Свежи воспоминания о том, как радовались в июле 2007 года россияне получив известие из Гватемалы о победе Сочи в споре за право проведения XXII зимних Олимпийских игр 2014 года. Жители Сочи праздновали эту победу на улицах города день и ночь, ликуя и размахивая флагами. Безусловно, завоевание права на проведение зимней Олимпиады-2014 - огромное достижение России.
Понятно, что тут же начался активный процесс вокруг строительства многочисленных олимпийских объектов, для чего была создана за пару лет уже обросшая коррупционными легендами госкорпорация «Олимпстрой». Примечательно, что сочинское «олимпийское» строительство началось слишком поспешно, за олимпийские площадки взялись с таким энтузиазмом, что не могло хватить времени на нормальный бизнес-план. А теперь все подверстывается на ходу.
Кто строит Сочи? Только госкорпорации и парочка олигархов. Иностранные компании изначально проявляли к Олимпиаде-2014 большой интерес. Говорили о подрядчиках из США, Австрии, Германии, которые давали более низкую цену. Почему нельзя было рассмотреть их предложения пару лет назад, когда средства не были потрачены?
Прямые обязанности «Олимпстроя» - выбрать наиболее выгодных подрядчиков. У европейцев есть передовые технологии и наработки. Есть свежий опыт олимпийского строительства у китайцев. У нас же работают по старым нормативам, с крайне низкой производительностью и каждый раз вздыхают, какой же сложный рельеф и как тяжело работать. Поэтому километр дороги «Адлер - Красная Поляна» у нас стоит 140 млн. долл. Она золотом или платиной будет выложена? В том же Монако - похожий рельеф, но там дороги обошлись значительно дешевле.
Мистер Суфле
Может ли в плане снижения уровня коррупции был взят за основу пример наших соседей, Украины и Польши, которые в следующем году должны провести Чемпионат Европы по футболу? Вопрос неоднозначный и вот почему. Если в Польше помимо государства активно участвует и частный капитал (частенько – иностранный), то к нашим украинским братьям инвесторы не идут. Если Варшава демонстрирует полное спокойствие в вопросах коррупции при возведении разнообразных объектов, и скорее всего потому, повода говорить нет, то Киев просто гудит, обсуждая то, как приближенные к новой украинской властной команде компании на внеконкурсной основе «осваивают» сотни миллионов долларов.
Вопросы подготовки к Евро-2012 в Украине курирует вице-премьер-министр Борис Колесников. Наши соотечественники имеют возможность познакомиться с «плодами его труда» на собственном опыте – разнообразная кондитерская продукция принадлежащей Колесникову фирмы «Конти» обильно представлена на прилавках супермаркетов России. Впрочем, похоже, не на шоколадках и суфле он зарабатывает основные деньги. Небольшая предыстория вопроса. Предыдущие руководители Украины – пустослов и сибарит Виктор Ющенко и активная обаятельная популистка Юлия Тимошенко – откровенно запустили процессы подготовки Украины к чемпионату Европы.
Ходили слухи, что УЕФА намерена отобрать у наших соседей право проведения чемпионата – Германия готова была стать партнером Польши. Но, видимо с одной стороны чиновники УЕФА не любят признавать свои ошибки, с другой стороны, новые руководители Украины – Виктор Янукович и Николай Азаров – смогли убедить УЕФА в том, что успеют подготовиться.
Для выполнения обещаний необходимо было предпринимать решительные и экстраординарные меры. В частности, была разрешена процедура определения компаний, которые будут вести строительство объектов, на конкурсах с одним участником. Такая форма хотя бы выглядит более демократично, чем в России. Но результат-то одинаков!
Судите сами. В этих конкурсах с одним участником почему-то регулярно участвует, а следовательно – побеждает, компания, которую знающие люди связывают именно с украинским вице-премьером Борисом Колесниковым. Речь идет о компании «Альтком» и ее дочерних структурах. Так, одна из структур «Альткома» - «АльткомКиевБуд» - без тендера получила право на строительство стадиона во Львове. Сумма работ – 210 млн. долл. Другая – «Дорожное строительство «Альтком» - также на тендере с одним участником получила право на выполнение работ в Донецком аэропорту. Сумма работ – 89 млн. долл.
На том же тендере с одним участником «Дорожное строительство «Альтком»» получил право на строительство дороги «Львов-Краковец». Сумма работ – 178 млн. долл.
Кому-то эти суммы в сравнении с нашими объемами (Сочи-2014) покажутся не поражающими воображение. Ну, так и масштабы России побольше будут, чем украинские. В том числе и в коррупционных вопросах. Футбольный подкат вице-премьера
Кстати, при «кураторстве» Бориса Колесникова невероятными темпами дорожает строительство киевского стадиона «Олимпийский». Имеется в виду бывший Республиканский стадион, на котором киевское «Динамо» частенько крепко било московские клубы. Сумма расходов уже перевалила за 440 млн. долл. Исходя из стоимости одного зрительского места «Олимпийский» является одним из самых дорогих стадионов Европы. При этом, тендеры на закупку работ, услуг и материалов при реконструкции «Олимпийского» не проводятся согласно постановлению Кабмина от 12 апреля 2010 года, принятие которой лоббировал Колесников.
Теперь о дорогах. Да, до масштабов коррупции при строительстве дороги «Сочи - Красная Поляна» наши украинские «коллеги» пока еще не дошли. Наверное, потому, что стоимость дороги «Сочи - Красная Поляна» тянет на мировой рекорд. Но в Украине есть масса очень интересных нюансов в вопросах строительства дорог к Евро-2012, курируемых Колесниковым. Согласно Госпрограмме подготовки к Евро-2012 средняя стоимость одного километра составляет 1,71 млн. долл. Однако в перечне «евро-дорог» нашлись случаи, когда цена одного километра во много раз выше среднего уровня. К примеру, согласно Госпрограмме решено отремонтировать 1,62 километра в Ирпене (Киевская область). На ремонт выделено 6,3 млн. долл. То есть 3,9 млн. долл. за 1 километр. Какое отношение имеет Ирпень к Евро-2012?
Но есть у наших соседей и совсем уж вопиющие случаи, по мировым и по украинским меркам. Так, 63 километра объездной дороги вокруг Харькова оценены в 289 млн. долл. То есть – 4,65 млн. долл. за один километр. Еще дороже обойдется объезд Донецка – 5,03 млн. долл. за 1 километр. Не будем называть компании, которые «осваивают» эти суммы (их наименование можно прочесть выше). Догадайтесь сами - это бесхозяйственность ответственного за Евро-2012 вице-премьера Украины Бориса Колесникова или коррупция?
Возвращаясь к нашим делам, заметим, что есть основания предположить: неафишируемая цель проведения Олимпиады-2014 – «правильно освоить» побольше средств, выделяемых из бюджета на ее проведение. Приведем мнение Киры Лукьяновой, члена Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству: «Большинство средств проходит через госкорпорации, а практика показывает, что их проекты обходятся в два раза дороже. Процедура выбора подрядчика при госзаказе остается запутанной и непрозрачной.
В России госзаказы и государственные тендеры часто сопровождаются «откатами». Уже выявлено завышение стоимости по 4 объектам в Сочи на 7,5 млрд. руб. (около 2% от общих затрат на Олимпиаду). Можно предположить, что это лишь вершина айсберга». Анализируя ситуацию в Украине можно сказать то же самое – логично предположить, что НСК «Олимпийский», стадион во Львове, Донецкий аэропорт, дороги – вершина айсберга, который позволяет обогащаться куратору проведения Евро-2012 в Украине. Кстати, именно он официально является самым богатым членом украинского правительства. Может быть, это национальная черта бывших жителей СССР – не пройти мимо, не прихватив того, за что поставлен отвечать?
|