Тендеры на закупку лекарств для города проводятся с нарушениями, заявил Собянин во время заседания правительства Москвы, посвященного городскому заказу. Из тысячи последних аукционов по закупке лекарств абсолютное большинство выигрывала единственная заявка, рассказал он: так, в октябре состоялось 46 торгов, в 39 случаях участвовала одна заявка, в пяти — две. По его словам, было только два исключения — с пятью и семью участниками. «Не знаю, как это произошло, видимо — недоработка системы», — иронизировал Собянин: но сброс цены сразу составил 92 и 95%, а по остальным — лишь 1%.
Если на аукцион подается одна заявка, то по закону о госзакупках он может быть признан несостоявшимся, а контракт отдан единственному откликнувшемуся поставщику по максимальной цене. У каждого округа есть такая своя структура, «везде по одному участнику — естественно, он выигрывает», констатировал Собянин. И тут же заявил об увольнении Михаила Ремизова — директора крупнейшего поставщика лекарств для Москвы ГУП «Столичные аптеки». «Они слишком конкурентоспособны», — пошутил мэр: в 2009 г. выиграли 77% конкурсов, в 2010 г. — 57%. Собянин распорядился приостановить лекарственные тендеры и провести ревизию: «Я предупреждал: не надо играть с бюджетными деньгами».
На сайте tender.mos.ru «Ведомостям» удалось отыскать контракты со «Столичными аптеками» на 2011 г. на сумму 6,9 млрд руб. По словам московского чиновника, в год эта компания получала заказы на сумму до 12 млрд руб. и была одним из крупнейших поставщиков Москвы.
Конкуренция искусственно ограничивалась некорректно составленной документацией, рассказал начальник управления Москонтроля Игорь Тужилин. В заявках на закупку указывались торговые марки препаратов, а не международные непатентованные наименования: в итоге преимущества получали конкретные производители (возможность замены товара «аналогичным» предусматривалась, но сторонней компании трудно доказать, что ее товар «аналогичный»).
В одном лоте смешивались разные лекарства, а цена указывалась не за единицу товара, а за партию из нескольких лекарств в целом, это затрудняет сравнение цен. Еще одна хитрость — отсутствие четких сроков поставки, нарушение которых может дорого обойтись сторонней компании, заключает Тужилин.
По словам московского чиновника, что именно закупать в каждом лоте, всегда определяет заказчик — префектура или профильный департамент правительства. Как правило, заказчиком по тендерам, выигранным «Столичными аптеками», выступал департамент здравоохранения Москвы, связаться с его представителем вчера не удалось, отправленный запрос остался без ответа. Представитель «Столичных аптек» отказался от комментариев.
Основная часть махинаций уже давно сместилась в сторону формирования документации, ведь сама процедура торгов регулируется очень жестко, а с 2011 г. все аукционы будут проводиться в электронном виде, рассказывает партнер «Альфа консалтинга» Александр Иванов. Так, в случае с мебелью спецификация указывается очень подробно, под конкретный товар, при закупке автомобиля могут не указать марку, но прописать точную длину в миллиметрах, а в конкурсах на НИОКР устанавливают невероятно сжатые сроки исполнения работ. До недавнего времени был популярен универсальный способ — вставка латинских букв вместо кириллических для затруднения поиска заявки, но сейчас он почти не используется, говорит Иванов.
|