Если и есть польза от бесконечных реформ госаппарата, так это вызванные очередной кадровой перетряской неожиданные всплески гласности. Правда, до сих пор разоблачения касались в основном так называемых «силовиков» и представителей естественных монополий. Сегодня настало время менее заметных фигур российской политики. Например, министра природных ресурсов Виталия Артюхова. По мнению специалистов, именно ему Россия обязана своими отвратительными дорогами.
Артюхов – фигура влиятельная. Это на Западе надзирающий за недрами страны чиновник обладает полномочиями обычного клерка. У нас вследствие сырьедобывающего характера экономики и «равноудаленности» торгующих этим самым сырьем олигархов подобная должность приносит ее обладателю довольно ощутимую власть. Во всяком случае, правом «карать и миловать» Артюхов пользуется широко и изобретательно. Составил, к примеру, свой собственный «черный» список недобросовестных бизнес-групп, куда попали практически все нефтедобывающие компании, за исключением избранных по понятно каким критериям. Или объявил о повальном аннулировании лицензий с последующим пересмотром условий их выдачи.
«Разводить» стычки отечественных нефтяников без учета интересов многочисленных кланов отечественной политики никак невозможно. Поэтому подход к назначению подобного «разводящего» должен быть особенный. Главное здесь – управляемость. А она по давней российской традиции обеспечивается личной уязвимостью претендента. У Артюхова, к примеру, с лояльностью все в порядке — до назначения на должность министра он возглавлял Федеральную дорожную службу. А какие у нас дороги, знают все.
Строительством российских дорог управляли не дураки. В противном случае, по замечанию президента, наша страна давно бы покрылась бы густой сетью хайвеев и автобанов. Во всяком случае, денег на дорожное строительство выделяли с избытком. Другое дело, куда и как они были истрачены.
Организация специальных ведомственных фондов и создание «левых» фирм для перекачки подотчетных финансов – вчерашний день. Все эти схемы «увода» денег давно известны прокуратуре и аудиторам Счетной палаты. Другое дело — страхование.
В отличие от обычной практики страхования схема, изобретенная артюховским дорожным агентством, была исключительно выгодным бизнесом. Вкратце изложить новый способ «сравнительно честного» вывода денег можно так: согласно распоряжению РДА объявляется конкурс на страхование дорог. Побеждает в нем, естественно, тот, «под кого» и был задуман конкурс, — например, компания «Регионгарант». (По мнению специалистов, ее руководство имело с прежним ведомством Артюхова достаточно явные связи.)
После конкурса, с полного одобрения главы дорожного агентства и его зама Слюняева, заключались страховые договора, и государственные деньги перечислялись на счета страховщика. Российские разбитые дороги страховали от всего — начиная с оползней и заканчивая землетрясением. Иногда доходило до смешного — например, трассу федеральную «ДОН» специалисты «Регионгаранта» застраховали от цунами.
Для материализации миллионов была задействована вторая часть схемы. Для этого «Регионгарант» заключала договор перестраховки с ООО ПО «Универс РЕ» и ООО «Нэсо». А уже они в силу своей специализации обналичивали так называемые «перестраховочные премии». И все. На этом вывод денег из дорожного агентства можно было считать законченным.
Понятно, что без прямого участия руководства российское дорожное агентство ничего подобного принять не могло. Уж во всяком случае, судя хотя бы по размеру личного автопарка, Артюхов не мог не знать, какие дороги и как именно страхует его ведомство…
Теперь Виталий Артюхов не имеет к российским трассам никакого отношения. История с потерянными миллиардами на его карьере не сказалась: из номенклатуры не выпал. Наоборот — должность министра гораздо «круче», чем место начальника российского бездорожья. Так что за результат «нефтяных» конкурсов можно быть спокойным.
P.S. Кстати, эта история — чем не повод для размышления в Счетной палате?
|