву и будет поднимать этот вопрос на самых высоких уровнях».
Надо отметить, что это уже не первый случай на Кавказе, когда часть монахов и верующих восстает против священноначалия, апеллируя к своей национальной самобытности как к поводу для неповиновения решениям своего архиерея. Так, в мае на массовом собрании верующих (тем не менее являющемся по православным канонам неканоничным для такого рода решения) в абхазском монастыре святого апостола Симона Кананита в городе Анакопия – Новый Афон была учреждена «Священная митрополия Абхазии», отказавшаяся от подчинения местному архиерею и избравшая своего духовного главу. Этот пример неповиновения (события в Северной Осетии уже называют своего рода церковной оранжевой революцией) мог показаться привлекательным и для не столь уж далекой для Абхазии Северной Осетии. Однако пока что взбунтовавшиеся против своего архиерея верующие Алании апеллируют как к конечной инстанции к Предстоятелю РПЦ Патриарху Кириллу, под обращением к которому об отставке архиепископа Зосимы уже собрано 3 тысяч».
«18 ноября ситуация в Северной Осетии обсуждалась в Москве в Управлении делами Московской Патриархии. Глава этого церковного ведомства митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков) принял у себя обе стороны конфликта – и архиепископа Зосиму, и архимандрита Антония, - продолжает «Независимая газета». - Как было отмечено в краткой публикации по итогам встречи на официальных сайтах Владикавказской епархии, «собеседники пришли к заключению, что первоочередной задачей в настоящее время является скорейшая нормализация обстановки в епархии и восстановление церковного мира».
Интересный момент – на официальных сайтах Московского Патриархата информация о самом факте данной встречи до сих пор отсутствует, равно как и о принятых на ней решениях с целью «восстановления церковного мира». Судя по всему, это вызвано тем, что эти решения оказались не слишком приятными для церковного священноначалия, вынужденного согласиться с требованиями со стороны бунтующих церковных низов Северной Осетии. 18 ноября пресс-служба главы Республики Северная Осетия – Алания сообщила, что «в Северную Осетию из Москвы возвращается отец Антоний, оставленный по решению Патриархата служить в Свято-Успенском Аланском мужском монастыре».
Примечательно, что вскоре после того, как это сообщение было опубликовано в СМИ, архиепископ Зосима выразил недовольство тем, что «журналисты спешат разнести слухи о том, что требования протестующих удовлетворены Московской Патриархией, об отмене Патриархом решения архиепископа Зосимы и т.д.». Однако прибывший 19 ноября в аэропорт Владикавказа и встреченный там сотнями своих приверженцев архимандрит Антоний сообщил СМИ, что «выражает благодарность Патриарху Кириллу, который принял правильное и мудрое решение о том, что его дальнейшее служение будет проходить здесь, в Северной Осетии».
Конфликт в Северной Осетии сильно напоминает события вокруг ставшего широко известным Боголюбовского монастыря во Владимирской области, чьим духовным наставником начиная с 1997 года являлся архимандрит Петр (Кучер). Вокруг и Боголюбовского, и Успенского Аланского монастырей сформировалась за последние годы многотысячная и достаточно активная, и даже агрессивная аудитория приверженцев, готовая отстаивать своего духовного вождя даже от решений священноначалия. Попытка удалить архимандрита Петра из монастыря в 2004 году вызвала тысячное шествие его приверженцев по центру Владимира к резиденции архиерея, которую боголюбовцы едва не сожгли, что разительно напоминает недавние выступления во Владикавказе. Стоит добавить, что, как и в ситуации с архимандритом Петром, удаленным в 1997 году из Воронежской епархии в связи с созданной им там «нездоровой обстановкой», архимандрит Антоний также имеет опыт похожих конфликтов с епархиальным руководством.
В 1998 году ныне покойный митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон (Докукин) освободил его от руководства Северо-Осетинским благочинием (превращенным в 2011 году в епархию), по официальной формулировке – из-за «большого соблазна, раздора и разделения, посеянных его гнусным поведением». В данной связи стоит отметить, что, по сообщениям СМИ, созданная 15 ноября для руководства протестами против решения архиепископа Зосимы «инициативная группа верующих» требует его смещения с должности главы Владикавказской епархии в Северной Осетии, на которой они хотят видеть самого архимандрита Антония.
Однако у конфликта в Северной Осетии отчетливо заметен и еще один оттенок – межнациональный. Среди обвинений, звучавших в адрес архиепископа Зосимы, на одном из первых мест фигурировали те, что он «чужой» и должен «убраться вон» из Северной Осетии. Подобные заявления звучали 15 ноября во время осады архиепископа в Георгиевском соборе, звучали они в сообщениях местного информационного агентства «15-й регион».
В частности, на его шапку в ленте новостей вокруг конфликта была вынесена запись из блога журналиста Мадины Сагеевой: «Это наши священники, это наши монастыри... Как может один человек, чужак, рушить то, что создавалось здесь годами? Как смеет?»
В комментариях в блоге служащего в Северной Осетии священника Александра Пикалева, высказавшегося в поддержку епископа, пользователи писали ему: «Такие как ты, не вникающие в ментальность нашего осетинского народа, должны покинуть нашу республику... Мы сильная нация и дадим отпор, в данном случае отпор своей сплоченностью и духовностью! А вам – Зосиме, Шауэрману, Мише, Пете и другим – желаю всего хорошего и доброго, – в Дагестане, Калмыкии и других местах нашей необъятной родины, но только не здесь!» Церковный конфликт в данном случае мог оказаться лишь поводом для выражения местного национализма.
Можно вспомнить, что нападки на «приезжих» в Северной Осетии в последнее время случались и в других сферах общественной жизни. Так, 23 октября во Владикавказе местными болельщиками прямо на поле стадиона во время матча были избиты футболисты юношеской (1995 года рождения) команды «Ростова», выигравшие у местной «Юности», чьи игроки также приняли участие в побоище», - напоминает «Независимая газета».
|