Как было заявлено в азербайджанских СМИ «руководство Twitter выразило готовность перевода сервиса на азербайджанский язык». При этом отмечалось, что работы в этом направлении предусматривается завершить уже в ближайшие несколько месяцев, а появление азербайджанской версии Twitter существенно увеличит его популярность в республике.
Стоит отметить, что сегодня сервис Twitter официально поддерживает 12 языков: индонезийский, немецкий, английский, испанский, французский, итальянский, нидерландский, португальский, турецкий, русский, японский и корейский. На этих языках говорит в общей сложности весь мир, практически более 2,5 миллиарда человек. И вот теперь «на радость всем нам» добавляется азербайджанский язык. С чего бы это вдруг?
С одной стороны, естественно, что Twitter ищет новые рынки сбыта своей продукции, а вернее сервиса, но с другой стороны, можно задать вопрос, почему Азербайджан вдруг стал более привлекателен для них, чем скажем Китай? Ведь согласно статистике численность людей считающих китайский язык своим родным языком более 1,2 миллиардов. Английский считают родным – 330 миллионов, испанский – 300 миллионов, хинди-урду – 250 миллионов, арабский – 250 миллионов, турецкий – 200 миллионов , португальский – 160 миллионов, русский – 125 миллионов, японский – 125 миллионов, немецкий – 100 миллионов.
А вот на азербайджанском языке говорит чуть более 30 миллионов человек, из которых около 20 миллионов проживает в Иране, около 9 миллионов в Азербайджане, менее миллиона в Турции, а остальные в основном рассеяны по странам СНГ. То есть по числу носителей языка азербайджанский язык находится где-то в четвертой десятке, среди более нескольких тысяч языков, на которых сегодня говорят в мире. Ну а по численности населения республика Азербайджан находится и вовсе на 90 месте.
Как мы видим, и по числу носителей языка и по численности населения Китай лидирует абсолютно. Вот где рынок, вот где объемы! Так почему же Twitter не хочет или не может, перевести свой сервис для удобства миллиардной аудитории на китайский язык. То же самое с арабским языком, на котором говорит более 250 миллионов человек в 24 странах мира. Тем более, что большинство офисных программ уже работают и на арабском и на китайском языках.
После создания СНГ, практически все республики ввели свои национальные языки на уровень официального языка общения. Так почему же Twitter не «интересует» 45 миллионов проживающих на Украине и говорящих теперь уже в основном на украинском языке, а так же 28 миллионное население Узбекистана или 16,5 миллионов человек, проживающих в Казахстане?
При этом по заявлению представителей Twitter «полноценное использования Twitter с помощью SMS, сегодня не представляется возможным, ввиду отсутствия технической поддержки, как мобильными операторами, так и контент провайдерами». Так же было заявлено, что число пользователей Twitter в Азербайджане за последний год существенно возросло, и по приблизительным подсчетам эта цифра достигает всего 10 тысяч.
И это притом, что в Азербайджане более 3,5 миллионов интернет пользователей, из которых около 450 тысяч, являются пользователями Facebook. Так с чего бы вдруг такая филантропия со стороны руководства Twitter? Невольно напрашивается вопрос - это их собственная инициатива или об этом кто-то «очень» попросил?
На фоне последних «интернет-революций», что прокатились по странам северной Африки и Ближнему Востоку, и той роли, что в них сыграли социальные сети, такая филантропия начинает видеться в несколько ином свете. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.
Но вот еще один пример немотивированной «благотворительности» со стороны уже другой социальной сети - Facebook. Как сообщалось, «администрация социальной сети Facebook упростит настройки приватности пользовательских профилей». С одной стороны, упрощение позволит ввести много новшеств и удобств: «пользователь сможет разрешать или отклонять публикацию на своей странице фотографий, которые были загружены его друзьями и на которых он был отмечен, подтверждать или отклонять отметки, которые на его фотографиях будут оставлять другие пользователи. Администрация Facebook также позволит пользователю увидеть, как его профиль выглядит для других участников социальной сети. Кроме того, в поле для публикации статусов появится кнопка, позволяющая сразу указывать круг пользователей, которым будет видна информация».
С другой стороны, одним из нововведением станет появление функции "Места" в веб-версии сайта. Функция позволит пользователям отмечаться там, где они находятся, вне зависимости от того, с какого устройства они зашли на Facebook. Ранее раздел "Места" был доступен только в мобильных версиях социальной сети. Все это позволит, пользователю не находиться там, откуда он якобы ведет сообщения и наоборот, входить в сеть, а значит и в диалог, с любого места.
Представители Facebook отмечают, что изменения будут запущены в ближайшие дни. Facebook неоднократно подвергалась критике из-за сложной системы настройки приватности, и как результат - в феврале текущего года опубликовал упрощенное описание системы настроек конфиденциальности пользовательских аккаунтов и публичных страниц.
Согласно статистике, подавляющее большинство пользователей сети это молодежь в возрасте 18-35 лет. Выходит, что сегодня уже каждый второй молодой человек в Азербайджане является пользователем Facebook. Но это в основном городские жители. И вот теперь Facebook пошел в «наступление» на село. Для этого в основном и упрощается система настроек сети и варианты работы. Все диалоги в Facebook уже давно можно вести и на азербайджанском языке. Вполне возможно, Facebook скоро поддержит инициативу Twitter и так же переведет свои сервис на азербайджанский язык, чтобы как можно быть ближе и проще для его пользователей.
Как показали последние события на Ближнем Востоке, а ранее и в Киргизии, именно социально неадаптированная молодежь, в первую очередь, из сельской местности, очень легко поддается на провокационные лозунги социальных революций: «отобрать все у богатых и поделить среди бедных». Хотя история учит, что революции не происходят в странах с сильной экономикой и властью, но вот перевороты там случаются и именно по тому, что там есть что «делить» победителям и заказчикам.
И в заключение. Как отмечали в свое время зарубежные СМИ, «в сети Facebook, через которую звучали антиправительственные призывы, числились сотни тысяч пользователей. Социальные сети фактически стали координаторами и пропагандистами большинства демонстраций и акций протеста. Впоследствии власти запретили египтянам доступ к сети Facebook, микроблогу Twitter, а позже полностью был отключен доступ в интернет. Несмотря на это пользователи Twitter и Facebook , с помощью самих же сетей, нашли обходные пути для продолжения электронного общения, пока доступ не был восстановлен». Через месяц после этих событий режим 30-летнего Хосни Мубарака пал.
Юрий Бочаров, политолог, Израиль, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru
|