Мосгорсуд оставил в силе приговор экс-президенту и владельцу "Красбанка" Владимиру Камышану. Он признан виновным в хищении денег у фирмы британского миллиардера Надми Аучи, за что получил четыре года условно. Столь мягкое наказание объясняется тем, что супруга Камышана компенсировала иностранцу его финансовые потери.
Согласно архивам ГУВД Москвы это были далеко не первые неприятности Камышана с правоохранительными органами. В средине 1990-х годов Владимир трудился рабочим в булочной № 38 Мосхлеботрга, тогда на него и было возбуждено уголовное дело. Мужчину обвинили в краже – он взял на реализацию джинсы у своего знакомого, но не вернул ни товар, ни деньги. В какой-то момент Камышана даже объявили в розыск, но в 1985 году дело в отношении него было закрыто по статье 7 УПК РСФСР (прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием). Это значит, что он полностью загладил конфликт с потерпевшим и возместил ему ущерб.
После перестройки, Камышан активно занялся бизнесом, в 1988-1992 годах он являлся коммерческим директором кооператива "Норд-Вест", а потом создал два ТОО – "Шымако" и "Шымако-2". Эти структуры занимались посреднической и природоохранной деятельностью, консультированием, имели отношение к сделкам с нефтью. В результате бизнес настолько разросся, что для его обслуживания Камышан создал банк с весьма необычным названием – "Дредноуд". Просуществовал он не так долго – в 1995 году ЦБ РФ отозвал у финансового учреждения лицензию "в связи с нарушением банком банковского законодательства, нормативных актов Банка России". По данным оперативников, Дредноуд-банк заподозрили в незаконных обналичивании и "отмывании" средств.
Несмотря на это, бизнес-империя Камышана продолжала расширяться. В конце 1990-х годов он стал совладельцем компаний "Евроинвесторг" и "Сервисгазтранс", занимавшихся торговлей нефтепродуктами. Также Камышан вместе с вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным вошел в совет директоров ОАО "Мосзарубежнефтегазстрой".
В 2002 году Камышан вошел в число руководителей "Красбанка", который был создан еще в 1992 году и долгое время занимался преимущественно обслуживанием ряда крупных нефтяных компаний России (в частности - ЗАО "ЛУКОЙЛ-Нефтепродукт"). Коммерческим директором этой структуры был бизнесмен Андрей Червиченко, одновременно являвшийся и акционером "Красбанка". В 2000 году Червиченко купил футбольный клуб "Спартак", а "Красбанк" стал после этого спонсором команды и ее деловым партнером. В этом же банке были открыты все счета футбольного клуба.
Червиченко и Камышан были знакомы по нефтяному бизнесу. Последний вначале стал совладельцем "Красбанка", а в 2003 году купил 80% долей финансового учреждения. Как позже заявили на суде руководители банка, фактически финучреждение стало обслуживать интересы бизнес-империи Камышана. "Камышан с 2002 по 2007 год периодически выводил денежные средства на подконтрольные технические компании, фиктивно продававшие "Красбанку" копии векселей банка под видом реальных ценных бумаг, — сообщил следователям один из свидетелей. — Деньги выводились из банка для финансирования проектов Камышана, инициатором выделения этих денег выступал он сам". Участвовал ли Камышан в деятельности "Спартака" и были ли среди выведенных средств деньги футбольного клуба, в материалах дела не указывается.
В 2005 году к "Красбанку", имевшему свой филиал в Лондоне, неожиданно проявил интерес британский миллиардер иранского происхождения, владелец сети отелей Le Royal, глава компании General Mediterranean Holdings Надми Аучи. Фирма C.I.P.A.F.S.A. — дочерняя структура General Mediterranean Holdings — приобрела в уставном капитале "Красбанка" долю в 10%.
Сразу после заключения сделки по покупке акций "Красбанка" было объявлено, что структуры Аучи и российское финансовое учреждение будут заниматься совместными инвестициями в недвижимость Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других регионов. Также у "Красбанка" появился и другой зарубежный партнер – зарегистрированная на Виргинских островах компания "Artemis Group Limited".
В мае 2008 года Банк России отозвал у "Красбанка" лицензию в связи с неоднократным нарушением в течение одного года требований Федерального закона "О противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Вскоре после этого с заявлениями в правоохранительные органы обратились представители подконтрольной Надми Аучи C.I.P.A.F.S.A. и компании "Artemis Group Limited". Они обнаружили, что с их депозитных счетов находившихся в "Красбанке", пропали $10,2 млн и $5 млн соответственно. По данному факту Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело. Вскоре с заявлением о пропаже активов банка обратилось и Агентство по страхованию вкладов. В рамках расследования были проведены обыски у руководителей банка, а также в ряде столичных финансовых учреждений (в том числе в Спартак-банке).
В 2009 года Басманный суд Москвы арестовал на тот момент уже бывших президента "Красбанка" Владимира Камышана, его супругу Наталью Кудрявцеву, являвшуюся членом Совета директоров банка и отвечавшую за операции в иностранной валюте. Также под стражу были взяты экс-председатель правления Ринад Шарыпов и его заместитель Елена Радзюк. Всем им предъявили обвинения в мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
В рамках расследования было установлено, что Камышан, Кудрявцева, Шарыпов и Радзюк подделали подписи руководителей зарубежных фирм на документах, по которым "Красбанку" якобы поручалось купить несколько векселей. Под предлогом приобретения ценных бумаг более $15 млн со счетов C.I.P.A.F.S.A. и "Artemis Group Limited" были переведены на счета подконтрольной руководителям "Красбанка" фирмы "Эльт", а потом направлены на покупку недвижимости в Москве и за границей. Так, Камышан и Кудрявцева в 2006 году приобрели несколько вилл на острове Маврикий.
Вначале все обвиняемые отрицали свою вину, а потом двое из них – Кудрявцева и Радзюк — заключили так называемые сделки с правосудием. Они признали себя виновными, рассказали обо всех подробностях аферы, а также дали показания на других ее участников. Однако приговоры женщинам вынесли абсолютно разные. Мещанский суд Москвы приговорил Кудрявцеву к 3 годам лишения свободы "условно" и штрафу в 50 тыс. рублей. Мосгорсуд оставил данный приговор в силе.
А в октябре 2010 года тот же Мещанский суд столицы вынес решение и в отношении Елены Радзюк. Она была признана виновной по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), ей назначили наказание в виде пяти лет в колонии общего режима и штрафа в 1 млн рублей. В ноябре Мосгорсуд отменил этот приговор, в результате Радзюк получила условный срок.
В январе 2011 года Мещанский суд Москвы приговорил Ринада Шарыпова к четырем годам колонии.
Камышан (в отличие от своей супруги и других руководителей "Красбанка") вину не признавал и заявлял, что аферу за его спиной организовали подчиненные. Якобы он к хищению денег никого отношения не имел. Однако 29 июля 2011 года Мещанский суд приговорил его к четырем годам условно и штрафу в 700 тыс. рублей. При этом служители Фемиды при вынесении решения учли, что Камышан полностью возместила ущерб иностранным компаниям, у банкира на иждивении находятся двое малолетних детей.
Прокуратура обжаловала такой приговор в Мосгорсуде, посчитав его чрезмерно мягким. Надзорное ведомство, ссылалось на то, что Камышан не раскаялся в преступлении, а ущерб возмещал не он сам, а его супруга Кудрявцева, с которой банкир развелся. Мосгорсуд счел все эти доводы не убедительными и оставил приговор в силе.
Александр Ш варев
|