Идея Владимира Путина контролировать не только доходы, но и расходы чиновников провалилась. Спустя полгода после поручения премьера законопроект так и не был внесен в правительство. Не продвигается и работа по ратификации 20-й статьи антикоррупционной конвенции ООН. Тема борьбы с коррупцией по-прежнему важна, но сейчас на повестке есть более приоритетные законопроекты, говорят в Белом доме.
Идея обязать чиновников раскрывать не только доходы, но и расходы принадлежит Владимиру Путину. «Есть идея предъявлять не только доходы, но и расходы», — поставил в марте 2011 года задачу перед единороссами Путин, выступая на межрегиональной конференции ЕР в Брянске. «Надо подумать над инструментами», — сказал премьер. Еще через месяц премьер дал прямое поручение заняться расходами чиновников руководителю аппарата правительства Вячеславу Володину.
«Давайте посмотрим. Мне бы хотелось, чтобы депутаты в Госдуме сформулировали предложения по поводу того, как эту идею можно сформулировать в действующем законодательстве и подзаконных актах, — сказал Путин на заседании правительства в апреле. — Прошу Вячеслава Викторовича Володина провести консультацию с депутатами и подготовить соответствующие поправки в действующее законодательство».
Спустя полгода после поручения законопроект о расходах все еще не внесен в правительство, его текста не видели ни депутаты, ни чиновники, рассказали «Газете.Ru» собеседники в Госдуме и Белом доме.
Разработкой документа занималось Министерство здравоохранения и социального развития. Представитель ведомства в разговоре с «Газетой.Ru» в понедельник затруднился ответить на вопрос о перспективах документа.
Ранее Володин говорил «Газете.Ru», что борьба с коррупцией по-прежнему остается в числе приоритетов. Он не уточнил, в какой стадии находится разработка законопроекта, заметив лишь, что вопрос будет решаться комплексно.
По словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, вопрос все еще находится в стадии «глубокой проработки» и рассматривается с «разных сторон». При этом он отметил, что конкретных сроков для его написания поставлено не было и на повестке дня есть более приоритетные законопроекты.
Собеседник «Газеты.Ru» в центральном аппарате МВД говорит, что только недавно на экспертизу и обсуждение пришел проект поправок, касающихся ответственности за превышение расходов над доходами, перспективы их одобрения «туманные».
Основная проблема контролирования расходов — отсутствие межгосударственных соглашений и права иностранных банков давать информацию о счетах и покупках за рубежом, разъяснил источник, из-за этого из поля зрения исчезают сведения о покупке чиновниками зарубежной недвижимости и об их счетах в иностранных банках.
Сейчас расходы и доходы в пределах России отслеживаются просто: все регистрируется и в налоговой службе, и в Росфинмониторинге, и получить информацию о крупных приобретениях несложно, говорит глава Transparency International-Russia Елена Панфилова. Проблема в мониторинге доходов и расходов за рубежом из-за отсутствия механизма международного взаимодействия, соглашается она. «В принципе, даже не требуется заключения специальных договоров под фанфары и барабаны: все соглашения по взаимодействию в области борьбы с коррупцией прописаны в третьей части конвенции ООН, — говорит Панфилова. —
Где-то и требуются специальные заключения, но это в целом не проблема того, что каких-то документов не хватает, это вопрос политической воли».
Возможная альтернатива непростому в разработке и реализации законопроекту — ратификация 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции «Незаконное обогащение». Эта идея обсуждается с времен первых антикоррупционных инициатив президента Дмитрия Медведева, высказанных им в 2008 году, но до сих пор обсуждение не сдвинулось с мертвой точки.
Специалисты Генпрокуратуры и Минюста совместно с членами обеих палат парламента образовали специальную группу для «совершенствования законодательства» в свете возможной ратификации 20-й статьи. Член этой рабочей группы депутат Алексей Волков, говорит, что к конкретному решению эксперты и парламентарии еще не пришли. «Наверное, в свое время мы ее ратифицируем, а пока не пришли к взаимному согласию», — говорит депутат.
По словам руководителя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, в начале лета 2011 года глава администрации президента Сергей Нарышкин разослал в ряд ведомств запрос о необходимости обоснования ратификации. По сведениям Кабанова, все отправили ответ на запрос, в частности, МВД написало, что это необходимый механизм, положительно отозвался и Следственный комитет. Но с тех пор вопрос находится в том же состоянии.
Песков, отвечая на вопрос, может ли задача разработки законопроекта о расходах быть трансформирована в ратификацию, уточнил, что пока говорить об этом трудно.
Идея контроля расходов, скорее всего, будет похоронена, предполагают собеседники «Газеты.Ru» в МВД, Госдуме и администрации президента. «Такие идеи вбрасываются в обсуждение, чтобы посмотреть реакцию и инициировать дискуссию», — говорит сотрудник МВД.
Другой интерпретацией заявления Путина о необходимости контролировать расходы была возможность следить за расходами кандидатов в депутаты от «Единой России» внутри самой партии. Этот сценарий также не реализуется. По словам источника в партии, разговоры об этом были примерно в марте (то есть вскоре после заявления премьера), но потом затихли и в последнее время не поднимались. «Технически это сложная история», — замечает собеседник. 90% расчетов происходит наличными, понять искренность сотрудника непросто, признает он. На вопрос «Газеты.Ru», не планирует ли «Единая Россия» добровольно раскрывать расходы кандидатов от партии, секретарь президиума генсовета партии Сергей Неверов ответил, что этот вопрос не обсуждается.
«Коррупционная система — одна из самых организованных в России, имеющая свои лоббистские возможности и свое представительство в законодательных органах, — объясняет Кабанов. — Когда мы говорим о том, что премьер предлагает такие простые меры, как закон о расходах, все прекрасно понимают, что это предполагает угрозу для огромной группы чиновников, что это только пафос».
|