АРБИТРАЖНЫЙ СПОР О ДЕЕСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОГО ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
26 сентября Арбитражный суд Нижегородской области рассмотрит заявление «Новотроицкого завода хромовых соединений» против Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Приволжскому федеральному округу.
Интрига судебного спора на первый взгляд проста: должно ли промышленное предприятие платить за размещение опасных промышленных отходов? Российские законы однозначно предусматривают такие платежи, и все дискуссии промышленников с природоохранными ведомствами ведутся, как правило, только вокруг объемов, классов опасности и, как следствие, размеров платежей. Поэтому демонстративный отказ ОАО «НЗХС» платить за размещение отходов представляется явлением необычным.
Если сверить обстоятельства дела с календарем, выясняются некоторые закономерности. До июня 2010 года взыскание платежей за негативное воздействие на окружающую среду относилось к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Получается, что именно сотрудники данного ведомства своим необъяснимым бездействием создали для предприятия ОАО «НЗХС» уникальные «льготные» условия, благодаря которым на протяжении многих лет завод экономил на экологических выплатах более 50 миллионов рублей ежегодно.
Выйти на след неплательщика Росприроднадзору, в чью компетенцию с лета 2010 года перешли вопросы взыскания с промышленников платы за негативное воздействие на окружающую среду, помогли простые жители Оренбуржья. Они обратились в общественные экологические организации после того, как на предприятии произошла небольшая авария. Происшествие хоть и носило «рядовой» характер, однако люди стали опасаться за свою безопасность. Шламонакопитель завода – полигон токсичных отходов производства хромовых солей – от реки Урал отделяет только старая дамба. И весенний паводок, по опасениям граждан, мог разрушить эту слабую преграду и смыть опасную «химию» прямо на улицы городов Новотроицк и Орск.
Как уже сообщало FLB в материале «Шламонакопители» (06.04.2011), при содействии экологов из Общественного фонда «Гражданин» данная информация была доведена до государственных природоохранных органов. Сотрудниками Росприроднадзора по ПФО была организована внеплановая выездная проверка ОАО «НЗХС» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. Ее итогом стало выявление многочисленных нарушений в деятельности предприятия.
Было установлено, что на начало 2011 года в шламохранилище ОАО «НЗХС» накоплено около 5 млн. тонн отходов. При этом шламонакопитель фактически представляет собой свалку, где складируются не только отходы производства основного продукта, но и все твердые производственные отходы предприятия, отходы от водоэксплуатации, производственно-ливневых сточных вод и прочее. Разумеется, ни проектных решений, ни разрешений на такое обращение с отходами у предприятия не нашлось. Также как и нормативов на образование отходов и лимитов на их размещение. Во всем, что касается сбора, временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления, предприятие руководствовалось исключительно внутренним положением, введенным в действие директором завода без согласования с Росприроднадзором.
Также сотрудники природоохранного ведомства пришли к выводу, что шламонакопитель действительно представляет угрозу для реки Урал, т.к. вредные вещества поступают туда через подземные воды. Но самое большое удивление инспекторов вызвало то обстоятельство, что долгие годы предприятие вообще не осуществляло платежей за размещение отходов.
Комментируя итоги проверки ОАО «НЗХС», в то время директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России, а ныне заместитель министра экологии и природных ресурсов Ринат Гизатулин сообщил: «Уникальность ситуации заключается в том, что предприятие игнорирует требования действующего законодательства, не имеет нормативов: стоит завод, неограниченно выбрасывает опасные химические вещества, размещает отходы и не предпринимает никаких мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду ».
По итогам проверки сумма штрафа за ущерб, нанесенный предприятием окружающей среде, вместе с задолженностями по экологическим выплатам, с учетом пятикратного коэффициента за сверхлимитное негативное воздействие, составила порядка двух миллиардов рублей. За взысканием этих денег в июне текущего года Департаменту Росприроднадзора по ПФО пришлось обратиться в Арбитражный суд Оренбургской области, так как платить добровольно завод отказался .
Более того, проштрафившийся «НЗХС» ринулся в суды, обвиняя местных жителей, экологов и СМИ в клевете, а Распорироднадзор – в предвзятом подходе. Ссылаясь на ряд нормативных актов Российской Федерации ОАО «НЗХС» заявляет, что плата за загрязнение окружающей среды не взимается при условии размещения отходов на специализированном полигоне. А описанный выше шламонакопитель, по мнению руководства предприятия, является именно таким специализированным объектом для хранения токсичных отходов, созданным в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. ( Дело № А43-16305/2011).
Комментарий юриста
Размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду, которое в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», является платны. Соответствующие платежи взимаются за предоставление права размещать отходы в пределах допустимых норм под контролем государства и носят компенсационный характер. В Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 г. № 284-О (п. 5) разъясняется, что уплата названных платежей производится за сам вид вредного воздействия вне зависимости от наступления в результате такого воздействия каких-либо изменений качества окружающей среды. В случаях отсутствия у природопользователя утвержденных лимитов на размещение отходов загрязнение является сверхлимитным (п. 5, 6 Постановления № 632), плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента. Что и было сделано сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Комментарий эколога
Максим Шингаркин, директор Общественного фонда «Гражданин»: «Президент Дмитрий Медведев недавно констатировал, что стране в целом накоплено порядка 30 миллиардов тонн опасных промышленных отходов, - говорит Максим Шингаркин, - и что ликвидации накопленного экологического ущерба является одной из наиболее приоритетных задач, требующих инвестиций, внедрения новых технологий переработки и безопасного захоронения отходов. Но, как совершенно точно также отметил президент, за экологию никто особенно платить не любит, только наиболее зрелые предприниматели этим занимаются.
В отношении ОАО «НЗХС», ни в коем случае не пытаясь оказать давление на суд, нужно все же отметить следующее. В случае, если требования завода, признанного государственными контролирующими органами нарушителем российского природоохранного законодательства, будут удовлетворены, и с предприятия будут сняты обязательства по вмененным ему экологическим выплатам, то будет создан прецедент, на основании которого все другие предприятия, наносящие сегодня ущерб окружающей среде при размещении опасных токсичных отходов, будут избавлены от необходимости платить за причиняемый вред. И, следовательно, смогут и далее ничего не менять ни в технологиях, ни в подходах. Безусловно, это совершенно не соответствует тем принципам и приоритетам, которые заявляются руководством страны».
|