«Революционный палец, запущенный в Китай»
Осень 1929 года: вооружённый конфликт на КВЖД
В ночь на 17 ноября 1929 года в завершающую фазу вступил советско-китайский вооружённый конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Внезапно перейдя замёрзшую пограничную реку Аргунь, части Красной армии при поддержке артиллерии и авиации атаковали позиции китайской армии в районе Чжалайнора. Одновременно советские войска перешли границу и в Приморье – возле города Мишаньфу.
К 20 ноября боевые действия завершились безусловной победой красных сил, хотя формально считается, что вооружённый конфликт, начавшийся ещё 12 октября, был окончательно урегулирован 22 декабря 1929 года. Оценки потерь сторон противоречивы. По отчётным документам, советские войска тогда потеряли убитыми 211 бойцов. Но спустя 60 лет – тоже по документам – установили, что погибших было не меньше 281. Раненых официально насчитали 729, но позже выяснилось: через госпитали Дальнего Востока тогда прошло больше 1400 раненых. Без вести пропавших оказалось 32. Потери китайцев много выше: только пленных взяли чуть не 10 тысяч, а убитых перестали считать, когда цифра дошла до двух тысяч.
Но с чего всё началось-то?! История этого конфликта крайне неоднозначна. Советские, а затем и российские официозные историки традиционно твердят, что во всём виноваты исключительно «китайские милитаристы»: они, мол, попытались захватить принадлежавшую нам КВЖД. Они же и учиняли многочисленные вооружённые провокации на советско-китайской границе, обстреливая пограничников и засылая на советскую территорию белогвардейские отряды. Китайские же историки утверждают, что конфликтную ситуацию своей политикой спровоцировала именно советская сторона, постоянно нарушавшая соглашение 1924 года о совместном управлении, – реально на КВЖД царил советский диктат.
Совместное предприятие
На деле всё более запущенно. КВЖД строили в 1897–1903 гг. как южную ветку Транссибирской магистрали – от Читы до Владивостока, с ответвлением на Порт-Артур. Значение дороги было прежде всего военно-стратегическое: она должна была обеспечить более скорую переброску войск из России на Дальний Восток. А тем самым усилить и влияние Российской империи в Китае. Магистраль принадлежала России, администрация её была чисто российской, работали на ней российские железнодорожники, а охраняла дорогу специальная Охранная стража, де-факто сформированная из российских военнослужащих. Китайцам такое положение, вестимо, не нравилось, но у них, как говорится, не спросили. Что не раз приводило к жестоким конфликтам. Так, в июне 1900 года, в разгар Боксёрского восстания, китайцы атаковали партию строителей КВЖД в районе Мукдена. Почти все строители были убиты, а захваченного в плен инженера Верховского обезглавили. После поражения в Русско-японской войне практически вся южная ветка КВЖД попала к японцам. Длань советской власти смогла дотянуться до КВЖД лишь в 1924 году: до марта 1920 года дорогой управлял генерал-лейтенант российской императорской армии Дмитрий Хорват. Затем полосу отчуждения магистрали оккупировали китайские войска. Но администрация осталась русской.
Советской она стала лишь после соглашения 1924 года, когда Москва формально отказалась от специальных прав и привилегий. И сразу начались конфликты. Сначала – из-за увольнения новой администрацией всех русских служащих КВЖД, не принявших советское или китайское гражданство. Понятно, что такое решение никак не могло понравиться, в первую очередь многочисленным русским эмигрантам. Свои виды на стратегическую магистраль были и у китайских генералов. Чжан Цзолинь, воевавший за контроль над Пекином, остро нуждался в провозе своих войск по КВЖД, но платить за это не желал. А когда администрация КВЖД попыталась пресечь провоз эшелонов с вооружёнными «зайцами», китайские военные стали отправлять поезда, угрожая расстрелом. Потом Чжан Цзолинь и вовсе приступил к планомерному захвату магистрали, арестовав советского управляющего КВЖД А.Н. Иванова. Впрочем, ситуация накалилась вокруг всех советских учреждений в Маньчжурии, харбинские власти производили массовые аресты советских граждан, была захвачена флотилия КВЖД. Да и в иных местах Китая советским пришлось несладко. В апреле 1927 года китайские войска вторглись в советское полпредство в Пекине, было осаждено советское консульство в Шанхае. В декабре 1927 года было разгромлено советское консульство в Кантоне (Гуанчжоу), его сотрудники арестованы, а пять советских дипломатов после измывательств были расстреляны.
Помимо этого, в регионе фактически продолжалась российская гражданская «мини-война»: вооружённые белоэмигрантские отряды оперировали на советской границе. И, чего уж скрывать, у людей, насильно лишённых родины, были основания взять в руки оружие.
Вот так и жила КВЖД, от обстрела до налёта, от налёта до погрома, от погрома до захватов и расстрелов. К 1929 году дорога стала почти недееспособной, и предотвратить её ползучий захват китайскими генералами было практически невозможно. Впрочем, Москва это поняла раньше: ещё в 1926 году Лев Троцкий предложил «разделаться с КВЖД из-за трудностей и провокаций». Но пламенный Николай Бухарин выступил против, назвав КВЖД «нашим революционным пальцем, запущенным в Китай».
Так всё и тянулось до лета 1929 года, когда начался очередной цикл обострения: китайцы пачками стали арестовывать и депортировать советских служащих КВЖД, а затем пошла пальба на границе.
На Диком Востоке По советской версии, китайские военные обстреливали советских пограничников из стрелкового оружия, местами вели артиллерийский огонь, китайские кавалеристы и отряды белых эмигрантов – вместе или порознь – совершали налёты на советскую территорию. Советские пограничники в свою очередь давали им отпор. Столкновения эти, если верить советским официальным описаниям, выглядели странно: первыми нападали или открывали огонь всегда китайцы или белогвардейцы, но потери несли в основном они, а не пограничники! Причём даже огромный численный перевес или внезапность китайцам якобы не помогали: то два пограничника обращают в бегство восемь китайских солдат, то 70 красноармейцев полностью разгромили «белогвардейскую банду» в 170 штыков и сабель, уничтожив 90 «белобандитов» и 20 китайских солдат, потеряв при этом убитыми лишь троих. То два пограничника вступают в перестрелку с 16 китайцами и выходят из неё победителями, то «группа местных красных партизан» вдруг переходит границу и громит в Китае «белогвардейскую банду». Не потеряв ни одного человека, «красные партизаны» уничтожили аж 114 «белобандитов»... Судя по всему, всласть оторвались обе стороны.
6 августа 1929 года была создана Особая Дальневосточная армия (ОДВА), командовать которой назначили Василия Блюхера: Москва занялась проблемой КВЖД основательно. К границе подтянули артиллерию, кавалерию, пехотные части, авиацию. Первую большую операцию провели 12 октября: захватили город Лахасусу и разгромили китайскую Сунгарийскую флотилию. В ноябре пришёл черёд Маньчжуро-Чжалайнорской и Мишаньфусской операций... В районе Чжалайнора боевое крещение получили танки советской разработки – девять Т-18 (МС-1). Из описания боя ясно, что подготовка к нему со стороны РККА «была традиционно бестолковой»: за три месяца противостояния и подготовки операции толком не провели даже разведки позиций противника... Впрочем, невзирая на 3–5-кратный численный перевес китайцев, исход операции решил военно-технический перевес красных частей. Да и собственно боевая подготовка у тогдашних красноармейцев была получше, чем у китайских солдат. Хотя последние, подтверждают наши же источники, даже в окружении сражались, как правило, ожесточённо, отчаянно, до последнего.
Затем заключили новое соглашение, и на КВЖД опять воцарилось совместное управление – формально. Только вот в 1935 году «наш революционный палец, запущенный в Китай», пришлось отдать – оккупировавшим Маньчжурию японцам...
Владимир Воронов, обозреватель газеты «Совершенно секретно», ноябрь, №11, 2011 г.
|