Непросто складываются отношения города Казани и Татарстана с отечественным кинематографом. К 2010 году Казань после «столетий ущемлений» добилась от Москвы максимальной сатисфакции. И Миллениум, в отличие от Москвы, Казань отметила. И «Ак Барс» - чемпион. И «Рубин» «Барселону» бивал. И Универсиаду Казань получила, и Чемпионат Мира по футболу (если победит заявка России ) получит. И третьей столицей Казань назвали. Все есть у Казани. Нет только хорошего кино.
Конечно, в Казани есть свои кинематографисты. И они, каждый год выдают «на гора» километры пленки. Их фильмы показывают на каких-то фестивалях, они получают какие-то призы. Их кто-то смотрит, но о них почти никто не знает. Не то, что в России, даже в Татарстане. То ли духу им не хватает какого-то, то ли размаха? Иначе говоря, в Казани всегда понимали, что без кино не стать вровень с Москвой и Питером, даже если растолкать всех соседей руками. Короче, статус надо закрепить кинематографом. Чтобы все как у взрослых было. Да желательно, чтобы соседи не только уважали, но еще и полюбили, как родственника. И здесь без кино никуда. Потому что только произведения искусства могут создать городу легенду, потому что только кино может показать его душу. Но не баловало отечественное кино Казань прежде. Можно вспомнить разве только «Ивана Грозного» с Черкасовым и все. А ведь так хочется, чтобы в мировом масштабе! Особенно сейчас. Когда грядет Универсиада. Должна же быть у города своя «фишка» Не карнавал же бразильский для гостей проводить на берегах Средней Волги.
Роман с большим кинематографом в Казани начали сразу после обретения Суверенитета. Минтемир Шаймиев не хуже Владимира Ильича понимал, какое из искусств является для Татарстана важнейшим. В 1992 году суверенный Татарстан выделил режиссеру Булату Мансурову, по некоторым данным, весьма значительные средства из бюджета республики. Как утверждают осведомлённые источники, и сегодня выделенные тогда ресурсы порадовали бы многих кинематографистов, а 18 лет назад для того кооперативного времени и кооперативного кино случай был небывалым и носил истинно вселенский масштаб. О «Тёплых ветрах Булгар» тогда много писали СМИ, было много восторгов и ожиданий.. Как же … свой.. доморощенный татарин.. вот-вот породит что-то эпическое, глобальное… И весь мир ахнет. Но минуло 18 лет, а фильма в оговоренном объеме до сих пор нет. Неужели так монтажно-тонировочный период затянулся? Некоторые, правда, до сих пор ждут. И почему то не пытаются спросить : Где деньги, Зин ? И где, кстати, декорации с реквизитом?
Но так или иначе, определенная тень на отношения большого кинематографа и Казани упала. Не то чтобы очень мрачная, но достаточная, чтобы улыбку переродить в гримасу. Однако без кино нет харизмы. Сначала Голливуд нарисовал американскую мечту, а потом Америка победила в «холодной войне». Поэтому в Казани сделали еще одну попытку обрести всенародную любовь и дали денег на кино Ренату Ибрагимову. Певец использовал деньги по назначению и снял хорошее кино. Но вот ведь незадача: Ибрагимов произвел на свет музыкальный фильм, а это уже лет тридцать как «неформат» для широкого экрана. Фильм «не прозвучал». Неявная гримаса переросла в угрюмую физиономию. А по московской кинотусовке пошли разговоры о том, что Татарстан мечтает о кино и дает деньги без счета.
Разнообразные маэстро стали наезжать в Казань, снисходительно обещая «все устроить» за татарские деньги. В Казани почувствовали подвох, и, на словах обещая заезжим всенародным кумирам «решить все вопросы», напряглись в ожидании неприятностей.
Но не зря говорят, что не надо думать о плохом. Не стоит создавать дурные мыслеформы. Они непременно материализуются. Пришла беда откуда не ждали. Повторимся, Казани очень хочется попасть в большое кино. Поэтому аксакалы уговорили всенародного любимца Сергея Есенина, простите, Сергея Безрукова, снять именно в Казани свою «Самую реальную сказку».
Были, правда, некоторые сомнения, мол, зачем русский лубок рисовать в столице Татарстана. Но они быстро отпали. Уж больно хорош Безруков. Ударили по рукам. Порешили, что половину бюджета выделит республика, а половину звезда добудет в Москве. Не торгуясь, Татарстан отсчитал денежки. Работа закипела. Долгожданные съёмки большого кино в Казани начались! Пресса запела. Власть возгордилась. Но….опять, двадцать пять! Кино нет, как нет. А все потому, что Безруков, освоив казанскую часть бюджета, так и не смог привлечь федеральное финансирование. А ведь обещал… Может быть в Москве решили, что «Самую реальную сказку» с лешими, чертями и Бабой-Ягой все таки лучше снимать не в Казани, а в Суздале или Ростове Великом? Вернее было бы. Или что-то другое помешало, не суть. Важно другое. Универсиада на носу, а Казань, по большому счету, за границами России мало известна. Откуда возьмутся сотни тысяч запланированных туристов, которые должны окупить затраты. Да и в России Казани по-прежнему любви бы хотелось побольше, а не зависти.
Снимут ли «Сокровища озера Кабан» «кинопроклятие» с Казани»?
Федеральный центр, видимо, больше Казани озадачился этим вопросом. Тем более что, нравится это кому-то или нет, но отныне выделение средств, в том числе и на социально-значимое кино, стало более осмысленным и сегментированным. Как стало недавно известно, Фонд поддержки отечественной кинематографии, созданный В. Путиным, выделил средства для проекта «Сокровища озера Кабан», в основе которого древняя легенда Казани. Таким образом, Москва ясно дала понять, что Россия нуждается в хорошем кино о Казани. Единственное, что не сообщалось, куда же все-таки пропали декорации и реквизит «Тёплых ветров древних Булгар».
Материал был почти готов, но ему явно не хватало комментариев ньюсмейкеров. Поэтому мы связались с автором идеи фильма «Сокровища озера Кабан» Андреем Николаевым - пусть человек пораньше познакомится с анамнезом. Мы прислали ему наше небольшое расследование или наши домыслы, это как ему будет угодно, на актуальную тему.
Комментарий А.Николаева:
«Вы какую-то жуть нарисовали. Представляю заголовок: «Проклятие Казани»!!! Руки уже дрожат и дыхание замирает… А если серьёзно, то эпоха кооперативного кино действительно уже закончилась. Главное сделать правильные выводы. Большое кино в Казани в любом случае будет снято! А «Сокровища озера Кабан» - тот самый проект, который кинематографическими средствами позволит открыть Казань стране и миру. Все шаги, предпринятые кинокомпанией до сегодняшнего дня: собственное финансирование проекта, привлечение средств Фонда поддержки кинематографии, реализация бизнес-направлений в кинематографе, сотрудничество с правильными партнёрами показывают, что мы двигаемся в верном направлении. И потому мы надеемся, что и результат будет правильным».
Похвальная уверенность. Мы тоже в курсе, что отношение к кино в Москве поменялось. Но вот поменялось ли что-нибудь в Казани?
|