Через несколько месяцев после убийства 19 января 2009 года адвоката Станислава Маркелова и журналиста «Новой» Анастасии Бабуровой на сайте ГУВД Москвы была размещена фотография человека, которого подозревали в совершении нескольких тяжких преступлений. Фамилия и имя указаны не были, скорее всего, потому что на тот момент просто не были известны.
Как удалось выяснить, этого человека видели друзья Стаса и Насти и даже смогли его сфотографировать — кстати, как раз около Независимого пресс-центра на Пречистенке, где в декабре 2008 года Маркелов проводил свою предпоследнюю пресс-конференцию. Человек вел себя не очень адекватно, не отвечал на вопросы и судорожно сжимал в кармане какой-то предмет…
Известно, что за адвокатом и антифашистом Маркеловым следили с ноября 2008 года. Также известно, что в убийстве Маркелова и Бабуровой принимали участие несколько человек. По версии следствия, двое из них установлены — это Никита Тихонов и Евгения Хасис, процесс в отношении которых сейчас идет в Московском городском суде. В отношении остальных персонажей уголовное дело выделено в отдельное производство.
В феврале 2009 года в «Новую газету» поступило электронное письмо, из которого следовало, что ответственность за убийство адвоката и журналиста взяла на себя некая Боевая организация русских националистов (БОРН).
БОРН подписывалась и под другими преступлениями, причем тексты сообщений, подписанных этой аббревиатурой, стилистически совпадали. Так было с убийством гражданина Таджикистана, чью отрезанную голову в декабре 2008 года подкинули к зданию администрации города Можайска; с убийством в сентябре 2009 года лидера группировки кавказских националистов «Черные ястребы» Халилова (пистолет, из которого стреляли в Халилова, был изъят при обыске съемной квартиры Тихонова и Хасис); так было и с поджогом Кунцевской прокуратуры летом 2009 года. Кстати, по имеющейся у «Новой» информации, воззвания БОРН по этим поводам найдены в компьютере Тихонова и Хасис.
Кроме того, боевики БОРН могут иметь отношение к убийству антифашиста Ивана Хуторского, чемпиона мира по тайскому боксу Абдуллаева и еще к целому ряду громких преступлений. В частности, к убийству 12 апреля 2010 года судьи Московского городского суда Эдурада Чувашова. «Новая» выдвигала подобную версию, основываясь на информации, имеющейся в распоряжении редакции.
В среде радикальных националистов тогда получила широкое распространение так называемая «Стратегия 2020» — план прихода к власти ультраправых, предполагающий террор в отношении представителей государственной власти, в том числе сотрудников правоохранительных органов, адвокатов и судей, участвовавших в судах над националистами. Судья Чувашов как раз председательствовал в процессе по делу банды «Белых волков» и в одном из дел банды Рыно-Скачевского.
«Стратегия 2020», как выяснилось в суде, также была найдена в компьютере Тихонова–Хасис, а кроме того, там же хранились фотографии и данные других судей, под чьим председательством слушались дела о нацистах. Кстати, после гибели Чувашова на нацистских сайтах появилась фотография с надписью «ликвидирован», а с началом процесса над Тихоновым и Хасис в Интернет были выброшены и личные данные председательствующего по делу судьи Замашнюка, включая его домашний адрес.
24 марта Следственный комитет России официально заявил, что человек, подозреваемый в убийстве судьи Чувашова, объявлен в розыск и заочно арестован. Им был назван некто Алексей Коршунов, которому предъявлено обвинение по статье 295 — посягательство на жизнь судьи, с дополнительной формулировкой: «совершенным из мести за осуществление им правосудия при рассмотрении уголовных дел и вынесении приговоров о преступлениях экстремистской направленности». Киллер попал под камеры видеонаблюдения; его видел дворник, открывший убийце дверь; на месте преступления — лестничной клетке 3-го этажа — найдены и отпечатки.
Нетрудно заметить, что на фото от 2009 года и на этом фото — один и тот же человек. Тот же, который, судя по всему, следил за Маркеловым.
Кто такой Алексей Коршунов по кличке Коршун? Ему 28 лет, по имеющейся информации, он хороший знакомый Тихонова. Как и Тихонов, язычник. Как и Хасис, дружил с Париновым (кличка Румын), который вместе с Тихоновым обвинялся в убийстве антифашиста Рюхина и по этому поводу до сих пор находится в розыске. У Коршунова с Тихоновым (кличка Леший) есть и другие общие друзья. В частности, украинский националист по кличке Моня, которого ряд СМИ называет также причастным к убийству Маркелова и Бабуровой. Кроме того, некто Опер, о котором в беседе с оперативником в СИЗО активно делилась информацией Хасис (аудио прослушки было выложено на сайтах Газеты.ру и «Новой»). Знала Коршуна и Евгения Хасис. Учитывая ее разговорчивость в следственном изоляторе, продвижение в деле Чувашова, скорее всего, было не случайным. Стоит опасаться в этой связи, что спецслужбы могли пойти на сделку с Хасис, пообещав ей меньший срок по делу об убийстве Маркелова в обмен на информацию о Коршуне.
И Тихонов, и Коршунов достаточно давно имели отношение к одной из самых серьезных нацистских банд — «Объединенные бригады-88» (ОБ-88). Известно, что в 2004 году Коршуна в эту банду привел один из самых известных «обешников» — СС, или «Сергей Сергеевич». К нему и Тихонов, и Хасис испытывали колоссальное уважение, советовались по разным поводам вплоть до своего ареста и чуть ли не считали своим наставником.
Насколько известно «Новой», «Сергей Сергеевич» также попал в поле зрения правоохранительных органов, благодаря прослушкам разговоров Тихонова и Хасис был задержан, вроде как допрошен, отпущен, а затем — скрылся в неизвестном направлении. Известно также, что этот самый «Сергей Сергеевич» в последнее время делал вид, что отошел от подпольной деятельности, уйдя в публичную политику, был близок к неким структурам, далеким от национализма, но близким государственной власти, и активно использовал этот ресурс для поддержки своих «бывших» соратников.
Из всего этого напрашивается следующее предположение: многие из громких политических убийств последнего времени, совершенных по националистическим мотивам, могут быть связаны между собой минимум на уровне исполнителей. И правоохранительным органам, расследующим различные уголовные дела, удалось выйти на одну достаточно подготовленную, сплоченную и крайне опасную террористическую группу.
Остался вопрос: кто координировал и финансировал эту деятельность и была ли у БОРН какая-нибудь «крыша»?
|